Наталья Ярушина
Конспект занятия «Дикие звери наших лесов» в ОО «Речевое развитие»
Цель: Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни.
Задачи:
Образовательные: Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие звери наших лесов» (лес, зверь, животное, медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, кабан, еж, барсук, бобер, детеныш, зимовка, шерсть, мех, берлога, логово, нора, дупло; зимовать, питаться, менять, линять, накапливать; дикий, хищный, пушной, осторожный, хитрый, опасный). Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -их-, -иц-; притяжательных прилагательных). Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков в игровой деятельности.
Публикация «Конспект занятия „Дикие звери наших лесов“ в ОО „Речевое развитие“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающие : Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного и слухового внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности. Развитие навыков звукового и слогового анализа слов.
Воспитательные: Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, взаимопонимания, доброжелательности инициативности, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: Многофункциональное панно, дидактические игры, ноутбук, картинки диких зверей, мешочек с орехам, шишками, грибами, мячи Су-Джок.
Предварительная работа: Просмотр видеофильмов, презентаций, энциклопедий «Дикие звери наших лесов». Прослушивание и просмотр СD с записью голосов диких животных, чтение рассказов о животных. Разучивание подвижной игры «На водопой».
Составление сложноподчинённых предложений со словом значит.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности:
Игровая (квест), двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Ход занятия
1. Мотивационно-побудительный этап.
В: - Доброе утро, ребята! У нас с вами сегодня гости, давайте поприветствуем их.
Дети:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю!
Всех, я вас приветствую!
Стук в дверь
В: -Ребята, вы слышите кто - то стучит?
Почтальон достаёт письмо и передаёт воспитателю.
В: - Дети вы хотите узнать, от кого письмо? Что нам написал Старичок – лесовичок?
Дети: высказывают собственное мнение.
Воспитатель открывает конверт и читает письмо.
___
«Дорогие ребята, пишет вам старичок – лесовичок. В нашем лесу случилась беда. У наших белок пропали запасы. Помогите нам их найти, выполните задания, которые для вас приготовили лесные звери. А задания вы найдёте, отгадав загадки»
2. Организационно- поисковый этап
- Чтобы узнать от кого первое задание вам нужно отгадать загадку:
По снегу бежит – петляет.
К зиме шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно.
Дети. …Заяц. Потому, что он меняет к зиме шубку, с серой на белую.
(Дети находят карточку- задание 1 за картинкой "Заяц"
___
-1Задание от зайца такое: Произнести чистоговорку
Старайтесь говорить чётко, красиво. Следите за произношением звуков.
Ло-ло-ло-есть у белочки дупло.
Ле-ле-ле-тепло белочке в дупле.
Су-су-су-мы видели лису.
Су-су-су- нора лисы в лесу.
Скороговорка: Сеня в лесу встретил лису.
Сначала медленно, потом быстрее, затем быстро. Все вместе.
Воспитатель: Молодцы справились с первым заданием
- А вас ждет следующая загадка и задание.
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит - бродит он молчком,
Уши серые торчком.
Дети. …Волк. Волк рыщет в поиске добычи и у него серая шерсть.
___
«Ребята, почему нас называют «Дикие звери»?
2. Задание Упражнение «Почему так называются»
(потому, что они живут в лесу, сами строят себе жилища, добывают пищу, заботятся и воспитывают детенышей).
Молодцы!
___
- А вас ждет следующая загадка и задание.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Дети. …Лось. У лося широкие, развесистые рога. И у лося есть копыта.
3. Задание Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Сейчас я буду показывать на панно части тела животных, а вы будете говорить, чьи они.
Воспитатель показывает рога лося.
1 ребё нок: Лосиные рога.
Воспитатель показывает нос лисы.
2ребё нок: Лисий нос.
Воспитатель показывает уши зайца
3ребё нок: Заячьи уши.
Воспитатель показывает лапы волка.
4ребё нок: Волчьи лапы.
Воспитатель показывает хвост белки.
5ребё нок: Беличий хвост.
Воспитатель показывает часть медвежьего туловища
6ребё нок: Медвежье туловище
Молодцы, ребята! Я горжусь вами!
___
Посмотрите-ка, какая:
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой,
На увертки мастерица,
А зовут её…
Дети. …Лисица. У неё красивая шуба и пушистый хвост. Она хитрая, изворотливая.
___
4Задание от лисы: «Мои лисята очень любят играть. Покажите, пожалуйста, веселую игру для моих детёнышей».
Логоритмическое упражнение «На водопой»
(Дети выполняют движения согласно тексту, делая шаги на каждый ударный слог).
Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой. (Идут по кругу друг за другом).
За мамой - лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая).
За мамой - лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках).
За мамой - ежихой катился ежонок, (Двигаются в глубоком приседе).
За мамой - медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку).
За мамою - белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью).
За мамой зайчихой – косые зайчата, (Продолжаютпрыгать, сделав ушки из ладоней).
Волчица вела за собою волчат, (Крадутся большими шагами).
Все мамы и дети напиться хотят. (Поворачиваются лицом в круг, делают «лакательные» движения).
Молодцы ребята! Лисе и лисятам очень поправилась игра.
___
Всю зиму между елками
Проспал мешок с иголками.
«Ф-ф. ф — хватит спать,
Пора вставать!» (Еж)
Как вы догадались? (у ежа есть иголки, зимой он спит под листвой и снегом)
Ёжик приготовил задание для ваших пальчиков.
___
5Задание Игра с массажными мячиками «Ежики».
Ежик, спрячь свои иголки – мы же дети, а не волки!
(Сжимаем мяч в руке, перекладываем из руки в руку)
Мы хотим тебя погладить, мы хотим с тобой поладить.
(Катаем мяч по столу левой, затем правой рукой)
Ёж иголки отряхнул, завернулся и заснул.
(Катаем и сжимаем мяч в обеих руках)
___
Я скачу туда – сюда
По деревьям ловко.
Не пустеет никогда
У меня кладовка.
Дети. …Белка. Потому что она всё время скачет с ветки на ветку и делает это она очень ловко.
___
6Задание Упражнение «Составь схему»
Ребята, вы должны выложить звуковую схему слова лиса.
Проверьте друг друга, а потом уберите карточки в контейнер.
7Игра «Зоопоезд»
Воспитатель : Ребята вот в этом замечательном зоопоезде животных повезут в зоопарк.
А теперь определите, сколько слогов в названии вашего животного. Сажайте животных в вагоны и говорите, кто в каком вагоне поедет и почему?
___
Лесники её котят
Взять её не захотят,
Её не крикнешь «Мурка, брысь!»
Потому что это рысь…
Дети. …Рысь. Это дикая лесная кошка. У неё есть котята.
___
8Задание Составление описательных рассказов.
Давайте мы сделаем подарки для животных - составим о них рассказ. А поможет нам в этом схема.
Рассматривание схемы.
Составление детьми описательного рассказа о диком животном.
Молодцы,ребята!
9 Игра – «Угадай на ощупь»(дети определяют в мешочке орехи, шишки, грибы на ощупь, называя их)
В. : -Молодцы нашли запасы белок.
Я горжусь вами, ребята! Вы пополнили все задания диких животных и нашли беличьи запасы!
А сейчас послушайте от благодарной белочки песенку.
10. Рефлексия:
В. : Ребята вам понравилось помогать белочкам? Как мы ещё можем помочь белкам?
Какое задание вам понравилось больше? А какое задание вам показалось сложным?
Какое у вас настроение.
Лесовичок приготовили для вас в подарок раскраски и игру. (Детям раздаются подарки)