Ирина Хантимерова
Конспект НОД «Знакомство детей с происхождением чая и самовара на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство детей с происхождением чая и самовара об обычаях и традициях русского народа.
Задачи: Расширять представление детей о народных обычаях, традициях интерес и любовь к народному творчеству. Обобщить и систематизировать знания детей о чае, его происхождении, истории его распространения по всему миру о традициях употребления чая в России, об истории самовара.
Активизировать познавательный интерес, внимание и память детей, развивать логическое мышление и воображение, связную речь.
Публикация «Конспект НОД „Знакомство детей с происхождением чая и самовара на Руси“» размещена в разделах
Материал: «Крестьянская изба», стол с лавками, самовары, 2 банки железные с чаем (черный, зеленый, чашки с блюдцами, ложки.
Угощения: чугунок с кашей, баранки, хлеб, соль.
Народные инструменты: щепки, шишки, ветки, угли. Карта мира, чашки с трубочками.
Ход НОД
Под звуки народной музыки с пением колядок входят в зал. Колядовщиков встречает хозяйка
Дети:
1. Наша – то коляда
Не мала, не велика
Не в дверь, так в окно
Пройдет все равно
Не ломай, не сгибай
Весь пирог подавай!
2. Приходила коляда
Накануне Рождества!
Кто дает пирога
Тому курья нога
Тому полон хлев скота
Овец с овсом
Жеребец с хвостом!
3. Ты, хозяюшка, подай!
Ты, Варварушка подай!
Открывай ворота.
Выноси – ка пирога!
Кто подаст лепешки –
Кто подаст каши –
Золотые чаши.
Хозяйка.
Здравствуйте, люди добрые
Вот вам угощенье,
Пряники, конфетки, покушайте детки!
Рады видеть мы гостей из далеких волостей.
Дальше не спешите, в избу проходите
По широкому двору да к накрытому столу
(Дети садятся за стол) на нем чашки с чаем в закрытом виде с трубочкой.
Воспитатель:
Гости сегодня нарядные да румяные,
Веселые да удалые
Везде бывали, много видали.
Хозяйка:
Мы гостям на праздник рады
Будет вам от нас награда.
Воспитатель:
Уважаемая хозяйка, спасибо за теплый прием,
а детки наши знают много пословиц и поговорок о гостеприимстве.
1. Руки да душа – горница хороша
2. Не красна изба углами, а красна пирогами.
3. Гость в дом – Бог в дом
4. Стол – Божья ладонь, а хлеб – Божий дар
5. Пошли Бог гостей – и хозяин будет сытый.
Хозяйка:
Доброе слово лучше мягкого пирога. Ласковое слово и кость ломает.
(Хозяйка ставит 2 банки железных с чаем)
Хозяйка:
Ну-ка гости дорогие угадайте, что находится в этих баночках.
Дети рассматривают и приходят к выводу, что в них чай – черный и зеленый.
Хозяйка:
Правильно это чай. По русскому обучаю я вас, дорогие гости, угощу вкусным ароматным чаем. Ну вначале давайте поговорим об этом напитке.
- Как вы думаете, в каких странах растут чайные кусты?
Дети:
В Китае, Индии, Японии, Турции.
Хозяйка:
Чай – род тропических вечнозеленых многолетних растений семейства чайных.
Существует 2 вида чая:
1. Китайский – произрастает в виде кустарника в горных районах Юго – Восточной Азии;
2. Ассамский (включая цейлонский) – произрастает в виде 10-15 метровых
деревьев в лесах Ассама.
Воспитатель:
Давайте покажем на карте эти страны. (Дети прилепляют на карту зеленые листочки) .
Хозяйка:
А в России растут чайные кусты?
Дети:
Да, они растут на юге – в Краснодарском крае (Показывают на карте).
Хозяйка:
По ваши рассказам я поняла, что вы знатоки чая и чайных традиций, я хотела, чтобы вы рассказали легенду о происхождении чая.
Ребенок:
Один китайский император любил совершать поездки по стране. Однажды во время путешествия он решил отдохнуть возле густого кустарника, лежал он и ждал, пока закипит вода в котле над костром. Император следил за своим здоровьем и пил только кипяченную воду. Внезапный порыв ветра занес в котел несколько листьев с кустов, которых позже назвали чайными. Когда император попробовал воду ему очень понравилось ее необычайный вкус. Он почувствовал прилив сил и отправился в путь раньше намеченного срока.
Хозяйка:
Все ли в давние времена могли выпить чаю?
Дети:
Нет, только богатые и знатные, так как чай был очень дорогим, и сначала его даже считали лекарством.
Хозяйка:
Какие сорта чая вы знаете?
Дети:
Чай бывает черный, зеленый, желтый, красный и даже белый.
Хозяйка:
Я всем показала чай 2-х сортов. Вы угодили, что это был черный и зеленый чай. А теперь попробуйте угадать на вкус, какой чай у вас в чашках. Через трубочку.
(Дети пробуют чай через трубочку)
Воспитатель:
Уважаемая хозяйка, дети рассказали тебе о том, что чай был доступен только богатым и знатным людям. Постепенно чай распространялся по всему миру, но сначала не все умели его готовить и поэтому случались разные смешные истории.
1-я история:
Английский моряк привез в подарок своей матери фунт чая. Она решила угостить соседей заморским блюдом, сварила в кастрюльке весь чай, потом слила горькую, темно – коричневую воду, а листья разложила по тарелкам и полила растительным маслом.
2-я история:
Один русский барин поручил своему слуге приготовить чай, тот сварил его, заправил перцем, луком и петрушкой.
Хозяйка:
А в России давным – давно придумали специальный прибор для кипячения воды. Отгадайте – ка что это?
Загадка:
Кто при царе в шапке сидит?
Дети:
Самовар.
Хозяйка:
А почему он так называется?
Дети:
Самовар сам варит, то есть кипитит воду.
(Дети вместе с хозяйкой и воспитателем подходят к выставки самоваров)
Вспомните, в каком городе изготавливались самые лучшие самовары.
Дети: В Туле.
Хозяйка: А какие бывают самовары.
Дети: Жаровые и электрические.
Хозяйка: Покажите жаровой самовар. Как вы его узнали.
Дети: У него есть труба для топки.
Хозяйка: Принесите то, чем топили жаровые самовары.
Дети приносят шишки, ветки, щепки, угольки. Набивают жаровую трубу.
А из каких самоваров чаще всего пьют чай в наше время.
Дети:
Из электрических (Показывают электрические самовары).
Воспитатель:
Самовары на Руси славились разнообразными формами (фасонов) и получали самые разные обиходные названия: «банка», «рюмка», «виза», «желудь», «груша», «репка», «пасхальное яйцо», «пламя».
Каждая фабрика старалась придумать свой не похожий на другой самовар.
Если вы соберете разные картинки, то покажите хозяйке некоторые из них.
Игра «Собери из частей»
Воспитатель:
Самовар – символ уюта, тепла семейного очага. Самовар покупали на всю жизнь, порой он переходил от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали. Стоили самовары довольно дорого – ведь их делали мастера высокой квалификации. Русские самовары были известны и любили не только у нас на родине, но и в других странах мира. Они награждались медалями и призами на международных выставках.
Хозяйка:
Вы так интересно рассказали про самовар, за это вас угощу настоящим русским чаем. Выбирайте предметы, которые нам понадобятся для чаепития и накрывайте на стол.
(Дети отбирают нужные предметы, объясняют назначение каждого из них. Когда чайный стол накрыт звучит запись русско – народные мелодии, хозяйка заносит самовар)
Дети вместе со взрослыми запивают чай, рассказывая о правилах заваривания и традициях русского чаепития (пили чай в больших количествах, на свежем воздухе, напившись чаю, переворачивали чашку вверх дном и ставили на блюдце).
Пока чай заваривается давайте вспомним пословицы и поговорки о чае и самоваре.
Выпьешь чайку – забудешь тоску
Самовар кипит – уходить не велит.
Чай пьешь – до 100 лет проживешь
За чаем – не скучно
Если чай не пьешь, где силы берешь?
Печка – матушка, а самовар – батюшка.
Тихо звучит музыка (русско – народная мелодия) дети садятся за столы, хозяйка угощает кашей, чаем.