Валентина Шевякова
Конспект НОД «Желтый цитрусовый плод в странах солнечных растёт»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: использование современных технологий во время НОД,
расширение представлений детей о лимоне и его свойствах.
Задачи.
Образовательные : учить детей самостоятельно добывать знания,
находить нужные примеры, расширять кругозор детей, упражнять в описании
свойств лимона, расширять словарный запас, продолжать закреплять
порядковый счёт в пределах 1-го десятка.
Развивающие: развивать умение решать задачи на противоречие (ТРИЗ,
Публикация «Конспект НОД „Желтый цитрусовый плод в странах солнечных растёт“» размещена в разделах
развивать навыки целенаправленного восприятия, словесно-логической памяти, мышления, воображения, формировать навыки самоконтроля, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение сравнивать и делать правильные выводы, суждения.
Воспитательные: приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений, воспитывать интерес к природе, эмоциональную отзывчивость, радость предстоящего познания.
Предварительная работа: Беседы с детьми о пользе цитрусовых фруктов, дидактические игры, знакомство детей с загадками, пословицами, поговорками, чтение потешек на тему «Фрукты», игры «Исправь ошибки», «Что хорошего, что плохого», «Фантастическое животное» ,экспериментальная деятельность на темы «Вода», «Свойства снега», «Свойства магнита» и т. д.
Материал к образовательной деятельности: презентация «Желтый цитрусовый плод в странах солнечных растёт», запись музыки «Страна Лимония», Блейк Нили «Фруктовое настроение», «Лимонадный дождь», карточки с 10 нарисованными лимонами (на каждого ребёнка, лимоны, чашки, лимонная кислота, сода, ватные палочки, настольная лампа, халаты.
Ожидаемый результат: дети справятся со всеми поставленными задачами. (умеют высказать свое мнение, выдвинуть гипотезы, производить действия с предметами, делать выводы, адекватные возрасту, умеют найти ошибки в рассказе, выражают положительные эмоции: интерес и радость, активно и доброжелательно взаимодействуют с воспитателем и сверстниками в решении познавательных задач.)
Ход НОД:
1 Организационный момент. Ребята, скажите, пожалуйста, какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее!
Воспитатель: Даша, какое у тебя настроение по цвету?
Ребёнок: Зелёное, как трава.
Тимур, какое у тебя настроение по цвету?
Ребёнок: Красное, как огонь.
Соня, какое у тебя настроение по запаху?
Ребёнок: Цветочное
Андрей, какое у тебя настроение по вкусу?
Ребёнок: Сладкое.
Лера, какое у тебя настроение по вкусу?
Ребёнок: Кислое.
2. Основная часть. Здорово. Кислым может быть не только настроение, но и вкус одного из фрукта.
- А какого фрукта, мы узнаем, отгадав загадку.
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт,
Но на вкус кислейший он,
А зовут его….(лимон)
В: Правильно - лимон.
- Сегодня мы будем вести разговор о лимоне - о его свойствах, внешнем виде,
пользе.
Посмотрите на экран. (презентация)
-Что вы знаете о лимоне?
Дети: Лимон – это дерево. Оно большое. Растёт в тёплых странах.
Его можно выращивать и в домашних условиях.
(Дополняю ответы и рассуждения детей)
Дидактическая игра: «Лимон, какой?»
Ваш ответ будет начинаться со слова «лимон», передавая его друг другу, будем назвать его качества
В: Лимон - фрукт из рода цитрусовых.
Дети: Желтый, овальный, шероховатый, кислый, съедобный, витаминный, полезный, сочный, блестящий, холодный, упругий
- Молодцы! Все качества лимона назвали.
Мимическое упражнение.
Передать эмоциональное состояние.
- Ребята, давайте представим, как мы едим лимон.
- Лимон мы откусили (широко открыть рот и произнести «а-а-а-м»)
- Пожевали: та-та-та-та-та («пожевать» зубами широкий кончик языка)
- Проглотили.
- Ах, как кисло, (почмокали губами, скривились)
- Ароматно, (поднести ладони к лицу и втянуть ноздрями воздух)
- Удивительно приятно! (облизать губы круговым движением языка:
сначала верхнюю губу, потом нижнюю губу).
Воспитатель: А сейчас подойдите к столу. У вас карточки с контурами лимонов. Послушайте задание. Сколько лимонов на карточке? Заштрихуйте 5-й лимон желтым карандашом сверху - вниз.
-Что ты сделал, Стёпа? 7-й лимон ещё не созрел. Заштрихуйте его слева – направо. Какой цвет будите использовать? Молодцы! Справились с заданием (во время работы звучит музыка Блейка Нили «Фруктовое настроение»).(5-6 заданий)
Выходим из-за столов. Отдохнём.
Физкульт минутка
«Вот, так лимон» (встали)
Оно (руки в стороны)
Соку кислого полно (руки на поясе)
Руки протяните (протягивают руки вперед)
Лимон сорвите (руки вверх)
Стал ветер веточки качать (качать руками вверху)
Трудно лимончик достать (потянулись)
Лимон быстро я сорву (хлопком в ладоши над головой)
Вот, так лимон! (встали)
Оно (руки в стороны)
Соку кислого полно (руки на поясе).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, лимоны полезны? Как ты думаешь, Настя?
Ребёнок: Я думаю, что полезный.
Воспитатель: А чем полезны лимоны?
Ребёнок: В лимонах много витамин
Воспитатель: Что содержится в лимонах?
Ребёнок: В лимонах много полезных для нашего здоровья веществ.
Воспитатель: Я приведу примеры.
В Египте, где жители деревень часто подвергаются укусу скорпионов, лимон режут пополам, одну половину кладут на ужаленное место, а другую сосут, и все проходит.
Сок лимона, разведенный в воде, полезен для полоскания при ангине, для лечения простудных заболеваний.
Лимонный сок назначается при лихорадке для утоления жажды и улучшения общего состояния. Он используется при недостатке в организме витамина С. И даже применяется для красоты. Например, сделать маску для волос.
А еще из лимона получают лимонное масло (прессуют лимон, затем отстаивают воду при низкой температуре) используют в парфюмерии (одеколон).
Какой мы сможем сделать вывод?
Дети : В лимонах много полезных для нашего здоровья веществ.
Динамическая пауза "Лимон"
Представьте себе, что в одной руке у вас находиться лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимаете правую руку в кулачок, чувствуете как напряжена рука. Затем бросьте "лимон" и расслабьте руку.
Я возьму в ладонь лимон,
Чувствую, овальный он.
С силой я его сжимаю-
Сок лимонный выжимаю.
Всё в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Дидактическая игра «Найди ошибку»
На дереве выросли два лимона. И были похожи они друг на друга как два брата. Оба красного (желтого) цвета, а по форме напоминали квадрат (овал, круг)
На вкус сладкие – сладкие (кислые).
Решили они как-то поплавать. Один лимон снял с себя кожуру, прыгнул в воду и всплыл на поверхность. А второй лимон не стал снимать кожуру и, оказавшись в воде, утонул.
Вы согласны доказать правильность последнего утверждения сами?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда я вам предлагаю стать настоящими учеными – исследователями и отправиться в лабораторию для проведения необходимых опытов.
Для начала вспомним правила поведения в лаборатории.
Дети: Не шуметь и не толкаться.
Внимательно слушать.
Быть аккуратными с материалами для опытов.
Делать выводы.
Работать в лаборатории нужно в специальной одежде, поэтому мы с вами одеваем фартуки.
Опыт №1 «Тонет – не – тонет»
Воспитатель: - У каждого из вас по два лимона.
- Чем они отличаются? (ответы детей)
- Как вы думаете, если мы опустим лимоны вводу, какой лимон утонет?
Воспитатель: Давайте проверим.
- Что мы наблюдаем? Что случилось с лимоном в кожуре? (лимон в кожуре всплыл, оказался на поверхности воды, плавает)
- Что случилось с лимоном без кожуры? (утонул, упал на дно)
-А как вы думаете, почему всплыл лимон с кожурой (рассуждения детей)
В кожуре лимона находится воздух, который помог всплыть лимону на поверхность.
-С каким спасательным средством мы можем сравнить кожуру лимона?
(Ответ детей)
Вывод: кожуру лимона можно сравнить со спасательным кругом.
В. Что находится внутри спасательного круга, что помогает оставаться на поверхности воды? (ответы детей- воздух)
Вывод: В кожуре лимона тоже есть воздух и поэтому он не тонет.
В: Молодцы!
Опыт 2. Воспитатель: А сейчас я вам покажу фокус (показываю и комментирую)
Берём стакан с обыкновенной водой. Насыпаю 1 чайную ложку лимонной кислоты. Размешиваю ложечкой. Как вы думаете, что получилось? (кислая водичка) Возьмите ложечки и попробуйте.
А сейчас я волшебными словами заставлю кипеть эту водичку. Верите?
(беру чайною ложку пищевой соды и произношу «магические» слова.)
-Шалда, балда – кипи вода (и быстро кидаю соду в воду!
Хотите, вас научу делать такой фокус, дома родителей удивите. Возьмите себе по стакану воды. Насыпьте в свои стаканы по ложечке лимонной кислоты и размешайте. Что получается? (кислая вода)
-В каждом доме есть такой чудесный порошок – пищевая сода. Возьмите по щепотке соды (на столе блюдечко с содой) ,бросьте в свои стаканы. Что происходит? (идут пузырьки, как при кипении) Правильно, создаётся видимость кипения, а на самом деле вода остаётся холодной. Потрогайте посуду с водой (она холодная).
-А теперь скажите, как мы заставили кипеть воду?
Вывод: при соединении лимонной (кислой) воды и пищевой соды происходит реакция, которая создаёт видимость кипения.
Опыт 3. «Невидимые чернила»
Воспитатель: Предлагаю вам нарисовать ватными палочками любой рисунок на листе бумаги лимонным соком.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отдохнуть и потанцевать.
(Дети выполняют движения по показу воспитателя под музыку).
Воспитатель: Ой, пока мы с вами танцевали, наши нарисованные картинки исчезли! Ничего не видно. Как это исправить?
Дети: (ответы).
Воспитатель: Чтобы ваш рисунок снова появился, нужно прогреть листочек при помощи включенной настольной лампы. Вот такие невидимые лимонные чернила!
3. Рефлексия.
В: Сейчас поднимет руку тот, кто узнал что-то новое о лимоне. Что Влад узнал нового? Ответы детей.
В: А сейчас руку поднимет тот, кому было интересно на занятии. Лера, что тебе было интересно на занятии? Ответы детей.
В: А сейчас руку поднимет тот, кому было сегодня трудно. Какие трудности ты испытал, Никита? Ответы детей.
В: Мы сегодня с вами были исследователями. Это не беда, что было трудно, даже взрослые ученые, чтобы сделать новые открытия, преодолевают много трудностей. Молодцы, ребята, вы сегодня прилежно и дружно трудились и многое узнали о лимоне.
Главное для нас - здоровье. Лимон нам поможет его сохранить. Надо есть лимоны, чтобы оставаться здоровыми и никогда не болеть.
Вы, ребятки, не болейте,
Чаще чай с лимоном пейте.
Ведь лимон на вкус приятный,
Хоть немного кисловатый.
В нем полезных много свойств,
С ним не будет беспокойств.
Если хочешь ты играть,
Давай здоровье защищать!
Приглашаю вас на чашку чая с лимоном.
Литература
1. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.
2. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб. : Детство-Пресс, 2014. – 208 с.
Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем» А. Ликум.
«Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты. Дыбина О. В.
Сборник «Открой увлекательный мир науки с помощью занимательных опытов».