Валентина Ишина
Конспект НОД «Земляки-фронтовики — герои Советского Союза»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Надежда""
Романовского района Саратовской области с. Большой Карай
Конспект НОД : «Земляки – фронтовики герои Советского союза»
«Детский сад «Надежда» с. Большой Карай
Воспитатель: Ишина Валентина Александровна.
Май 2019 года
Образовательные цели:
Публикация «Конспект НОД „Земляки-фронтовики — герои Советского Союза“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны; дать представление о том, что она была освободительной, велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины; воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину.
Познакомить детей с ветеранами ВОВ, которые проживали и проживают в нашем селе, воспитывать чувство сострадания и уважения к пожилым людям.
Развивающие цели:
Развивать познавательные интересы;
совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании прилагательных от существительных, согласование числительных с существительными);
совершенствовать навыки построения простого и сложного предложения;
развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога);
развивать устную связную речь (через построение грамматически верной фразы и предложения).
Коррекционные цели:
Уточнять и расширять словарный запас слов по данной теме, совершенствовать навыки речевого общения;
корригировать слуховое внимание, память, мышление.
Воспитательные цели:
Формировать элементарные знания о людях военных профессий на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывать у них эмоциональные переживания,
формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.
Оборудование:
Альбом «Солдаты Победы», о земляках – героях Советского союза войны.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы А. Митяева «Дедушкин орден»,
рассматривание картинок с изображением военных действий, дети войны, составление описательных рассказов по теме ВОВ.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам расскажу о людях которые жили и живут в нашем селе, они так же, как и другие русские люди защищали нашу Россию от врагов. Давайте посмотрим, какие медали и ордена сверкают на их груди. (показ альбома о ветеранах ВОВ)
Воспитатель: А я вам хочу рассказать о своем дедушке герое Советского союза, он тоже участвовал в событиях ВОВ. Каждый год 9 мая я и мои дети вспоминаем его в День Победы и мы гордимся его подвигом.
Николай Федорович Сосин, сержант, командир отделения 60-го отдельного штурмового инженерно-саперного батальона. Родился в 1903 году в с. Большой Карай Романовского района Саратовской области. Русский. Образование начальное. В Советской Армии служил в 1925 - 1927 и 1941 - 1945 годах. В предвоенные годы работал в колхозе бригадиром производственной бригады и заведующим сапожной мастерской.
С августа 1941 года до победы над Германией в Великой Отечественной войне сражался на Юго-Западном, Северо-Кавказском, Южном и 4-м Украинском фронтах. Принимал участие в оборонительных операциях первого периода войны под Киевом и Харьковом, в боях на Кубани, освобождении Украины и Крыма. Тяжело контужен. За боевые отличия награжден двумя медалями.
Звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Николаю Федоровичу Сосину присвоено 1 ноября 1943 года за отвагу и мужество, проявленные в боях при освобождении г. Мелитополя.
13 октября 1943 года войска 51-й армии овладели южной частью Мелитополя. Начались ожесточенные уличные бои, продолжавшиеся без перерыва 5 дней. Враг шел на любые потери, лишь бы удержать город - решающий пункт обороны на реке Молочная. Его контратаки следовали одна за другой. 19 октября создалось напряженное положение в полосе наступления 550-го стрелкового полка 126-й стрелковой Горловской дивизии. Прорвавшиеся с флангов танки отрезали от своих подразделений штабы полка и одного из батальонов в районе городского парка. Управление боем было потеряно. Возникла опасность полного окружения наступавших в этом районе подразделений.
Сержант Сосин со своим отделением из четырех человек, действуя в составе подвижной группы заграждения, получил задачу срочно заминировать один из переулков, по которому предполагалось наступление вражеских танков. В течение ночи задание было выполнено. Сосин и его товарищи укрылись в окопах недалеко от заминированного участка. Вот что рассказала о дальнейших действиях Сосина фронтовая листовка, хранящаяся ныне в Центральном музее Вооруженных Сил.
"Рассвело. Из соседнего переулка послышался лязг гусениц. Сосин осторожно выглянул из окопа. Из-за угла показался немецкий танк. Ему случайно удалось пройти между поставленными в один ряд минами. Второй прошел по его следу и также проскользнул невредимым.
Но вот из-за угла выехал третий танк. Раздался взрыв - и гусеница распласталась на дороге. Стало веселее. Подошедший на выручку четвертый танк тоже подорвался. Из четвертого танка выскочили немецкие танкисты. Очередью из автомата Сосин застрелил немцев. А экипаж третьего танка, стоявшего с подорванной гусеницей, не подавал признаков жизни. Может быть, он был оглушен взрывом. Может быть, затаился. Во что бы то ни стало, надо было добить этот танк вместе с его экипажем.
Сосин вставил в две мины зажигательные трубки с взрывателями. Он поджег полутораметровые шнуры и, взяв в каждую руку по мине, пополз к танку. Машины, проскочившие вперед, заметили его и стали обстреливать. Грузное, крепкое тело Сосина с неожиданной для него легкостью и быстротой скользило по дороге. Одну за другой он швырнул обе мины под корпус танка, а сам откатился с дороги и отскочил за угол дома.
Раздался оглушительный взрыв. Танк превратился в груду стального лома. Два танка, прорвавшиеся вперед, были уничтожены другой группой. " В этот же день сержант Сосин подорвал еще один вражеский танк. Героические действия Сосина и его товарищей позволили подразделениям 550-го стрелкового полка восстановить положение и ликвидировать угрозу окружения.
В городе Мелитополь есть Аллея Славы, где похоронены участники сражения.
Физминутка:
Оловянный солдатик стойкий.
Оловянный солдатик стойкий,
На одной ноге постой-ка.
На одной ноге постой-ка, (Стоим на правой ноге.)
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую — к груди,
Да смотри — не упади! (Шагаем на месте.)
А теперь постой на левой, (Стоим на левой ноге.)
Если ты солдатик смелый. (Прыжки на месте.)
Николай Александрович Белозерцев
Рано лишившись родителей, воспитывался в детдоме. С 1926 года работал в хлебопекарне в г. Балашове. В 1933 году окончил рабфак в Саратове, затем работал на Дальнем Востоке и на Урале.
С июля 1941 года до дня гибели был в действующей армии, сражался Воронежском и Брянском фронтах. Принимал участие в оборонительных операциях первого периода войны, разгроме противника на верхнем Дону и под Курском. В 1942 году был ранен. За боевые отличия награжден орденом Красного Знамени (1943).
Звание Героя Советского Союза Николаю Александровичу Белозерцеву присвоено 10 января 1944 года за доблесть и мужество, проявленные при захвате контрольных пленных и опорного пункта в ближайшем тылу противника.
После ожесточенных оборонительных боев в районе Курска полк, в котором служил Белозерцев, принял участие в контрнаступлении советских войск и в середине августа 1943 года вышел на подступы к городу Лебедин. Здесь враг оказал сопротивление на одном из промежуточных рубежей. Ареной самых ожесточенных боев стала роща Керосиновая, расположенная на мелкий возвышенности. Гитлеровцы превратили рощу в могучий узел сопротивления. Они построили в этом месте разветвленную сеть траншей и ходов сообщения, дзоты, минные поля и проволочные заграждения. За рощей стояла артиллерийская батарея, которая постоянно своевременно приходила на содействие своей пехоте. Много раз полк атаковал противника и любой раз с потерями откатывался в исходное положение.
После всех неудач у командования созрел дерзновенный план: завладеть рощу одновременным ударом с тыла и фронта. Командиру взвода старшему сержанту Белозерцеву с группой разведчиков и автоматчиков поручалось исполнить основную и самую трудную доля плана - проникнуть в глубину вражеского расположения и причинить неожиданный удар по противнику с тыла. Командование было уверено, что Белозерцев сделает все возможное, чтобы осуществить боевую задачу. В предыдущих боях он показал себя храбрым воином. Только с 7 июля по 17 августа 1943 года Белозерцев со своими разведчиками захватил 15 контрольных пленных, которые дали нашему командованию сильно ценные сведения.
В середине ночи разведчики скрытно перешли линию фронта и за рощей, в кустарнике, услышали немецкую речь. Здесь стояли вражеские орудия. Рядом, в траншее, время от времени в сторону наших войск давал очереди станковый пулемет. Белозерцев выделил в приказание старшины Рогожина трех разведчиков и приказал ему ликвидировать огневую точку противника. А сам с взводом напал на артиллеристов.
Бесшумно сняв часовых, разведчики взорвали вражеские орудия и забросали ручными гранатами блиндажи, в которых отдыхали артиллеристы. В это же время группа Рогожина уничтожила пулемет противника. В стане врага возникла паника. Гитлеровцы в темноте разом не разобрались в обстановке и заметались из стороны в сторону. Всюду их настигали автоматные я пулеметные очереди разведчиков, чему способствовало хорошее освещение местности ракетами.
На рассвете с востока послышалось дружное "ура!". Полк, воспользовавшись дерзким налетом разведчиков и замешательством врага, перешел в атаку и, овладев рощей, стал преследовать деморализованного противника.
В бою за рощу Керосиновая взвод Белозерцева уничтожил до 100 гитлеровцев, захватил орудие, миномет, 5 пулеметов и 4 пленных, в том числе офицера.
30 августа 1943 года при возвращении из ночного поиска Н. А. Белозерцев подорвался на вражеской мине. Похоронен в г. Лебедин Сумской области в братской могиле.
В 2015 году на здании Большекарайской школы установлена мемориальная доска героям-землякам Советского союза.
Может, рядом с вами живут тоже ветераны ВОВ? (слушаем рассказы детей) А у вас есть прадедушки дедушки и прабабушки бабушки, которые тоже воевали на войне?
Итог:
- Вам понравился рассказ о подвиге наших земляков?
- Что больше всего вам запомнилось из рассказа?
Список используемой литературы:
1. Буре Р. С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М. :МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.
3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
4. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
5. Сайт для воспитателей детских садов - www.maam.ru
6. Социальная сеть работников образования – www.nsportal.ru