Татьяна Тарасова
Конспект НОД «Загадки матушки Природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологии : «Загадки Матушки Природы»
старшая группа
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, чтение произведений художественной литературы, познание.
Программные задачи: Продолжать формировать представление о многообразии природного мира. Закрепить и обобщить знания детей о диких животных и птицах, их приспособлении к условиям жизни. Закрепить знания о правилах поведения в природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект НОД „Загадки матушки Природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Материалы и оборудование: костюм для Матушки -Природы, глобус, разрезные картинки -животные (10 шт., презентации для детей: «Загадки матушки природы», «Правила поведения в лесу», медальки для детей «Умницы и умники»
Предварительная работа: чтение произведений о животных, птицах, насекомых И. Соколова – Микитова, Г. Скребицкого; загадывание загадок; рассматривание иллюстраций о природе, о правилах поведения в природе; просмотр презентаций для детей: «Животные леса», «Птицы»; разучивание стихотворений; беседы.
Методические приё мы: сюрпризный момент; стихи; вопросы к детям; подвижная игра «Совушка»; релаксация; настольная игра «Сложи картинку».
Содержание организованной образовательной деятельности:
Воспитатель: (читает стихотворение, под тихие звуки природы входит Матушка – Природа)
Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья,
Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья.
Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли зовется этот дом.
-Ребята, к нам в гости пришла Матушка – Природа, давайте поздороваемся.
Матушка – Природа : Здравствуйте, дорогие дети.
- Скажите мне, пожалуйста, что такое природа?
- Какая бывает природа?
- Что относиться к живой природе, а что к неживой?
- Почему деревья, цветы, насекомые – живая природа?
- почему небо, вода, почва, камни – неживая природа?
- Расскажите, кто живёт в лесу?
- Ребята, я приготовила для вас викторину с загадками, попробуем отгадать?
Презентация для детей: «Загадки Матушки – Природы»
- Какой лесной зверь сушит себе грибы на ветках?
- Какой страшный зверь падок до малины?
- Какое животное не впадает в зимнюю спячку?
- Какие птицы роют себе норы по берегам рек?
- Назовите птицу, которая прилетает к нам самая первая весной и улетает самая последняя осенью?
- Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками?
- Зверёк этот живёт в земле. Там и спит, там и еду – насекомых и их личинок находит. Увидеть его трудно. Но узнать о том, где он, можно по кучкам свежей земли.
- Мелькнула в траве и скрылась, только её и видели, ну, а если всё – таки схватит враг, то оставит она ему свой хвост. Пока враг разберётся, что к чему – она скроется, а хвост новый отрастёт.
- Этот зверь валит деревья зубами без топора, зубы у нег длинные и острые.
- Всем! Всем! Всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне?
- Птенцы какой птицы не знают своей матери?
Молодцы, ребята, вы всё правильно ответили! А теперь я предлагаю вам поиграть в игру
«Совушка»
(Воспитатель читает стихотворение, Матушка – Природа играет в игру с детьми)
«Утром солнечным у сов дверь закрыта на засов.
Совы спать весь день не прочь. А работу совам в ночь.
Только вечером от сов мыши – двери на засов».
Матушка – Природа : Ребята, а вы любите отдыхать на природе : в лесу, на берегу реки? Бывая на природе, отдыхая в лесу нельзя забывать о правилах поведения, нужно уважать лесных жителей и их лесные законы, не нарушать тишину. Беречь природу.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним и расскажем Матушке – Природе как надо вести себя в природе. ( дети рассказывают стихотворение и одновременно показываем слайды из презентации: «Правила поведения в природе»)
Стихи:
1. Вы в поход пришли, ребята… Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться, и наесться, и напиться…
Но вокруг остались банки, целлофан, железки, склянки…
Оставлять их здесь нельзя! Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой, заберём его с собой!
2. Без взрослых с огнём -развлекаться опасно! Закончиться может забава –Ужасно!
В лесу очень сухо бывает порой, костёр обернётся серьёзной бедой!
Представьте, что пламя легко разгорится, начнёт полыхать, разбегаться искриться –
Его потушить невозможно тогда… Пожары лесные – большая беда!
3. Нельзя стекло в лесу кидать, нельзя бутылки разбивать;
Осколки острые опасны – о них порежешься ужасно!
А если вдруг на них свалиться – в больнице можно очутиться!
И обитателям лесным стекляшки тоже не нужны…
4. Муравьи – лесные санитары; так прозвали люди их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров, без личинок вредных и жуков,
Муравьи на страже день и ночь: гонят разных короедов прочь!
Только ты им, друг мой, не мешай! Муравейники не разоряй!
Эти санитары так нужны для лесов твоей родной страны!
5. В лесу летают мотыльки, ползут козявки и жуки…
Природа мать им жизнь дала. У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути – не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой и одинокий, и пустой…
Просмотр кадров из презентации и кратко рассказать о других правилах: нельзя брать диких животных и птиц домой; нельзя ломать деревья; нельзя вырывать с корнем ягоды и грибы; нельзя растаптывать несъедобные грибы; нельзя разорять птичьи гнёзда; собирать огромные букеты лесных и полевых цветов.
Матушка – природа : Предлагаю, вам, ребятки поиграть в игру
«Сложи картинку» (животные и птицы)
Воспитатель: Ребята, сейчас Вася расскажет ещё об одном очень важном правиле поведения в природе.
У леса музыка своя… Её послушайте друзья!
Вот птичьи трели раздались, вот белка скачет вверх и вниз,
А вот кузнечик затрещал, по ветке дятел застучал…
Как много звуков тут и там! В лесу не нужен шум и гам:
Нельзя шуметь, галдеть, кричать и громко музыку включать!
Воспитатель: ребята, а я вам предлагаю послушать музыку природы, устраивайтесь поудобнее.
(релаксация)
Рефлексия:
Матушка - Природа : Ребята, мне очень понравилось у вас, я за вас спокойна, я вижу, что вы много знаете про природу, как вести себя в природе, а если что-то ещё не знаете, ваши воспитатели вам расскажут. Мне пора уходить, у меня очень много дел, вы были сегодня умниками и умницами, я приготовила для вас вот такие медальки, они так и называются: «Мальчик - умники и девочки – умницы»
(вручение медалей)
Воспитатель: Спасибо Матушка – Природа, что восхищаешь год от года.
Клянёмся мы тебя беречь, чтоб было больше с тобой встреч!
Дети и воспитатель прощаются, Матушка – Природа уходит.
Литература:
• Шорыгина Т. А. «Птицы. Какие они?», «Насекомые. Какие они?», «О том кто, где живёт», «Какие звери в лесу»
• Программа экологического образования детей «Мы» «Детство – Пресс» С- Петербург 2001 г.
• Бондаренко Т. М. «Экологическое воспитание»