наталья Аношина
Сценарий развлечения «В гостях у чая. Знакомство с историей чая и правилами чаепития»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство с историей чая, правилами чаепития.
Задачи:
- познакомить детей с историей чая, с правилами его заваривания, с правилами культурного чаепития; с историей самовара;
- развивать познавательный интерес детей, расширять кругозор, развивать творческие способности детей, память, смекалку, внимание;
- воспитывать любовь к русским народным традициям, культуру поведения.
Оборудование:
на столах скатерти, чашки с блюдцами, самовар; музыкальный зал "превращается" в чайную.
Публикация «Сценарий развлечения „В гостях у чая, Знакомство с историей чая и правилами чаепития“» размещена в разделах
- Посиделки
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Чай, чайные листья
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2017
Ребята приносят из дома выпечку, заранее заваривается чай.
Ведущая: Я рада видеть вас всех в нашей горнице на посиделках. Присаживайтесь рядком, да поговорим ладком. Слайд 1
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Слайд 2 Перед вами карта мира, где можно увидеть все страны. Кто может показать, где расположена наша страна – Россия? (Показ ребенка.) На нашей планете много разных стран. У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Как вы понимаете слово «традиция»? (Ответы детей.) Слайд 3 Правильно! «Традиция» - это слово не русское, в переводе с латинского оно означает «передача». Традиция – то, что передается от одного поколения к другому. Традиции бывают и семейные. Сегодня мы поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.
Чай — китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
Чай – это кустарник (Показ иллюстраций с чайным кустарником.) Слайд 4 Какую часть растения используют для приготовления чая? (Ответы детей.) Слайд 5
Но также - Чай — это прекрасный, полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Он хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.
Слайд 6 А теперь мы с вами отправимся в путешествие! На родину чая- Китай, где его начали разводить 2,5 тыс. лет назад. Он там ценился очень высоко. Императоры дарили чай своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных церемоний. В Китае любят пить зеленый чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или чашке с крышкой.
Слайд 7 А сейчас перенесемся в Японию.
В стране восходящего солнца тоже оче6нь любят пить чай. Чай пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и красивыми национальными предметами.
Слайд 8 Следующая страна, в которую мы отправимся это Англия. В этой стране очень часто бывает дождливая, пасмурная погода, поэтому англичане не представляют свою жизнь без чая. В Англии пьют чай в основном в публичных местах – в так называемых «чайных садах». Англичане пьют чай три раза в день, строго в определенное время: утром – за завтраком, в 13 часов за ланчем, и обязательно вечером, ровно в 17 часов.
Слайд 9 Мы дальше продолжим своё путешествие и отправимся в Россию. В России чай появился 360лет назад в виде подарка от монгольского правителя русскому царю. С особым размахом чаепитие осуществлялось в купеческих домах: часами сидели купцы за чайными столами. Кто-то любил пить чай из блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, что бы остудить. Сахар обычно не клали в чай, а пили вприкуску. Самым главным на столе был самовар. Его ещё называли генералом.
Для того чтобы испробовать чай и вспомнить наши русские традиции, мы с вами должны пройти ряд заданий.
И так ребята давайте подойдем к первому столу. Задание 1. На столе стоит ящик черного цвета. Все заинтригованы. А ведущий, развернув свиток, читает:
«В черном ящике находится продукт, который перед употреблением два раза термически обрабатывают, но в пищу употребляют не всё, а лишь остатки от вторичной обработки».
Затем он оглядывает собравшихся и спрашивает: «Что это?»
Едва ли у гостей будут затруднения с ответом. Конечно, это чай. В черный ящик нужно поместить чай, (черный, красный, зеленый, белый, улун). Задание 2. Дети отгадывают какого цвета тот или иной чай. Слайд 10
Ведущий: Давайте перейдем к следующему столу. И так с разновидностями чая мы познакомились. Следующее задание у нас такое! Задание 3 с родителями «Разбери пакетики и попробуй узнать вид чая». Молодцы ребята! Справились с заданием.
А теперь давайте с вами подойдем к 3 столу и познакомимся с видами чая. Задание 4 «Виды чая». Слайд 11
Ведущий:
Отгадайте загадку:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
И всем чай пить велит. (Самовар) (Слайд 12)
Правильно, это самовар. На Руси пили чай из самовара. Самовары появились в 1679 году. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров самоварщиков. И каждый хотел, чтобы его самовар был самый лучший, самый красивый. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами.
Я думаю, что каждый из вас видел самовар. А вот вряд ли кто из вас бывал в музее самоваров. Первый музей был создан далеко от родины самовара - в Минске, столице Белоруссии. Его коллекция насчитывает более 1000 самоваров. Не так давно открыт музей самоваров в Туле.
Самовар видели все, а вот видимо не все знают, как он устроен. Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливали заварной чайник. Задание: «Собери самовар»
Ведущий : В России издавна любили чай и умели вкусно заваривать. Ведь заваривание чая – интересный и важный ритуал. И с ним мы сейчас познакомимся.
Ребята, что нужно для того что бы организовать чаепитие?
(Начнем с чайных принадлежностей. Сначала нарядная скатерть.
Затем сервиз на планируемое число персон или подобранные по стилю и размеру чашки, сахарница и чайник. Как называется посуда, из которой мы пьем чай? (Чайный сервиз)
Ведущий: Заваривать чай мы будем в заварочном чайнике, который хорошо держит тепло.
– Заварочный чайник промыть и обдать кипятком 2 раза. Вылить кипяток и положить 2–3 ложки заварки, залить кипятком до половины чайника, закрыть крышкой и оставить на 5–7 минут. По какому признаку мы можем узнать, что в чайнике кипяток? (идет пар). Будьте предельно внимательны, так как кипяток очень опасен. Что может произойти? (можно обжечься). Поэтому желательно чай самим не наливать. Посмотрите, в какой цвет окрашивается вода, что происходит с листочками. По истечении времени чайник долить горячей водой полностью. И чай готов! Ребята, а с чем обычно пью чай? (Ответы детей)
Физ минутка (Слайд 12-17)
Ведущий : Переходим к последнему заданию. На столе лежат листочки с продуктами, что издавна по традиции пили в прикуску с чаем. Задание 5 «С чем ты хочешь попить чай»
А теперь не пора ли нам, ребята, попить чайку? Приглашайте гостей к столу.
Чай у нас не простой, а с разною травой, пейте -не разливайте и на вкус определяйте. (дидактическая игра «Определи на вкус») Пожалуйсте к столу, чем богаты, тем и рады!
Песня с видео «Самовар»
Итог: Педагог: - Дети, что нового и интересного мы узнали о чае? ( ответы детей: как он растет, и как его собирают, и как его правильно заваривать, и с чем его пьют.)
Когда вы придете домой, расскажите своим близким все эти интересные истории и угостите их чаем.