Елена Вдовина
Конспект образовательной деятельности «Путешествие в мини-лабораторию»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
Образовательная область «Познавательное»,«Художественно-эстетическое развитие»
Тема:«Путешествие в мини лабораторию»
Группа общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет
Подготовила:
Воспитатель:
Вдовина Елена Сергеевна
Тема: «Путешествие в мини лабораторию».
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Путешествие в мини-лабораторию“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности
Задачи:
Обучающие задачи:
- расширить представления детей о значимости воздуха и воды в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды, и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Работа над словарем:
Приемы руководства деятельностью детей :
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей :просьба о помощи, разъяснение, комментирование.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия:мотивация, работа с практическим материалом, демонстрационным материалом, беседа, вопросы к детям.
3. Приемы организации практической деятельности детей : словесные, наглядные.
4. Приемы поддержания интереса у детей: игровые.
5. Приемы оценки и самооценки: похвала.
Создание среды для организации и проведения занятия:презентация, столы,, демонстрационный материал, альбомные листы,сахар, соль, сода, перманганат калия, лимонная кислота, 2 баночки с раствором акварели желтого и синего цветов, мерные ложечки, палочки деревянные, соломинки для коктейля, макет вулкана- гейзера, колонка со спокойной музыкой.
Виды детской деятельности в ОД :
Игровая.
Коммуникативная.
Двигательная.
Восприятие художественной литературы.
Познавательная.
Безопасность.
Трудовая.
Планируемые результаты:
Умение взаимодействовать сообща.
Расширение и активизация словарного запаса.
Решать поставленные задачи.
Критерии оценки деятельности детей на занятии :
1. Активность
2. Самостоятельность.
3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
4. Сопереживание.
5. Эмоциональность
Интеграция образовательных областей :
Области Интеграция Решаемые задачи
Познавательное развитие Рассматривание демонстрационного материала. Развивать эстетическое восприятие, образные представления.
Социально-коммуникативное развитие Практические действия Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.
Беседа: «Вода». Учить владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве)
Коммуникативная чтение стихов и потешек о воде.
Прививать умения планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения
Речевое развитие Опыты и эксперименты с водой и воздухом Формировать умения делать выводы.
Физическая культура Физминутка
Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.
Совершенствовать мелкую моторику рук.
План занятия
1. Вводная часть:
Приветствие.
Создание мотива для деятельности детей.
Словесный приём,загадки.
2. Основная часть:
Опыты с водой и воздухом
Физминутка
Практическая деятельность
3. Заключительная часть:
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов занятия.
Длительность занятия:20 мин
Ход занятия
1. Вводная часть.
Приветствие гостей
Введение проблемно-игровой ситуации.
Словесный приём,загадка.
Организационный момент: А у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем гостей.
Здравствуйте, мои дорогие
Маленькие и большие
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся. (с движениями)
Ребята давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям!
И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.
- Ребята, вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
- Правильно, лаборатория — это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А вы любите экспериментировать? (Дети отвечают)
Предлагаю вам поиграть в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории, а я, так как старше вас, буду старшим научным сотрудником. И мы с вами, как настоящие учёные вместе попытаемся провести опыты с…. а вот с чем вы узнаете отгадав загадки
Я и туча, и туман,
И ручей и океан,
и летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Вода) (слайд 2)
Ребята посмотрите на экран, это модель Земного шара, большая часть поверхности Земли покрыта голубой краской, как вы думаете, что он обозначает? (Ответы детей). Правильно –это вода- моря и океаны. А что же обозначает зеленый цвет? Коричневый цвет? Желтый? Встречаются на суше голубые пятнышки ниточки. Кто догадался, что это (Ответы детей)). Если дети не догадаются, то объясняю, что это озёра и реки.
Чтение стихов, потешек о воде
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.
На плите у вас кипит, паром чайника шипит,
Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем. (Воздух). (Слайд 3)
Молодцы, значит с чем мы сегодня будем проводить опыты с водой и воздухом. Социально-коммуникативное
развитие.
Речевое развитие.
2. Основная часть.
Путешествие в мини лабораторию
2. Практическая деятельность (Отправляемся в научную лабораторию).
- Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала нам нужно одеть шапочки и халаты и запомним правила безопасности: (слайд № 4)
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
• вставать с места,
• трогать оборудование и приборы,
• засовывать что-либо в нос, рот, уши.
-Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают)
-Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы.
-И для вас у меня первая загадка: чего в этом зале очень много, но мы этого не видим? (Дети отвечают)
Правильно – это воздух
Ребята, если человек без воды сможет прожить несколько дней, то без воздуха жизнь не возможна. Воздух нам необходим для дыхания, давайте проведем эксперимент «Сколько времени можно не дышать?»
Опыт № 1
-Сейчас мы проведем такой опыт, что все в этом зале смогут увидеть воздух.
На первом столе стоят стаканы с водой и трубками.
1. Детям предлагается подуть через соломинки в стакан с водой.
-Что мы видим? ( Дети: Пузырьки воздуха, воздух)
-Откуда берется этот воздух? ( Дети: Дети вдыхают его и выдыхают через трубочку)
-Куда деваются пузырьки воздуха? ( Дети: Всплывают из-под воды, и воздух возвращается в зал)
-Почему пузырьки не остаются в воде? ( Дети: Потому что воздух легче воды)
-Да, воздух легче воды. Это подтверждено множеством экспериментов. Один из них мы сегодня проведем.
-Какого цвета воздух? ( Дети: у воздуха нет цвета, воздух прозрачный)
-Можно ли услышать воздух? ( Дети: можно услышать ветер, вьюгу).
Рядом на столе стоят стаканы с чистой водой и соком.
Предлагаю детям попробовать сначала воду (у воды нет вкуса, то есть она безвкусная)
А теперь попробуем какой сок? (ответы детей)
Посмотрите на столе стоит солонка и сахарница. Давайте добавим в чистую воду соль, пробуем, какая стала вода? (соленая, а почему? Потому что добавили соли). А теперь положим в воду сахар, попробуем, какая стала вода (сладкая, а почему? Потому что добавили сахара)
Опыт №2
Сейчас мы еще раз убедимся в том, что воздух существует.
Проходим ко второму столу стоит таз с водой, листы бумаги и стаканы.
Возьмите по одному листочку сомните его и положите в стакан, переворачиваем стакан и медленно опускаем в таз с водой. Достаем стаканы и видим, что листы остались сухие. Делаем вывод. Что листы остались сухими, потому что в стакан заполнен воздух.
Опыт №3
Подходим к третьему столу.
Лежат целлофановые мешочки. Стоит коробочка с разными запахами.
Чтобы узнать имеет воздух запах или цвет его нужно поймать.
Держите наши волшебные мешочки, которыми вы будете ловить воздух. Посмотрите какой воздух? (Безцветный, прозрачный)
Давайте его понюхаем. Имеет воздух запах? (не имеет запаха)
А чем пахнет воздух в этой коробочки? (шоколад).
- Значит, что лежит в этой коробочки? ( Дети: шоколад. Открываю коробочки, в нем лежал шоколад).
Достаю шоколад из коробочки и опять дают детям понюхать воздух в коробочке
- Шоколада в коробочке нет, что же пахнет шоколадом? ( Дети: воздух в пакете пахнет шоколадом).
И так со всеми коробочками
- В итоге, воздух не пахнет, пахнут предметы в нем!
Игра дети становятся по кругу, воспитатель задает вопросы, а дети отвечают- если «Да»-то хлопают в ладоши, если «НЕТ»- то топают ногами.
Игра "Бывает - не бывает".
•Воздух бывает теплый? (Бывает)
• Воздух бывает чистый? (Бывает)
• Воздух бывает пушистый? (Не бывает)
• Воздух бывает легкий? (Бывает)
• Воздух бывает грязный? (Бывает)
• Воздух бывает сердитый? (Не бывает)
• Воздух бывает холодный? (Бывает)
• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).
Опыт № 4
- А теперь начинаем опыты на окрашивание воды. На занятиях по рисованию мы учимся смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется? ( Дети: акварель). У меня здесь две баночки с белой и синей краской. Хотите узнать какой цвет получится, если их смешать?. Проверим! (Двое детей берут стаканчики с белой и синей краской и одно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается голубой).
Рисование снежинок.
Опыт № 5
Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом.
(растворяю в воде кристаллики марганцовки, дети любуются, завороженные этим зрелищем).
Какого цвета получился раствор? ( Дети: малиновый). А что будет, если туда добавить прозрачную жидкость? ( Дети: ничего, цвет слегка побледнеет. добавляю пипеткой в раствор немного перекиси водорода и жидкость становится прозрачной).
Физ. минутка (слайд № 5).
Опыт №6
- В заключении нашей встречи предлагаю вам устроить извержение вулкана! Нет, вулкан нельзя, техника безопасности не позволяет… Тогда – водяной вулкан, т. е. гейзер! Мои помощники уже сконструировали кратер (достает макет гейзера, осталось только его активировать!
Приглашает подойти ко мне поближе. Дети насыпают в «кратер» соду и лимонную кислоту, воспитатель выливает в кратер воду и, зал ахает от неожиданности – гейзер извергает шипучий фонтан.
3. Заключительная часть
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов занятия - Вот и закончились наши опыты и эксперименты в научной лаборатории. Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Дети отвечают).
– Мне, ребята, очень понравилось быть ведущим сотрудником научной лаборатории. У меня в лаборатории сегодня работали очень хорошие помощники-лаборанты. Все умеют договариваться, доброжелательны, готовы выручить друг друга в любую минуту, справедливо решали возникшие несогласия. Лаборанты сегодня очень хорошо планировали свою работу.
И я хочу вам сделать небольшие подарки – блокноты, куда вы можете зарисовывать все свои интересные наблюдения.
- На этом наше путешествие в лабораторию опытов и экспериментов не заканчивается.
Посмотрите три вазы с цветами красные, желтые и зеленые. Кому понравилось занятие и вы считаете, что справились со всеми заданиями, возьмите красный цветок. Кому что- то не понравилось, и вы считаете что справились не со всеми заданиями возьмите зеленый цветок, и кому совсем не понравилось занятие возьмите желтый цветок.
Говорю спасибо, прощаемся с гостями.