Валентина Платонова
Конспект НОД (экология и ТРИЗ) для детей старшего дошкольного возраста «Хвойные деревья в лесу и их тайны»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКОЛОГИИ С ТРИЗ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Тема: «Хвойные деревьев в лесу и их тайна»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1. Развивать основы диалектического мышления старших дошкольников, применяя закон единства и борьбы противоположностей.
2. Упражнять детей в формировании противоречий, поиске ресурсов и приемов их разрешения.
Публикация «Конспект НОД (экология и ТРИЗ) для детей старшего дошкольного возраста „Хвойные деревья в лесу и их тайны“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
3. Формировать экологическую культуру детей, воспитывать выдержку, умение выслушивать товарищей.
4. Расширять деятельность детей, оперируя понятиями «ельник», «сосенник».
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ (ТРИЗ) :
1. Прямая аналогия.
2. Морфоанализ.
3. Приемы разрешения противоречий.
4. Системный оператор.
МАТЕРИАЛ:
1. Иллюстрации лиственных и хвойных деревьев.
2. Лото с хвойными деревьями.
3. Дидактическая игра «Детки с ветки».
4. Системный оператор.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Перед детьми стоит искусственная елочка, на ветках которой висят записки и серебристая шишка.
- Ребята, сегодня утром я нашла у себя в группе эту таинственную елочку с массой каких-то записок на ветках!
Каждая записочка пронумерована. Здесь, по-моему, какая-то тайна… давайте откроем записку под номером 1. Ага! Это, оказывается, хозяин леса – Лесовичок решил с нами поиграть в каждой записочке задание, которое мы должны выполнить. Если все задания будут нами выполнены, мы раскроем какую- то тайну, и может быть, получим приз!
1. В первом задании нам предлагается найти общее и отличительное между хвойными и лиственными деревьями.
Начнем с общего: место обитания – где растут хвойные и лиственные деревья?
- И те, и другие могут расти в лесу, парке, сквере.
- А если в лесу растут только ели, как этот лес будет называться? («Ельник»). А если только сосны? («Сосенник», «Сосняк»). А если кедры? («Кедровник»). Вспомните, мы с вами уже говорили об этом! Могут расти леса из одних берез, дубов?
- Да, такой лес называется березовой рощей или дубравой. (Показ картин).
- Скажите, ребята, а для чего на земле растут хвойные и лиственные деревья? Какую функцию они выполняют?
- (И хвойные и лиственные деревья очищают воздух на земле, кормят птиц своими семенами, служат домом жилищем для белок, разных птиц… А еще из деревьев строят дома и разные постройки, мебель. И хвойные, и лиственные деревья могут лечить человека).
- Неужели функции хвойных деревьев ничем не отличаются от лиственных? Вспомните, что на стволе хвойного дерева есть такое, чего нет у лиственных?
- (По стволам хвойных деревьев течет смола, которую люди собирают, потому что она полезна).
- Чем еще отличаются хвойные деревья от лиственных?
(Их листья отличаются по цвету и форме, у лиственных деревьев листья сначала зеленые, затем разноцветные, а поздней осенью совсем облетают. А хвойные деревья – вечнозеленые. У лиственных деревьев большая листовая пластина, а у хвойных – как тонкие иголочки).
- Молодцы, ребята. А теперь давайте снимем вторую записочку - а в ней для вас задачка!
2. Вспомните, ребята, каждый год к Новогодним праздникам люди наряжают елки, сосеночки, которые вырубают в лесах. Через несколько дней после праздника высохшие елочки выбрасывают в мусорные контейнеры. Как вы думаете, сколько елочек каждый год погибает?
(Это очень плохо, потому что растут хвойные деревья медленно, и пока вместо вырубленных вырастут новые – сколько кислорода не достанется людям)
- Так что же делать? Нужно что-то придумать, чтобы к Новому году:
А) и елочка была в каждом доме, и вместе с тем леса оставались не вырубленными (административное противоречие).
Б) если срубить елочку в лесу – это хорошо, потому что она пахнет хвоей, зеленая, настоящая, создает праздничное настроение.
- если срубить елочку в лесу – это плохо, потому что мы обкрадываем природу, меньше будет кислорода на земле, плодов для птиц, смолы для нужд людей (техническое противоречие).
В) елка должна быть настоящей, чтобы не вредить природе (физическое противоречие).
- Что придумали люди, чтобы решить эту проблему?
(Люди научились делать елочки из пластмассы, вот как эта, которая стоит у нас).
- А куда же деваются такие елочки после праздника? Или их тоже выбрасывают, как настоящих лесных?
(Нет, когда приходит Новый год, пластмассовую елочку собирают из веточек, а когда праздник заканчивается, елку разбирают и снова в коробку, где хранят до следующего года).
- Верно, ребята. А если хочется хвойного запаха, можно брызнуть аэрозолью или пихтовым маслом.
3. – Ребята в очередной записке на елочке – волшебнице мы получаем новое задание – как мы различаем хвойные деревья, по каким признакам. (Для этого лабораторного исследования детям предлагаются хвоинки, шишки, семена различных твердых хвойных деревьев. Можно использовать иллюстрации из книги «Детки с ветки»). Используем морфотаблицу. Собираем картинку, используя все окошки морфотаблицы.
(Дети с помощью воспитателя заполняют таблицу, описывая разновидности хвои, отличительные особенности шишек всех хвойных деревьев).
Какое интересное дерево получается : хвоинки елки, шишки кедра. Как мы назовем это дерево? (Кедроелка, елкедр, кедрел).
4. – В записке под номером 4 елочка спрашивает у нас: все ли хвойные деревья вечнозеленые? Как вы думаете – как удается хвоинкам не замерзнуть зимой?
(Из хвойных деревьев все, кроме лиственницы, которая сбрасывает свою хвою на зиму, и стоят зелеными круглый год. А хвоинки выдерживают суровые морозы и осыпаются потому, что они покрыты воском, который хорошо защищает от холода, ранок).
5. – Посмотрите, а этот вопрос елочка – волшебница приготовила для меня «У всех ли хвойных деревьев шишки созревают в одно время?»
- Ай, да елочка, - умница! Подсказала мне! Действительно, шишки у хвойных деревьев созревают по-разному: у ели в конце первого года и раскрываются в конце зимы, чтобы рассеять семена. У сосны и того дольше – дозревают только на втором году и раскрываются только в конце второго года, в марте – апреле.
Давайте посмотрим с вами экран волшебного телевизора и увидим, что же происходит с шишками в различное время года.
Работа с системным оператором.
6. – А вот какую задачу задала нам елочка в следующей записке: «Как вы, ребята, думаете, почему хвойные деревья выбрасывают свои семена зимой ранней весной, а не осенью, как лиственные?
(Семена выбрасываются тогда, когда созревают. А если бы семена, орешки падали из шишек осенью, то их бы накрыло бы снегом, и птицам, белкам в хвойных лесах нечем было бы питаться. И деревья хуже бы размножались).
- Совершенно верно, ребята. «Гирлянды ассоциаций». Я вам говорю: «хвойные деревья», - а вы продолжаете цепочку ассоциаций (ваших представлений).
(Запах хвои, колючие иголки, разные шишки, семена, орешки, птицы, белки, зелено круглый год, елки на праздник, подарки)
- Вот на подарках мы с вами и остановимся, так как на нашей елочке больше нет заданий, осталась одна волшебная шишка, внутри которой витамины для детей). Вот как Лесовичок отблагодарил вас за активную работу на занятии.
Итог занятия.
Понравилось вам на сегодняшнем занятии?
Что вам больше всего запомнилось?
Что показалось трудным?
Что нового вы узнали?
Разработала Платонова В. Г.