Елена Карпова
Конспект НОД «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зимующие птицы».
Занятие № 1 (Воробей, ворона, сорока).
Цель: - уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах, формировать понятия
«зимующие птицы», познакомить с условиями жизни птиц;
- способствовать развитию познавательных интересов: внимания, памяти, через
отгадывание загадок;
Публикация «Конспект НОД „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
- воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой.
Наглядный и дидактический материал: картинки с птицами (ворона, сорока, воро
бей, Д/И «Лесные заморочки», магнитофон, аудиозапись «Голоса птиц»,
Ход занятия.
Организационный момент.
Чтение стихотворения Е. Благининой «Улетают, улетели…»
- О каких птицах говорится в стихотворении? Как называются такие птицы?
Основная часть.
-Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие).
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- А сейчас отгадайте загадку
Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По двору шныряет,
Крохи собирает,
По ночам кочует,
Коноплю ворует. (Воробей.)
Воробей.
- Верно, а как он выглядит? (Показ иллюстрации.)
Воробей – маленькая, очень подвижная птица с округлой головкой, короткой шеей, толстым округлым туловищем, короткими и овальными крыльями. Клюв у него тонкий, твёрдый, к концу заострённый; короткие, но сильные ножки, хвостик он держит поднятым вверх. В холдную пору сидят воробьи, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Они чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли. Где же они зимуют? (В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах.) Где они находят пищу? (Во дворах, на свалках, в кормушках.) Вы слышали какие звуки они издают? (Включить аудиозапись чириканья.) Воробьи селятся стайками. Если сторож заметит в небе хищника, кричит «чир – р» - и воробьи улетают.
Сорока.
- Слушаем следующую загадку:
Эта птица – непоседа
Одного с берёзой цвета.
Кто это? (Сорока.)
- Как она выглядит? (показ иллюстрации.) Что вы знаете о сороке? (Ответы детей.)
Сорока – крупная птица с красивым чёрно- белым оперением. Окраска перьев на голове, крыльях и хвосте с зеленоватым отливом, а на боках белая. Хвост длинный, ноги большие, сильные, клюв изогнут книзу. Летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место; ходит сорока небольшими шажками с приподнятым хвостом, а летая хвост держат веером. Кто знает, почему её называют сорокой – воровкой? (Любит блестящие вещи, уносит их и прячет.) Где она устраивает гнездо? (В густых ветвях деревьев или кустарников.) Само гнездо шарообразной формы, а вход сбоку. Какие звуки издаёт сорока? (Включить аудиозапись.) Напоминают эти звуки треск, стрекот.
- Какую пользу приносят сороки? (Истребляют насекомых и грызунов, переносят семена растений, в их брошенных гнёздах селятся маленькие птицы.)
Ворона.
- Послушайте ещё одну загадку:
Носит серенький жилет,
Но у крыльев - чёрный цвет.
Видишь – кружат 20 пар
И кричат: кар – кар – кар. (Ворона.)
(Показ иллюстрации.) Что вы знаете о вороне? Опишите её.
Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица. Она хорошо приспособилась жить рядом с человеком, прекрасно изучила его привычки и характер, даже научилась извлекать для себя пользу из деятельности человека. Свои гнёзда они строят на деревьях или в густых кустарниках, которые внутри устилают пухом, сухими травинками и перьями. Ворона часто разоряет гнёзда других птиц. Но и у ворон есть опасный враг. Ночью, когда птицы безмятежно спят в своих гнёздах, на них может напасть лесной филин. Не прощают вороны зла. И если найдут убежище филина, налетают на него всей стаей. Вороны не только громко каркают, они умеют подражать, например, собачьему лаю, смеху человека, а обученные птицы даже произносят отдельные слова. Послушайте, какие звуки издаёт ворона. (Звучит аудиозапись.)
Физминутка «Вороны».
(См. занимательный материал.)
Беседа.
- Давайте поговорим об условиях жизни птиц зимой. Птицам зимой холодно. Чем же они питаются?
- Хватает ли им пищи?
- Почему не хватает?
- Чем мы можем помочь птичкам?
- Что для этого нужно?
- Как нужно следить за кормушками? (Очищать от снега, и подсыпать корм.)
Игра «Назови ласково».
Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, воробей, голубь.
Д/И «Лесные заморочки».
(По описанию характерных признаков дети должны узнать и назвать птицу.)
Игра «Снежный ком».
Дети смотрят на картинку одной из зимующих птиц и рассказывают о ней по очереди: первый ребёнок – первое предложение, второй – первое предложение и своё, третий – повторяет два первых и добавляет своё и т. д.
Итог занятия.
Обобщающие вопросы по теме занятия.