Бердникова Наталья Григорьевна
Конспект НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебная льдинка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Волшебная льдинка»
Задачи:
1. Формировать исследовательский и познавательный интерес у детей в ходе эксперимента со льдом.
2. Познакомить со свойствами льда (холодный, твердый, скользкий, в тепле тает).
3. Закрепить умения и навыки безопасного поведения в условиях специально организованной деятельности (правила поведения при проведении опытов).
4. Продолжать воспитывать стиль партнерских отношений.
Публикация «Конспект НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в средней группе „Волшебная льдинка“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Оборудование: вода, мелкие предметы (бусинки, ракушки, игрушки, лед, халаты, песок, поролоновая губка, лампа настольная, интерактивная доска, аудиозапись детской песенки, конверт с письмом, коробка, перчатка, кусочки льда, ведерко, пластмассовые тарелочки и стаканчики.
Ход НОД.
1. Водная часть:
Воспитатель: Сегодня, ребята, я пригласила вас в научную лабораторию знаменитого ученого по имени Лосяш, которая называется «Почемучка». Давайте вспомним, чем занимаемся Лосяш в лаборатории
Дети: Проводит различные исследования и опыты.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Лосяш оставил нам сюрприз. Как вы думаете, что в этой коробке (ответы детей? Давайте в нее заглянем. Лосяш приготовил для вас халаты. Без них в лабораториях находиться нельзя. Вот и мы с вами превратились в ученых.
Воспитатель: Ребята, Лосяш оставил нам письмо. В этом письме для вас загадка. Ее надо разгадать и вы узнаете, что мы сегодня будем с вами исследовать, и что спрятано в этом ведерке.
Когда зимой мороз и стужа,
Покрыты им и пруд и лужа.
(лед)
(воспитатель открывает ведерко и дети убеждаются, что в нем находятся льдинки)
Воспитатель: Молодцы, вы отгадали загадку. Ребята, что такое лед?
Дети: Замершая вода.
Воспитатель: Сегодня в лаборатории мы будем проводить опыты со льдом и узнаем его свойства. Для этого нам надо провести настоящее исследование.
2. Основная часть:
(Воспитатель предлагает детям занять свои рабочие мест).
Воспитатель: Перед тем как мы начнем наше исследование, давайте повторим правила безопасного поведения при работе в лаборатории.
Воспитатель: Чтобы начать эксперимент, мне нужно раздать вам льдинки, для этого я приготовила перчатку, как вы думаете, для чего она мне нужна?
Дети: Лед холодный, а перчатка нужна для того, чтобы не замерзли руки.
Воспитатель: Ваши предположения верны.
ОПЫТ № 1:
Воспитатель: Потрогайте лед рукой, и ответьте мне какой он?
Дети: Холодный.
Воспитатель: Выявили первое свойство льда–лед холодный.
(воспитатель на слайде указывает картинкой на свойство)
ОПЫТ № 2:
Воспитатель: У вас на столах лежат кубки. Пощупайте рукой верхнюю ее часть. Определите, какой предмет мягкий, какой твердый? Как определили?
Дети: Лед – твердый, поролон – мягкий. Мы постучали, подавили, сжимали предметы.
Воспитатель: Определили второе свойство льда – он твердый (воспитатель на слайде указывает картинкой на свойство.)
ОПЫТ № 3:
Воспитатель: А теперь проведите пальчиком по нижней части губки. Какая она?
Дети: Шершавая.
Воспитатель: Проведите пальчиком по льду, что можно сказать про лед?
Дети: Пальчик скользит, лед скользкий.
Воспитатель: Правильно, лед выскальзывает из рук, его трудно удержать. Выявили третье свойство льда – лед скользкий (воспитатель на слайде указывает картинкой на свойство)
ОПЫТ № 4:
Воспитатель: Зимой людям нужно быть особенно осторожными на льду. Как вы думаете почему?
Дети: Можно поскользнуться и упасть.
Воспитатель: А что можно сделать, чтобы лед был не таким скользким и опасным для человека? Посмотрите, у вас на столе лежит подсказка.
Дети: Посыпать лед песком, как посыпают дворники на улицах.
Воспитатель: Правильно, возьмите щепотку песка и посыпьте сверху на льдинку. Теперь потрогайте, каким стал лед?
Дети: Он не скользкий, а шершавый.
ОПЫТ № 5:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня внутри льдинки что – то есть. Лосяш спрятал подсказку. Кто назовет следующее свойство льда?
Дети: Лед прозрачный.
Воспитатель: Молодцы, а теперь я вам предлагаю отдохнуть и разогреть свои пальчики.
ФИЗМИНУТКА: Пальчиковая гимнастика «Мороз».
Вечер приближается (разведите руки в стороны,
Вьюга начинается (покачайте над головой руками из стороны в сторону).
Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки)
Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните щеки и нос)
Руки стали замерзать (потрите ладони)
Надо их отогревать (подышите на ладони).
Вечер приближается (разведите руки в стороны)
Темнота сгущается.
ОПЫТ № 6:
Воспитатель: Ребята, посмотрите на свои тарелочки, что на них появилась?
Дети: Вода.
Воспитатель: Откуда она появилась?
Дети: Лед начал таять.
Воспитатель: А почему он начал таять?
Дети: Потому что тепло.
Воспитатель: Правильно. Вот мы и выявили следующее свойство льда – лед в тепле тает (воспитатель на слайде указывает картинкой на свойство).
Воспитатель: Ребята, в какой сказке у лисы была избушка ледяная?
Дети: В сказке «Заюшкина избушка».
Воспитатель: Что с ней стало весной?
Дети: Она растаяла.
Воспитатель: А почему она растаяла?
Дети: Солнце стало пригревать.
(Воспитатель показывает опыт с настольной электрической лампой, направляет ее на лед, лед под воздействием тепла тает).
3. Заключительная часть (продуктивная деятельность детей).
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю сделать каждому свой ледяной сундучок с секретом.
(Дети выбирают предметы для своего сундучка, помещают их воду, ставят на поднос. Затем на прогулке наблюдают за замерзанием воды. Вечером дети ледяные сундучки с секретами показывают родителям, делятся своими впечатлениями).