Ольга Кобякина
Конспект НОД «Знакомый незнакомец апельсин»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно исследовательской
деятельности на тему:
«Знакомый незнакомец апельсин»
для детей старшей группы
Цель: формировать представления детей о воздухе и умение находить его в предметах.
Задачи:
1. Образовательные задачи: продолжать знакомить со свойствами воздуха (воздух лёгкий, легче воды); расширять представления детей о составляющих здорового образа жизни; закреплять умение группировать предметы по разным признакам.
Публикация «Конспект НОД „Знакомый незнакомец апельсин“» размещена в разделах
2. Развивающие задачи: развивать интерес к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; развивать логическое мышление, творческое воображение, внимание.
3. Воспитательные задачи: воспитывать интерес к окружающему миру и совместной деятельности детей и взрослых.
Предварительная работа: беседы с детьми о правильном и здоровом питании, загадывание загадок о фруктах и овощах, проведение опытов с воздухом (воздух невидимый, воздух можно поймать); чтение сказки С. Путина «Сказка о воздушном шарике»
Методы и приё мы: наглядный, игровой, словесный, создание проблемной ситуации, физминутка, опытно-экспериментальная деятельность, здоровьесбережение.
Материалы и оборудование: ёмкости для воды, лупы, фрукты (яблоко, апельсин, мандарин, лимон, банан, груша); предметные картинки с изображениями продуктов питания (овощи, молочные продукты, мясо, рыба, колбаса, чипсы, газировка); бумага, фломастеры.
Ход НОД
1. Вводная часть: (формирование у детей внутренней мотивации к
деятельности)
Дети вместе с воспитателем играют в настольную игру «Найди пару». Раздаётся звонок телефона. Воспитатель берёт трубку и выясняется, что Кирилл сегодня не придёт в детский сад, потому что он заболел.
Воспитатель: Ребята, сейчас позвонила мне мама Кирилла и сказала, что Кирилл заболел и не придёт в детский сад. Вам жалко Кирилла? Я думаю, ему так будет скучно без нас. Как же нам порадовать Кирилла?
Дети: Можно сходить к нему в гости.
- Можно написать ему письмо.
- Можно ему позвонить по телефону.
- Можно передать ему сладости или фрукты.
Воспитатель: Эта идея мне нравится. Молодцы, ребята! Мы можем Кириллу передать фрукты, тогда он быстрее поправится. Ребята, как вы думаете, почему так говорят: «Если ты весел-ты здоров, если хмур- заболел»?
Дети: Потому что когда ты весёлый и у тебя хорошее настроение, то у тебя ничего не болит. А когда у тебя что то болит, то тебе, уже не весело, настроения нет и тебе грустно.
2. Основная часть:
Воспитатель: Что же нам необходимо для того, чтобы всегда быть здоровыми и весёлыми?
Дети: - Для этого нам нужно заниматься спортом.
- В холодную погоду тепло одеваться.
- Принимать витамины и правильно питаться.
Воспитатель: Верно, необходимо правильное питание. Что значит «правильное питание»?
Дети: - Это еда, полезная для человека.
- Если человек будет есть эту еду, то не будет болеть.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель демонстрирует картинки с изображениями продуктов питания (овощи, молочные продукты, рыба, мясо, чипсы, сухарики, газированные напитки, сок).
Воспитатель: Как вы считаете, какие из предложенных продуктов питания полезные, какие не очень, а какие даже вредны для здоровья?
Дети выбирают картинки с «правильными» продуктами, объясняя свой выбор.
Дети: - Овощи есть полезно, потому что в них много витаминов, которые помогают человеку быть здоровым.
- Чипсы, газированные напитки, сухарики это вредная еда, потому что если её есть то будет болеть живот и зубы, а это неприятно.
- Молочные продукты полезны для человека, потому что укрепляются кости.
- Рыба и мясо тоже полезны для человека потому что, они делают человека умным и сильным.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Дети: Правильное питание – залог здоровья.
Воспитатель: Какие вы ребята молодцы, а какие полезные продукты здесь не представлены?
Дети: - Это фрукты.
Воспитатель: Чем полезны фрукты?
Дети: У фруктов тоже много витаминов и полезных веществ, которые помогают человеку не болеть и всегда быть в хорошем настроении.
Воспитатель перед детьми на стол выкладывает фрукты: (яблоко, груша, апельсин, мандарин, лимон, банан)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Перед вами лежат фрукты. Мы с вами сейчас их исследуем и проведём один очень интересный опыт. Рассмотрите фрукты и назовите их.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Ребята, разложите, пожалуйста, фрукты на группы по вкусу.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Сколько групп у вас, получилось и какие?
Дети: У нас получилось две группы. Это сладкие и кислые фрукты.
Воспитатель: Молодцы! Как ещё можно сгруппировать фрукты?
Дети: Ещё их можно разложить по цвету и величине (дети выполняют задание)
Воспитатель: Верно, а ещё по текстуре кожуры. Посмотрите, есть фрукты с гладкой кожурой, а есть с неровной, пористой.
Дети раскладывают фрукты по группам.
Воспитатель: Сколько групп получилось?
Дети: получилось тоже две группы.
Воспитатель: По какому признаку вы группировали фрукты?
Дети: По кожуре, по цвету, по величине, по вкусу.
Воспитатель: Тогда какой можно сделать вывод?
Дети: Фрукты можно группировать по разным признакам и при этом получается разное количество групп.
Воспитатель: Молодцы! А отгадайте загадку.
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь,
В нём полезный витамин.
Это – спелый … апельсин.
Воспитатель: Что вы знаете об апельсине?
Дети: Апельсин большой.
- Он круглый и оранжевый.
- Апельсин сочный и ароматный.
- Из апельсина можно сделать апельсиновый сок.
- Апельсин круглой формы и похож на солнышко.
Воспитатель: Точно, может мы, Кириллу нарисуем рисунок в виде яркого солнышка. Я думаю, он будет очень рад этому.
Дети коллективно рисуют на ватмане красками солнышко с лучиками.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какое весёлое и рыженькое у нас солнышко получилось Кириллу, точно понравится. Пока наше солнышко подсохнет предлагаю поиграть в игру «Апельсин»
Мы делили апельсин. (Сжимаем ручку в кулачок)
Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево)
Эта долька для ежа, (Разгибаем большой пальчик)
Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для бобра, (Разгибаем мизинчик)
Ну, а волку - кожура.! (Открытую ладошку поворачиваем
вправо-влево)
Он сердит на нас – беда
Разбегайся кто куда! (По окончанию текста дети должны
разобрать апельсины)
Кто остался без апельсина, выходит из игры.
Воспитатель: Молодцы ребята! Пока мы играли, наше солнышко высохло, осталось помыть апельсины и передать их Кириллу.
Проведение опыта с апельсином.
Воспитатель выносит ёмкость с водой.
Воспитатель: Интересно, ребята, как вы думаете, если апельсин бросить в ёмкость с водой, он утонет?
Дети: Да, потому что он тяжёлый и большой.
Воспитатель: Давайте проверим это. Достаточно он тяжёлый, чтобы утонуть?
Дети берут апельсины и бросают их в ёмкость с водой.
Воспитатель: Что вас удивило?
Дети: Апельсин не утонул.
Воспитатель: Как вы думаете, почему это произошло?
Дети: Может он лёгкий?
Воспитатель: Давайте очистим апельсин и бросим его в воду.
Дети вместе с воспитателем чистят апельсин и бросают его в воду.
Воспитатель: Что произошло?
Дети: Апельсин без кожуры утонул.
Воспитатель: Что мы можем предположить?
Дети: Что неочищенному апельсину не давала утонуть кожура.
Воспитатель: Как можно проверить, действительно ли кожура помогает апельсину не утонуть?
Дети: Надо бросить кожуру в воду и посмотреть, утонет ли она или нет.
Дети выполняют действия.
Воспитатель: Что произошло?
Дети: Кожура не утонула.
Воспитатель: Что же есть такого в кожуре, что помогает ей держаться на воде? Возьмите лупу и рассмотрите кожуру. Расскажите, какая она?
Дети: Кожура неровная, шершавая, пористая.
- В этих порах есть воздух, поэтом кожура плавает.
Воспитатель: Умницы! Значит можно сказать что….
Дети: Что воздух легче воды.
Воспитатель: Теперь вы знаете, что апельсин умеет плавать и что ему в этом помогает. Где человек нашёл применение этого свойства воздуха?
Дети: Надувные круги, матрасы, лодки.
Воспитатель: Ну вот апельсины мы помыли, рисунок нарисовали, осталось их передать Кириллу. Я позвоню маме Кирилла она придет к нам и передаст это всё Кириллу.
3 Заключительная часть:
(проведение детской рефлексии по итогам деятельности)
Воспитатель: О чем мы свами сегодня говорили?
Дети: Мы говорили о том, что если правильно питаться, то не будешь болеть.
- Мы узнали, что апельсины в кожуре не тонут, а могут плавать.
- А плавают они, потому что в кожуре есть воздух и он легче воды.
Воспитатель: Что особенно вам понравилось сегодня делать.
Дети: Понравилось рисовать и проводить опыт.
- Рассматривать кожуру через лупу.