Наталья Шнякина
Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии»
▼ Скачать + Заказать документы
Родина, Отечество… Это у каждого человека свое, и оно на протяжении всей жизни определяет многое, если не сказать - всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где произнесены первые слова, где сделаны первые шаги, - именно это необходимо каждому человеку.
О важности изучения родного края в воспитании детей дошкольного возраста указывал ещё Я. А. Коменский. В своем труде «Материнская школа» он отмечал, что «… до 6 лет ребенок должен познать место, где он родился и где живет: деревню, город.
Актуальность
Публикация «Доклад „Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии“» размещена в разделах
- Мордовия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью : наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и
все, что связано с мордовской культурой. В традициях национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы и творчества.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от
родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит народ : «С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песенки, потешки. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские, мордва, татары, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы
на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен,
вернуть утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего.
Цель
Построение качественного образовательного процесса, направленного на введение личности ребенка – дошкольника в мир культуры, духовную атмосферу родного края. Ввести деятельность нового поколения в то русло, по которому развивалась деятельность старших поколений. Приобщать детей к общечеловеческим ценностям, приобщение дошкольников к культуре мордовского народа; формирование у детей чувства любви к родине на основе ознакомления с культурой и традициями родного края.
Задачи:
Обучающие:
- Дать детям общее представление о Мордовской республике.
- Расширить круг сведений о традициях и культуре мордовского народа.
- Расширить и углубить знания детей о многонациональности республики.
Развивающие:
- Оказать помощь семье в формировании ценностной сферы личности на основе
приобщения к традициям и культуре мордовского народа.
- Формировать способы и средства познавательной деятельности.
- Формировать нравственно-патриотические качества – воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину.
Воспитывающие:
- Содействовать формированию уважительного и внимательного отношения к близким, способности к сопереживанию, воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине.
- Воспитывать заботливое отношение к растениям, животным, бережное отношение к окружающему миру.
- Воспитывать чувства гордости за достижения народов, проживающих не территории Мордовии.
- Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями календарные
праздники.
Гипотеза
Воспитать патриота своей Родины принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы можно, если воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические чувства через синтез искусств (музыка, изобразительная деятельность, художественная литература).
Основная часть
Приобщение ребёнка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского, мордовского и татарского народа : тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица.
Я в своей группе уделяю большое внимание работе по формированию у детей духовно нравственных норм и привитию им любви к родному краю, начиная с младшего дошкольного возраста и до выпуска детей в школу. На основе народного творчества я воспитываю патриотические чувства к родной земле – Мордовии, родному языку, к мордовской культуре и истории нашего края. Мы создали развивающую среду в группе – это национальный уголок, посвященный мордовским, русским, татарским ремёслам, быту, традициям народов Мордовии. Разработали картотеку мордовских, русских, татарских подвижных игр; ряд дидактических игр; составили картотеку пословиц, поговорок, загадок, потешек и
т. д. Рассматривая мордовский национальный костюм куклы, дети видят колорит, самобытность мордовского народа. Знакомимся с элементами узора (галочка, крест, ромб, ступенька). В формировании духовно-нравственного воспитания детей необходимо :
Формировать у них желание поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами (желание жить по совести);
Развивать способность понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать;
Воспитывать стремление к любви, добру, терпимости, мужеству, проявляющимся в различных жизненных ситуациях;
Прививать детям чувство собственного достоинства, веры в свои возможности. Мы разучиваем с детьми мордовские песни и пляски, знакомим их с музыкальным фольклором Мордовии. У нас регулярно проходят утренники, праздники, развлечения, на которых звучат мордовские песни, разучиваются мордовские народные игры, дети читают стихи о Родной Мордовии, о красоте её природы, о любви к ней. Интересно всегда проходят такие праздники, как «Веселая масленица», «Встреча весны», «Защитники Родины», «Ветераны победы», «Хлеб наше богатство», «Осенняя ярмарка», «Святой покров». Народные праздники и мордовские традиции занимают большое место в
приобщении детей к народной культуре. В своей работе с детьми, я широко использую все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы). Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди Мордовии – все это я стараюсь передать своим воспитанникам, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.
Изучая традиции, жизнь и быт мордовского, русского народов, дети усваивают
нравственные нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и приумножать богатство родной земли.
Для эффективности работы мною созданы перспективные планы с учетом тематических планов, календарные планы, рабочая программа по духовно- нравственному воспитанию, а также ведется текущая документация.
Работа с родителями
Большое внимание уделяем работе с родителями. Для эффективности в работе с родителями мы используем как традиционные формы, так и нетрадиционные.
Традиционные :
- родительские собрания;
- Дни открытых дверей;
- Консультации (коллективные, индивидуальные, тематические, проблемные);
- беседа;
- анкетирование;
- совместные праздники и развлечения, викторины;
Нетрадиционные :
- Консультация для детей воспитывающихся дома;
- беседы за круглом столом;
- брифинги;
- выпуск газет;
- экскурсии;
- участие в совместных выставках на базе МДОУ и города.
Знакомим родителей с традициями своего народа и принципами организации воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирования толерантного отношения к культуре различных народов. Организовываем круглые столы по обмену опыта семейных традиций; конкурсы на лучшие национальные рецепты, «книжки-малышки о семье»; конкурс кукол в национальных костюмах; проводим семинары-практикумы. Вместе с родителями разучиваем национальные игры мордовские,
русские, татарские, как проводить национальные игры в семье, предлагаем родителям читать детям мордовские сказки («Пугливая мышь», «Горячие сани», чтение татарской народной сказки «Три дочери», учим потешки, пословицы; предлагаем ряд дидактических игр («Собери узор», «Укрась сарафан», «Кто в
домике живет», «Узнай по описанию»).
Работа с микросоциумом
Через экскурсии, произведения литературы продолжаем знакомить с достопримечательностями родного города (театр, музей, храм, зоопарк). Проводим целевые прогулки по ближайшим улицам Б. Эрзи, Лихачева, Т. Бибиной, знакомим, в честь кого они названы. Посещаем библиотеку имени Некрасова, нам показывают мини-музей в детском саду, также посещаем храм.
Предполагаемый результат
- Нравственно-патриотическое воспитание формирует у дошкольников представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
- У детей формируются знания об обычаях, традициях мордовского народа, умения восхищаться своим городом и страной.
- Самостоятельно воспроизводить некоторые формы культурного поведения.
- Проявлять доброе отношение к сверстникам. К совместным действиям, проявлять сочувствие, оказывать элементарную помощь.
- Формируется умение выделять изделия мордовского декоративно-прикладного искусства из групп изделий и предметов быта других наций.
Литература:
1. Программа «Региональный модуль «Мы в Мордовии живем» Саранск, 2011г
2. Хрестоматия к программе «Валдоня» : пособие для дошк. образов. учреждений РМ/ - Саранск 2004. – 352с.
3. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева и др. 2013.