Татьяна Шашкова
Конспект НОД «Заказник Салгы-Ытар — островок спасения природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Заказник Салгы-Ытар – островок спасения природы»
Цель: Формировать интерес к природе родного края посредством знакомства с заказником Салгы-Ытар Верхнеколымского района, Республики Саха (Якутия).Знакомить с особо охраняемой флорой и фауной. Познакомить с профессиями: лесник и эколог.
Задачи: Познавательные:
• Уточнить знания детей о животных, птицах, растениях леса.
• Закрепить знание детей о жизни животных в лесу, месте их обитания.
• Формировать знания о взаимосвязи живого в природе.
Публикация «Конспект НОД „Заказник Салгы-Ытар — островок спасения природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Познакомить с профессиями: лесник, эколог.
Развивающие:
• Развивать память, логическое мышление, коммуникативные способности.
• Расширять и активизировать словарный запас по теме «Дикие животные»
Воспитательные:
• Воспитывать любознательность
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Методы и приемы:
• Словесный (рассказ, беседа, поощрение)
• Наглядный (рассматривание слайдов, иллюстраций)
• Игровой (дидактические игры, воображаемая ситуация)
• Практический.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, слайды, иллюстрации, изображение леса на листе ватмана, картон белый, трафареты животных наших лесов, нитки цветные, мелко нарезанные на подносах, клей ПВА, кисть клеевая.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о диких животных, их особенностях и повадках. Чтение рассказов об обитателях леса Республики Саха (Якутия). Рассматривание картинок, иллюстраций с изображением животных, насекомых, ягод и цветов.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. А куда, вы сейчас послушаете и угадаете.
( Музыкальное оформление: звуки леса, чириканье птиц)
- Что это за место, где можно услышать такие звуки? Кто-то стрекочет, вы не слышите? Как вы думаете кто это? По- моему так свистит синица, вы её нигде не видите? Посмотрите, у нашей гостьи что-то в клюве. (Воспитатель читает письмо)
Воспитатель: «Здравствуйте, дорогие мои друзья из подготовительной группы детского сада. Я – хозяин леса Байанай. Лес – мое царство- государство. Здесь я помогаю деревьям, растениям, птицам и животным. Но в последнее время, моих друзей, остается все меньше и меньше. Чтобы защитить лесных жителей, мне необходимы помощники.
Воспитатель: Вы согласны помочь? А вы решили уже кем станете, когда будите взрослыми? Я познакомлю вас сегодня с новыми профессиями: лесник и эколог. Чем они занимаются? Охраной природы. Мы оденемся в специальную одежду, чтобы не потревожить обитателей леса. (Одеваются в камуфляжные жилеты, кепки). Готовы? В путь.
Физкультминутка «Путешествие в лес»
Мы заходим с вами в лес
(Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес!
(Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.
(Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас пеньков,
Столько сделаем прыжков.
(Раз, два, три.)
Впереди из-за куста,
Смотрит хитрая лиса.
Мы лесу обхитрим,
На носочках убежим.
(Бег на носочках.)
Воспитатель: Вот мы и на лесной полянке. Кто же так мог замусорить полянку?
Дети: тут побывали туристы.
Воспитатель: Давайте поможем хозяину леса Байанаю и уберем мусор, для этого необходимо его правильно расфасовать: в один пакет — бумажки, в другой – пластиковые изделия. (Дети собирают мусор в два мешка)
Воспитатель: Нужно вспомнить правила поведения в лесу и рассказать их нерадивым туристам.
Дети на мольберт магнитами крепят картинки по теме: «Чего нельзя делать в лесу»
Воспитатель: - Вот наш информационный стенд готов. См. фото.
Прислушайтесь, какая тишина, кажется, туристы не только оставили мусор, но еще так шумели, что распугали всех зверей и они попрятались за кусты, деревья, пни. Мы сейчас их найдем.
Дидактическая игра «Чей хвост? Чьи уши?». Дети определяют и называют животных по изображению хвоста или ушей.
Воспитатель: А знаете ли вы, кто обитает в лесах нашего края? Предлагаю отгадать загадки.
1. Длинное ухо, комочек пуха.
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
2. Он зимой холодной
Ходит злой, голодный. (Волк)
3. В гнездышках на ветках
Маленькие детки
В колыбельках они спят
И шуметь нам не велят! (Птенцы)
4. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко. (Лось)
5. Зимой спит,
Летом ульи ворошит. (Медведь)
9. Вы его в ночном часу
Обнаружите в лесу
То молчит, то скажет вслух
Неожиданное: «Ух!» (Филин)
10. Рыжая хозяюшка из лесу пришла,
Всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса)
Д/и «Следы» - Кто здесь прошел? Задача: определить следы животных.
Воспитатель: Все загадки отгадали. Вы действительно знатоки родной природы – настоящие лесники и экологи. А знаете ли вы, как называют место, где охраняют редких животных, птиц, насекомых?
Дети: Заповедник или заказник.
Воспитатель: показывает презентацию о заказнике.
Заказник (заповедник) — это островки спасения природы от человека. Это место, где специальные люди – лесники, экологи, охраняют травы, цветы, насекомых, животных, птиц, рыб, деревья.
Сегодня я познакомлю вас с особо охраняемой природной территорией – заказником Салгы-Ытар, находится он в 100 км. от нашего поселка Зырянка, образован он 34 года назад. Он расположен на правом берегу реки Колымы, в заказнике 6 озер, болота. Образован он, чтобы защищать растения, насекомых, животных, рыб, многие обитатели занесены в Красную книгу. Заказник – это зона абсолютного покоя, здесь запрещена охота, рыбная ловля, сбор грибов и ягод, и находиться посторонним людям можно только при наличии разрешения от Министерства охраны природы. Салгы-Ытар – это не единственный заказник в нашем районе, их всего 5.
Воспитатель: (Рассматривание кедровой шишки). Какую пользу и кому приносят шишки? Чем больше семян кедра, тем больше белок в заказнике. Чем больше белок – больше соболя, хищных птиц. Еще обитает по лесным просекам лось. В водоемах живет ондатра.
Про животных, обитающих в заказнике вы уже знаете, а что вам скажут такие названия: медведица альпийская, медведица бурятская, чернушка гольцева, апполон теннедий, желтушка вилюйская, желтушка арктическая? Кто это? Это бабочки. (показ презентации о бабочках).
Физминутка «Бабочка».
Этот странный дом без окон у людей зовется «кокон».
Свив на ветке этот дом, дремлет гусеница в нем,
Спит без просыпа всю зиму. Но зима промчалась мимо –
Март, апрель, капель, весна…Просыпайся соня, сонюшка!
Под весенним ярким солнышком. Гусенице не до сна – стала бабочкой она!
Растительный мир очень богатый: здесь растут растения, занесенные в Красную книгу Якутии: башмачек капельный, вика крупноцветковая, рдест подсибирский, соссюрея острозубчатая, вейник ложнотростниковый, лизиелла малоцветковая. Посмотрите на экран, скажите, какой цветок мы не встретим в нашем лесу? И почему? (Роза - садовый цветок).
Здесь растут ягоды: малина, голубика, охта, морошка, брусника, шиповник. Байанай хочет угостить вас дарами своего леса, и убедиться, что вы настоящие знатоки природы, и предлагает определить по вкусу ягоды и сказать какие ягоды мы не встретим в его владениях (клубнику и вишню) Д/и «Угадай по вкусу» Подкрепились? Идем дальше.
Птиц заповедного края знают многие. В природном заказнике Салгы-Ытар можно встретить лебедя кликуна, малого лебедя, гуся-пискульку. Из хищных птиц гнездится сапсан, беркут, орлан-белохвост, филин.
Заказник– это общий дом для всех диких зверей, и у каждого есть свой небольшой дом, в котором он живет, прячется, хранит свои запасы и отдыхает. Давайте вспомним, как же эти дома называются.
Словесная игра «Чей домик» (воспитатель бросает мяч ребенку и называет животное, ребенок называет дом) Лиса – нора, волк – логово, медведь – берлога, муравей – муравейник, птица – гнездо, белка – дупло, заяц –ложбинка (под кустом).
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый заповедный лес на этой картине. Предлагаю вам его заселить животными и отправить в подарок хозяину леса Байанаю.
Коллективная аппликация «Заселим заказник»
Дети выбирают силуэт животного или птицы и подбирают соответствующие шерстяные нитки. См. фото
Дети на ватмане располагают трафареты животных, оклеенных разноцветными шерстяными нитками. См. фото
Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие? Что вас удивило? Что интересного вы узнали и что вы больше всего запомнили?
Ответы детей.
Воспитатель: -Да, ребята, сегодня мы с вами были настоящими лесниками и экологами, проделали большую работу: убрали мусор, сделали информационный стенд, узнали, что совсем рядом с нами живут редкие обитатели леса. Хозяин леса Байанай благодарит вас за это.