Елена Кожина
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Всё интересное о бумаге»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №12 «Светлячок» города Галича Костромской области
Конспект образовательной деятельности с воспитанниками
старшей группы «А».
по «Познавательному развитию».
Тема: «Всё интересное о бумаге».
Подготовила : воспитатель д/с №12 «Светлячок»
Елена Михайловна Кожина.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Всё интересное о бумаге“» размещена в разделах
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Дать представление, об истории происхождения бумаги, и свойствах.
- Развивать познавательную активность детей.
- Способствовать активному участию каждого ребенка в решении проблемных ситуаций.
- Формировать чувство уважения к истории и труду людей в освоении предметов окружения.
Образовательная область «Речевое развитие»
- Расширять словарный запас детей (слова «древесина», «целлюлоза», «глянцевая бумага», береста, берестяная грамота, пергамент и др.).
- Следить за лексической, грамматической и произносительной сторонами речи.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» :
- закреплять умение детей работать с ножницами и клеем.
Образовательная область «Физическая культура» :
- Развитие мелкой моторики,
- Общая разгрузка организма.
- Развивать у детей наблюдательность и внимание к «опасным» свойствам бумаги - горение.
Материал: По одному листу белой и цветной бумаги А4, листа бумаги для акварели, простой писчей бумаги и, глянцевой бумаги - по количеству детей, цветные салфетки.
Большая прозрачная емкость для воды, клей, ножницы.
Предварительная работа:
- просмотр презентации на компьютере «История появления бумаги»;
- беседа «Детям спички не игрушка» (об опасности огня).
Ход занятия
На столах раздаточный и демонстрационный материал. Дети стоят вокруг воспитателя.
Ребята! Мы собрались с вами на очередное заседание клуба юных исследователей! А о том, что мы будем сегодня исследовать, вы узнаете, отгадав загадку:
Я белая, как снег,
Дружу с карандашом,
Где он пройдет,
Там заметку кладет. (БУМАГА)
Вы хотите узнать о бумаге, что-нибудь новое и интересное. Тогда садитесь, будем ее исследовать. (Дети садятся за столы) Ну, что ж, заседание клуба юных исследователей начинает свою работу
- Закройте глаза….(шелест бумаги).
- Что это за шум? Верно, так шелестит бумага.
Возьмите все по листочку, пошелестите вместе – какой красивый звук – это волшебный звук бумаги.
Замечательно! Садитесь удобнее, мы начинаем. Известный детский поэт С. Михалков одно из своих стихотворений посвятил бумаге. Оно называется:
«ЛИСТ БУМАГИ» :
Простой бумаги свежий лист
Ты бел, как мел. Не смят и чист,
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука.
Чем станешь ты? Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?
Однажды карандаш цветной
Пройдется по всему листу,
Его, заполнив пустоту.
И синим, будет пароход,
И черным будет в небе дым,
И солнце будет золотым.
И так, ребята, как вы думаете, для чего людям нужна бумага? (предположения детей).
Вы знаете, а ведь люди научились писать гораздо раньше, чем появилась бумага. Одни народы писали на сырых глиняных плитах, другие - на дощечках, залитых воском, выдавливая буквы острой палочкой.
Высекали надписи на камнях. (Показ).
Посмотрите, что это такое? (воспитатель показывает иллюстрацию с берестой).
Правильно, это береста. Мы уже говорили, что береста – это наружная часть березовой коры. Очень давно люди писали и на бересте.
Очень давно люди писали и на бересте. Были так называемые берестяные грамоты.
Буквы на ней процарапывались острыми костяными инструментами. Это был очень тяжелый труд.
Затем люди изобрели листы из тонкой кожи молодых животных – ПЕРГАМЕНТ. Были даже целые пергаментные книги.
И этот способ написания был тоже неудобным, так как для защиты от царапин их приходилось оковывать медью. Такая книга было очень толстой и тяжелой.
И тогда человек изобрел другой материал. Как вы думаете, какой? Да, правильно! Бумагу. На ней было очень просто писать, рисовать.
- Как вы думаете, откуда бумага берется? Она растет на дереве? Или ее можно выкопать из земли? (Ответы детей). Ну конечно, нет!
Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Они очень долго хранили его в секрете. Только через века Европа узнала, как делать это чудо – бумагу.
Но я вас не зря спросила о дереве. Как вы думаете, где делают бумагу? Бумагу делают на бумажной фабрике или целлюлозно-бумажном комбинате.
- Из чего ее делают? Не знаете? Так я, сейчас, вам расскажу. Слушайте.
На фабрику из леса привозят сосновые и еловые бревна. С них сдирают кору, измельчают на щепки, которые сортируют и отправляют на варку. Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков: одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют. Так, переходя от валиков к валикам, древесина превращается в бумагу.
Давайте мы с вами вспомним то, что вы знали о бумаге :
1. На чем писали люди, когда бумаги еще не было? (на скалах высекали изображения, на глиняных и восковых дощечках, на папирусе, бересте).
2. В какой стране впервые изобрели бумагу? (Китай)
3. Из чего китайцы придумали делать бумагу? (из дерева)
Давайте уточним основные этапы получения бумаги (из ствола дерева получают древесину, её расщепляют, варят, высушивают, полируют, и получают бумагу).
Ну вот, мы с вами и узнали историю возникновения Бумаги.
А какая она мы узнаем после маленькой физкультминутки:
Физкультминутка.
(стоя)
Мы бумагу мяли, мяли,
Мы бумагу рвали, рвали
Так, что пальчики устали
Мы немножко отдохнём
И опять её порвём.
Молодцы! Отдохнули? Присаживайтесь. Рассмотрите то, что у вас лежит в тарелочках на столах. Это разная бумага. Давайте, мы ее исследуем.
- Какая она? (гладкая или шершавая, толстая или тонкая). Дети гладят листы и ощупывают и отвечают на вопросы.
- Давайте теперь сомнем лист бумаги. Что с ней происходит? Да, правильно. Она мнется!
- Какая бумага легче мнется? Толстая или тонкая? Правильно, легче мнется тонкая бумага.
А теперь попробуем ее разорвать на кусочки.
- Что вы можете мне сказать? Она рвется. Значит материал не прочный. Какую труднее рвать? Толстую.
- А что с ней можно сделать с помощью ножниц? (резать лист ножницами)
- Что вы узнали? Правильно. Бумага хорошо режется.
- Как вы думаете, что произойдет, если мы положим лист бумаги в емкость с водой. (Вызываем 2 детей). Что произошло? Бумага намокла.
Давайте, сравним мокрую бумагу с сухой.
- Что вы можете сказать? (Отв. Детей) Правильно ребята. Мокрая бумага становится более мягкая, чем сухая. Она легче рвется и без звука.
- Что еще можно сказать о бумаге, которая попала в воду? Правильно! Сухая бумага плавает, а как только промокнет, сразу начинает тонуть, и, в конце концов, утонет совсем.
- Ребята, что это такое? (воспитатель показывает бумажные салфетки)
- Что вы можете сказать о них? Правильно! Они тонкие, легкие, легко рвутся, мнутся.
- Для чего нам нужны салфетки? (Ответы детей).
Ребята, давайте скатаем из этих красивых салфеток шарики, опустим в воду и посмотрим, что с ними произойдет. (дети вместе с воспитателем делают шарики из салфеток и опускают в воду).
Что вы видите?
Салфетки намокают, тонут и раскрываются, как цветы.
- А согнуть пополам ее можно? Согните белый лист, как вам захочется. (Дети пробуют выполнить задания с бумагой). Что вы можете на это сказать? Бумага хорошо складывается.
- Какая бумага лучше складывается – тонкая или толстая? Давайте проверим вашу версию. (Воспитатель вызывает двоих детей, и они складывают бумагу – один тонкую, другой толстую).
- Давайте попробуем ее скатать, скрутить! (Дети скатывают, Что еще мы узнали? Правильно, бумага скатывается и скручивается. (В конце опыта каждый делает вывод).
- Посмотрите, внимательнее на тарелочки, Что это такое? (показ клея) Правильно! А для чего он? Как вы думаете? Да, мы попробуем склеивать бумагу. Что получилось? Бумага склеилась! Вывод. (отв. детей) Бумага склеивается.
- А еще, ребята, бумага очень хорошо горит. Но мы с вами беседовали о том, что огонь очень опасен, особенно для детей. Поэтому жечь бумагу мы не будем.
И так подведем итог нашим исследованиям. Что вы можете сказать о свойствах бумаги.
Вся бумага рвется, мнется, горит, складывается, склеивается, скатывается, скручивается, намокает, режется, плавает, тонет.
- Ребята, давайте вспомним, для чего нам с вами бумага в детском саду?
Правильно! Мы на ней рисуем, клеем, из нее мы делаем интересные игрушки. Какие вы помните? (веселая ворона, рыбка, собачка, цыпленок и т. д.) Молодцы!
И так, давайте подведем итог наших исследований:
- Что вы можете сказать о бумаге? Какой она бывает? Правильно! Бумага бывает гладкая, шершавая, глянцевая, матовая, толстая, тонкая.
- О каких свойствах бумаги вы сегодня узнали?
- Бумага мнется, рвется, режется, скатывается, скручивается, сгибается, склеивается, намокает, плавает, тонет, горит.
Ребята, что надо сделать, чтобы меньше пилили деревьев, для изготовления бумаги. Правильно! Надо бережно к ней относиться.
Заключительная часть.
Ну, вот мы и исследовали бумагу, узнали историю ее появления. Познакомились с ее свойствами. Я уверена, что вы теперь будете бережнее относиться к бумаге.
А еще я вам хочу сказать, что когда ученые заканчивают свои исследования, узнают все, что им хотелось, они очень радуются своим открытиям – поют песни, кричат - ура! Давайте и мы с вами порадуемся нашими открытиям
Посмотрите, сколько у нас красивой бумаги. Давайте мы ее соберем, выйдем на ковер и запустим красивый, праздничный салют, и крикнем радостное - Ура! (Дети выходят и подбрасывают бумагу вверх). Получается салют.
На этом работа нашего клуба юных исследователей закрывается до следующих исследований. Вы все молодцы!