Алие Бетулаева
Конспект НОД «Живая и неживая природа» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать представление о живой и неживой природе, об их взаимосвязи.
Задачи:1. Расширить представление о природных и искуственных объектах, о живой и неживой природе;
2. Сформировать целостный взгляд на природу и место человека в ней;
3. Сформировать у детей представление о необходимости бережного отношения к объектам живой и неживой природы;
4. Сформировать позновательный интерес к изучению окружающего мира.
Публикация «Конспект НОД „Живая и неживая природа“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Оборудование и материалы: проектор и экран, ноутбук, презентация, раздаточный материал, мячик
Ход занятия:
I. Мотивационно-побудительный:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: (Загадка - ребенок)
Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года
Это все вокруг. (природа).
Слайд 1 Тема нашего сегодняшнего занятия- живая и неживая природа. Все мы знаем слово природа. Но что это?
Вот лес -это природа?
А поезд, который везет нас к лесу?
А река?
А лодка на реке?
А кошка?
А окошко, на котором она сидит?
А щенок- природа?
А мячик, с которым он играет?
Давайте сделаем вывод, что такое природа?
Слайд2
Вос-ль К природе относится все что нас окружает: солнце, воздух, вода, реки и озера, горы и леса, растения, животные и сам человек.
К природе не относится только то, что сделано руками человека: поезд, лодка, окно и сам дом, мячик и другие игрушки. Всё это- искусственные предметы. Природа- это то, что существует без помощи человека, а «не природа» - это все то, что сделано руками человека.
А как вы думаете, природа и вещи которые сделал человек, связаны между собой? Да, все искусственные вещи все когда-то были частью природы и взяты у неё человеком. Мы природу создать не можем, а только пользуемся ею.
На какие два мира можно разделить всю природу?
Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы.
Давайте разделим на две группы картинки, которые лежат перед вами: в одну сторону положим объекты живой природы, в другую-неживой. Ну-ка, что у вас получилось (ответы детей)
Слайд3 Ребята посмотрите на экран. К неживой природе относится : солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды. К живой природе относятся : растения, животные и грибы.
Значит, должны быть какие-то подсказки, которые помогают отличить живое от неживого. Давайте разберемся, какими они могут быть.
Вос-ль: Продолжая разговор о природе, я приглашаю вас отправиться на телевидение и побывать в гостях у нескольких телепередач, а так же побывать участниками этих передач.
Физкультминутка «Мы – шоферы».
Едем, едем не машине,
Нажимаем на педаль.
Скорости переключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли
Вправо, влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер.
Мы — шоферы хоть куда!
Программа: «Умники и умницы». (проигрывается заставка-мелодия этой передачи).
Вос-ль: - Вот мы и попали на программу «Умники и умницы».
- Правила этой программы таковы – нужно отвечать очень быстро и четко.
(игра «Кто я?»)
Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы должны их отгадать и, если отгадка относится к живой природе, хлопнуть в ладоши, а если к неживой- топнуть ногой.
Я умею свистеть, выть, раскачивать деревья. Кто я? (Ветер)
Я умею расти, цвести, радоваться. Кто я? (Растение)
Я умею летать, бежать, плыть по небу. Кто я? (Облако)
Я умею согревать, освещать. Кто я? (Солнце)
Я умею питаться, передвигаться, дышать Кто я? (Человек, животное, птица, насекомое)
Я умею летать, кружиться, укрывать поля. Кто я? (Снег)
Молодцы, замечательно справились с загадками! И мы с вами увидели, что есть подсказки-признаки, по которым мы можем отличить живую и неживую природу. Давайте рассмотрим эти признаки по очереди.
А сейчас мы с вами отправляемся на другую телепередачу. (Звучит заставка к программе «Клуб путешественников»)
Слайд5
Первый признак- все живое ДВИГАЕТСЯ. Мы с вами умеем двигаться? А любим? Тогда давайте подвигаемся вместе!
Физкультминутка
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно
(дети поднимают руки вверх, в стороны, потягиваются)
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем- мы с тобою! (дети машут руками, словно крыльями)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай и дельфинов догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
Вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет, интересно?
(ходьба на месте на носочках)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос.
(повороты головы вправо-влево)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе?
(прыжки на месте)
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко высоко, высоко!
(прыжки вперед-назад)
Вот голодная лисица
(ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса.
(потягивания- руки вверх)
Тяжело вздыхает,
(глубокий вдох и выдох)
Садится, отдыхает.
(дети садятся на свои места)
Вот как замечательно мы умеем двигаться! Ходим и бегаем мы при помощи ног. А как двигается кошка? Есть у нее ноги? (ответ детей)
А что помогает двигаться птице?
У нее есть крылья и лапы.
Как двигается змея, у которой нет крыльев и ног? А рыбки в аквариуме?
Но облака и вода тоже двигаются-облака плывут по небу, вода течет… живые ли они? Поэтому, говоря о живом и неживом, надо искать несколько признаков-подсказок!
Значит отправляемся на следующею телепередачу Галилео (муз. заставка)
Слайд6
Ешё один признак-все живое РАСТЕТ, то есть увеличивается в размерах. Растут ребятишки, растут кошки и мышки, растут ромашки и березки, растут и грибы-всё это живая природа.
Слайд7
А для того чтобы расти, всему живому нужно ПИТАТЬСЯ, потому что еда это те «кирпичики», из которых мы с вами построены. И чтобы мы с вами были красивыми и здоровыми, эти «кирпичики» должны быть полезными и разнообразными!
Назовите на слайде полезную еду.
Итак, мы выяснили, что все живое движется, растет и питается.
Слайд8
Ребята отправляемся дальше
Программа: «В мире животных». (муз. заставка)
Все живое дышит.
Давайте вдохнем воздух и почувствуем, как он оказывается внутри нас. а теперь выдохнем его-фууууууу,как будто дует ветер. При дыхании мы вдыхаем воздух в себя и выдыхаем его обратно. Что у нас участвует в дыхании?
А как дышат другие живые существа, например, рыбы?
Опыт. Дышат ли рыбы?
Наблюдают как рыбки подплывают к поверхности воды, захватывают пузырьки воздуха (дышат). Взрослый подводит детей к пониманию, что дыхание рыб в воде возможно. Рыбы дышат воздухом, который растворен в воде, в дыхание у них участвует жабры.
Слайд 9
А ещё всё живое дает ПОТОМСТВО, детенышей, т. е. воспроизводит себе подобных. Давайте поиграем- я буду показывать вам картинки животных, а вы называете детеныша этого животного.
(игра)
Молодцы. Ребята отправляемся дальше на передачу «Академия знаменитых наук»
Слайд10
Кошка, птица, змея, рыба-это все животные.
А как назвать вместе ромашку, фиалку, березку?- это растения.
Как вы думаете растения живые или нет? (ответ детей)
Да, правильно, они растут. Давайте посмотрим видеоролик, который покажет нам как растения питаются, дышат и даже двигаются!
ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА «Живая и неживая природа»
Итак, мы с вами убедились, что растения тоже живые.
А частью какой природы является человек?
Человек растет, питается, дышит, дает потомство, значит, человек- тоже часть живой природы.
Слайд11
А теперь посмотрите на слайд и скажите, объекты живой или неживой природы на нем изображены? А, почему, давайте докажем, что они неживые.
Чем похожи все живое?
По каким признакам камень неживой?
Кто докажет что песок неживой?
Кто объяснит про воду?
Итак, почему все эти предметы относятся к неживой природе? Нет признаков жизни!
Слайд12
Итак, природа имеет две формы, живую и неживую. Предметы живой природы имеют отличительные признаки :
-двигаются
- растут
-питаются
- дышат
-дают потомство
Предметы неживой природы таких признаков не имеют. Объекты неживой природы не дышат, не питаются, не размножаются. Но они могут изменяться.
О. Давайте возьмем кусочек льда и подержим на ладошке или положим на блюдце на стол. Что произойдет со льдом?
Он изменится- растает, превратится в воду. Если мы эту воду снова поместим в холодильник, что произойдет? Она снова замерзнет, станет льдом.
Слайд13
Все изменения, которые происходят с объектами живой и неживой природы, называются явлениями природы.
Явления природы-дождь, снегопад, листопад, подготовка животных к зиме, цветение растений- очень разнообразны и интересны для наблюдения.
Сейчас мы побываем в гостях у передачи «АБВГДейка» (муз. заставка)
Слайд14
Мы с вами научились различать живое и неживое. И, спрашивая о живом и неживом, мы употребляем разные слова-«кто» или «что».
Если задаем вопрос «Кто это?» - мы говорим о живой или неживой природе? Это относится к живой природе. А если задаем вопрос «Что это?», значит, предмет неживой.
Лексическая игра «Кто это?», «Что это?».
(Работа с раздаточным материалом)
Сейчас к каждой картинке надо правильно поставить вопрос, то есть подумать, как правильно спросить, например, про бабочку: «Кто это?» или «Что это?».
П/и. с мячиком
А сейчас мы немного подвигаемся. Я вам буду по очереди кидать мячик и называть предмет живой или неживой природы, а вы должны поймать мячик и сказать, какой вопрос мы задаем к этому предмету- «Кто?» или «Что?».
Слайд15
Теперь мы не перепутаем живую и неживую природу, потому что мы знаем, чем они отличаются друг от друга. Но есть у них и общее-они всегда существуют вместе. Представим на минутку, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух и вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать?
Без солнечного света и тепла не могут существовать животные, растения и сам человек.
Без воды все живое погибает.
Все живое дышит воздухом. Воздух должен быть чистым.
Вы видите, что живая и неживая природа связана между собой.
Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? (ответы детей)
Конечно, нет, потому что вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, не можем жить без пищи, которую дают нам растения и животные. Значит человек должен беречь и охранять природу, частью которой он является. Для рыбы нужна чистая вода. Будем охранять наши водоемы.
В лесах, степях, горах живут разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Всем нужен чистый воздух для дыхания- не будем его загрязнять.
(Работа с раздаточным материалом)
Давайте посмотрим на знаки и подумаем, о каких правилах охраны природы они нам напоминают.
Какой бы еще знак вы хотели сюда добавить?
Путешествие по телевизионным передачам подошло к концу возращаемся в детский сад.
Подводится итог занятия:
- Где мы сегодня побывали? (На телевидении, в гостях у телепередач: «Умники и умницы»; «В мире животных»; «Клуб путешественников».)
- О чем сегодня мы с вами говорили?
(О живой и неживой природе, о том, что в природе все взаимосвязано.
Закрепили правила поведения в природе. Играли в игры «где чей детеныш?»; Лексическая игра «Кто это?», «Что это?».)
Если мы всегда будем помнить о том, что мы с вами-тоже часть природы и беречь всё живое и неживое вокруг, тогда природа всегда будет нашим чистым и уютным домом.