Оксана Питько
Конспект НОД «Как жили люди на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Как жили люди на Руси».
Формирование толерантного отношения дошкольников к культуре народов России.
Цель:
Воспитывать интерес и уважение к людям разных национальностей, к их культуре и деятельности, учить находить отличительные особенности людей, живущих в разных странах.
Задачи:
1. Познакомить с особенностями внешнего вида русского народного и татарского костюмов.
2. Воспитывать уважение к обычаям и традициям разных народов.
3. Способствовать развитию речи.
4. Познакомить детей с новыми словами (лапти, ичиги).
Ход НОД:
Сколько сказочных мест у России,
Публикация «Конспект НОД „Как жили люди на Руси“» размещена в разделах
Городов у России не счесть,
Может где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Под синим небом горы и овраги,
Кругом поля, раздолье, ширина,
Бегут тропинки и пути-дороги,
Это все российская Земля.
В нашей стране живут люди разных национальностей.
Живут в России разные народы с давних пор,
Одним – тайга по нраву, Другим – степной простор.
У каждого народа Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит, Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод,
Один – кумыс готовит, Другой – готовит мёд.
Одним – милее осень, Другим – милей весна.
А Родина Россия У нас у всех одна.
На столе лежит камень с тремя направлениями: по первой пойдете – в сказку попадете, по второй пойдете – в лабиринт попадете, а по третьей пойдете – то к подружкам попадете.
Ребята, какой же нам путь выбрать?
Ответы детей.
Теперь отправляемся в путь.
Физкультурная минутка:
Изменили мы ходьбу на носочки встали,
Потянулись мы чуть-чуть потолок достали,
Спину держим прямо, ноги ближе,
А голову выше, выше!
Поднимаем выше ноги,
Мы шагаем по дороге!
Ну а теперь ребята сядем рядком, да поговорим ладком. Мы попали с вами в мастерскую одежды.
Ребята, для чего нам нужна одежда? А знаете, как в старину называли одежду? Её называли оболочка. Одеваться значит облачаться.
Одежда предмет первой необходимости, она укрывала наше тело от непогоды и палящего солнца с одной стороны, а с другой выражает представление о красоте.
Показ сказочных иллюстраций «курочка Ряба», «царевна Лягушка» и «Хаврошечка».
Обратите внимание на то, как была одета бабка, где праздничная одежда, а где повседневная.
Рассматриваем куклы в русском национальном костюме и татарском национальном костюме.
Русский народный костюм это частичка русского народа, он состоит из рубахи, сарафана, передника, анучи, лапти.
Рубаху красиво украшали вышивкой. Вторым основным элементом является сарафан. Посмотрите, как красиво украшен наш костюм. Это не просто крестики, ромбы, кружочки, в старину они многое обозначали.
Извилистая линия это вода. Круг – солнышко. Квадрат или ромб – земля. Крест берег людей от злых сил.
Украшая этими знаками люди, надеялись, что это им принесет здоровье, счастье, хороший урожай. Одежда должна была не только согревать, но и оберегать от сил зла. Вышивка служила оберегом – т. е оберегала человека.
А здесь у нас кукла Айгуль в татарском национальном костюме. У татарок камзол из бархата, рубаха из парчи. Вся одежда из черных дорогих тканей. Вся расшита орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора, цветы, листья, веточки.
Игра. Определи костюм по фрагменту «Части - целое».
Эй, ребята! встаньте в круг!
Вот как много стало рук!
Чьи же руки расскажите и ладошки покажите,
А теперь за руки взялись и по кругу пробежались,
Сделаем поуже круг, крышу сделаем из рук,
Получился круг друзей,
В этом доме стало жить нам веселей.
Возвращаемся к камню. Куда же нам дальше указывает стрелка?
Загадки про обувь. В шкатулке разрезные лапти и маленькие лапти. Два котика, четыре хвостика.
Дидактическая игра. «Какая обувь для чего нам нужна».
Лапти дети ставят в середину и объясняют почему. Потому что лапти носили в старину и зимой и летом. Одно плохо – лапти быстро снашивались. Летом за три дня, зимой за десять.
«Ох, лапти мои, лопаточки мои,
Огороды вы пахали, танцевать сюда попали».
Лапти эта русская обувь, а ичиги это татарская обувь. Её делали из кожи, войлока, и украшали растительными элементами.
Рассматривание иллюстраций.
А мы возвращаемся опять к нашему камню. У нас остался последний указатель.
Физминутка:
Если б все на свете были одинакового цвета (покрутить головой,
Вас бы это рассердило, или радовало это (покачать головой,
Видеть мир привыкли люди белым, желтым, синим, красным (наклоны,
Пусть же все на свете будет удивительным и разным.
Ребята, посмотрите, какая-то коробочка! А в ней что лежит? Лоскуток, вата, палочки, нитки.
Как вы думаете, для чего нам все нужно? Мы сегодня с вами говорили много о костюмах, обуви разных народов.
А ведь дети любили играть в разные игры, игрушки. В давние времена игрушки нужны были не только для того, чтобы играть, но они еще служили оберегом для детей.
А сейчас я вам предлагаю тоже сделать таких кукол, которые бы оберегали вас.
Работа детей.
Как повезло тебе и мне,
Мы родились в такой стране,
Где люди – все одна семья.
Куда не глянь – везде друзья!