Ольга Николина
Конспект НОД «Ветер, ветер, ты могуч»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: «Ветер, ветер – ты могуч»
Приоритетная область развития: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие.
Цель: Формирование знаний детей о таком природном явлении, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.
Задачи:
• Расширить представление детей о таких природных явлениях как ураган, буря, смерч, с некоторыми правилами безопасности.
• Упражнять в подборе глаголов, прилагательных к существительному «ветер».
Публикация «Конспект НОД „Ветер, ветер, ты могуч“» размещена в разделах
• Развивать память, речь, наблюдательность, логическое мышление.
• Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
Материал и оборудование: картинки с изображением ветреной и безветренной погоды, флажки, султанчики, вертушки, веер, свеча, бубен.
Ход НОД:
1. Организационный момент:
— Ребята, сейчас я загадаю вам загадки об одном невидимке, а вы постарайтесь их отгадать.
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать?
Хоть бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но, бывает,
Груши с веток обрывает,
Сосны с корнем вырывает –
Так порою он сердит!
Только что он был везде,
Миг – и нет его нигде.
2. Беседа о ветре.
— Ребята, а что ветер умеет делать? (Подбор разных глаголов)
— Ветер может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, унести шапку, налететь, освежить, закружить, развевать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки, гнать волны, свистеть и т. д. Да, ребята, ветер многое умеет делать.
— А как ветер помогает нам? (Надувает паруса, вертит крылья мельницы, разносит семена растений и т. д.)
— Может ли ветер навредить человеку? (Иногда разрушает дома, ломает деревья в саду, вырывает их с корнем из земли, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза и даже переворачивает автомобили).
— Как мы назовем это явление? (Ураган, буря, смерч)
— Ураган, буря очень опасны для человека. Бывает даже так, что люди при неосторожности гибнут во время сильного ветра, грозы. Поэтому нужно знать некоторые правила безопасности.
* Нельзя стоять на открытом месте, прятаться под одиноко стоящими высокими деревьями.
* Лучше укрыться в зарослях кустов. Как известно, молния ударяет в самые высокие точки местности.
* Нельзя находиться рядом с металлическими предметами, на воде.
* Во время сильного ветра не нужно стоять рядом с сооружениями, которые могут развалиться и упасть на человека.
— Что вы представляете, когда слышите слово «буря»? Какой бывает буря?
3. Чтение фрагмента стихотворения А. С. Пушкина:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
4. Игра «Деревья и ветер»
Дошкольники изображают деревья. Педагог рассказывает о том, какая погода на улице, а они при этом выполняют соответствующие движения.
— На улице тихо-тихо, ветра нет. Деревья стоят ровно, веточки и листики у них не колышутся. (Дети стоят спокойно, подняв руки-ветки)
— И вдруг как налетит ветер, как зашумит, деревья закачались, листочки зашелестели, зашумели – «шу-шу-шу…» (Дети качают руками, шумят, изображая качающиеся от ветра деревья)
5. Продолжение беседы.
— Вот какой он разный, этот ветер. Может быть добрым волшебником и злым колдуном.
— Игра «Ветер, ветер, ты какой?» (Подбор прилагательных)
— А теперь давайте вместе подумаем, каким бывает ветер? (Сильный, слабый, приятный, ласковый, тихий, колючий, прохладный, теплый, освежающий, нежный, неприятный, быстрый, незаметный, жаркий, легкий, порывистый, ураганный, холодный, северный, южный, восточный, западный, встречный, попутный, осенний, летний, весенний, зимний.)
— В чем разница между словами «ветер», «ветрище» и «ветерок»?
Послушайте стихотворение о ветре М. Исаковского.
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
В перегонку с пылью.
6. Работа с картинками. (Три команды)
Дети рассматривают картинки с изображением ветреной и безветренной погоды, обсуждают.
— Определите, на каком из рисунков есть ветер. По каким признакам вы это сделали?
7. Игра «Кораблики и ветер»
Дети подражают парусным корабликам, «плавают», выгнув спинки и разведя руки в стороны. Педагог изображает ветер: сильный ветер, слабый ветер. При сильном ветре кораблики бегут быстро-быстро – ветер надул их паруса. Ветер ослабевает, кораблики плывут медленнее. Затем ветер совсем исчезает, перестает надувать паруса, подгонять кораблики и они останавливаются. Игра повторяется несколько раз.
8. Наблюдение за ветром.
— Ветер – это движение воздуха. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер.
— Ветер – невидимка, мы его не видим, но мы его чувствуем, мы за ним можем наблюдать. Наблюдая за определенными объектами, можно определить его силу, скорость, направление.
— Как можно обнаружить ветер? Посмотрите вокруг – есть ли сегодня ветер? По каким признакам вы догадались?
— Какой сегодня ветер? Почему?
* Наблюдение за ветряным рукавом, флюгером.
* Опыт с флажками, султанчиками.
* Опыт со свечой.
* Опыт с вертушками.
— Мы с вами сами станем ветрами. Давайте подуем на вертушку. Что с ней происходит? Почему она вертится?
* Опыт с веером.
— Помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер – движение воздуха (дети делают самостоятельные выводы). Для чего люди изобрели веер? А чем мы заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором.)
Рефлексия:
9. Чтение фрагмента «Сказки о спящей царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина: (Беседа о прочитанном)