Елена Васильева
Конспект НОД в условиях логопункта «Животные жарких стран»
Тема: Животные жарких стран
Цель: Формирование лексико-грамматических средств языка по теме «Животные жарких стран».
Задачи:
Образовательные:
- активизация словаря по теме занятия;
- уточнение названий животных жарких стран и их детёнышей;
- совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).
Публикация «Конспект НОД в условиях логопункта „Животные жарких стран“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Коррекционные:
- развивать внимание, мышление;
- развивать связную речь, фонематические представления;
- развивать зрительный гнозис, мелкую моторику, дыхание.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать педагога и сверстников, работать в коллективе;
- воспитывать самостоятельность, доброжелательность;
-прививать любовь к животным.
Тип занятия: уточнение и закрепление знаний по теме занятия.
Форма занятия: Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе в условиях логопедического пункта.
Формы работы: подгрупповая, в минигруппах, индивидуальная.
Структура речевого дефекта: ОНР IV
Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие
Предварительная работа:
Разучивание упражнения «Веселый Сафари парк», разучивание речёвки «Дружба».
Методические приемы:
- беседа;
- рассматривание наглядного материала;
- использование художественного слова;
- д/и «Четвёртый лишний», «Чей? Чья? Чьи?»;
Оборудование:
Листки с графическим изображением животных жарких стран, простой карандаш, картинки для игр «Чей? Чья? Чьи?» (заклеенные самоклеющейся бумагой, «Четвертый лишний», картинки слонихи, тигрицы, львицы и их детёнышей; пособие для дыхательной гимнастики «Покорми животное»; разрезные картинки «Жираф», игрушка самолет.
Речевой материал:
Загадки, речёвки для организационного момента, артикуляционной гимнастики и физминутки.
Планируемые результаты:
- участвует в совместной деятельности;
- слушает и понимает чужую речь;
- осуществляет действие по образцу и заданному правилу;
- слушает взрослого и выполняет инструкцию;
- способен к адекватной оценке.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Стульчики расставлены как в самолёте, на первом стульчике стоит игрушка-самолёт.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся на самолёте в далёкое и удивительное путешествие. А чтобы нам всё удавалось, нам надо настроиться.
(Дети становятся в круг, читают хором стихотворение, держась за руки.)
Мы ладошку к ладошке сложили
И друг другу дружить предложили.
Будем петь, заниматься, играть,
Чтобы добрыми, умными стать.
- Уважаемые пассажиры! Пройдите на свои посадочные места и пристегните ремни.
(Дети садятся на стульчики)
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
- Чтобы во время нашего полёта вам не было скучно, я предлагаю отгадать загадки.
а) Это что за великан,
Ростом, как подъемный кран?
Это, голову задрав, нас приветствует… (жираф)
б) В реках Африки живет злой зеленый пароход.
Кто б навстречу не поплыл, всех проглотит (крокодил)
в) Хобот длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами.
Вы узнали? Кто же он? (слон)
г) Это - полосатый кот,
В джунглях Индии живет.
На охоте круглый год
Этот полосатый кот. (тигр)
д) Уж очень вид у них чудной!
У папы локоны волной,
А мама ходит стриженой. (лев)
- О ком эти загадки? А где живут эти животные? Какие это животные? (Животные жарких стран)
- О них и будем мы сегодня говорить.
- Итак, наш самолёт идёт на посадку. Мы прилетели в жаркую страну. Уважаемые пассажиры, прошу вас покинуть самолёт
2. Игра «Детеныши потерялись»
- Ой, ребята, посмотрите какие печальные животные. Вы знаете, кто это?
- Правильно, это слониха, львица и тигрица.
- Давайте спросим у них, что же случилось?
- Уважаемая слониха, что у вас случилось?
- Ничего не слышно, совсем тихо говорит слониха. Ребята, вы слышите что-нибудь? И я нет. Я сейчас наклонюсь и послушаю, что она говорит. А вы тихонько постойте и не шумите.
- Ребята, оказывается, они потеряли своих детёнышей, которые услышали гул нашего самолёта, испугались и разбежались кто куда. Мамы так долго их искали и звали, что у них пропали голоса, и детеныши их совсем не слышат! Давайте мы им поможем!
- Мы должны правильно сказать, как называются детёныши слонихи, тигрицы и львицы. И тогда они услышат нас, они вернуться к своим мамам.
- Посмотрите, это львица! А как зовут ее детёныша? Правильно, львёнок. А теперь полным предложением. Детёныш львицы – львёнок.
(По этой же схеме называют детёнышей слонихи, тигрицы)
(На доске рисунки с изображением слонихи, тигрицы, львицы. По мере называния детёнышей, и проговаривания ответа полным предложением, детеныш крепится на доску – «детёныш нашелся»)
3. Артикуляционная гимнастика.
- Ребята, а давайте с вами изобразим некоторых животных жарких стран!
1. Посмотрите – это слон,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто он лет тыщу рос.
- Нос называется хоботом.
Я тоже могу сделать маленький хоботок. Вот так…
(Вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положение несколько секунд – повторить 3 раза)
У слона хобот большой и длинный.
Он в хобот воду набирает
И себя же поливает. Вот так…
(вытянуть губы хоботком, медленно выдуть изо рта воздух через эту трубочку)
2. Жираф вытянул вверх шею,
Очень он гордится ею.
(рот широко открыть и не закрывать, тянуться высунутым языком к носу)
3. Зебры резвые лошадки –
Бойко скачут по площадке. (медленно щелкать языком)
Ну а это бегемот
Бегемот разинул рот.
(Широко открыть рот и подержать его в таком положении несколько секунд)
Шире бегемот
Открывай свой рот. (Повторить 3 раза)
4. Дыхательная гимнастика «Покорми животное»
- Ребята, наши животные проголодались. У них сейчас время обеда. Давайте мы их покормим.
(Дети садятся за столы, перед ними ставятся пособия с изображениями животных с открытым ртом)
- Скажите, а что любят есть обезьяны и жирафы?
- Сейчас мы их с вами покормим.
(Дети задувают листья и бананы в рот жирафам и обезьянам. Вдох через нос короткий, выдох через рот длительный и плавный. Повторить 3 раза.)
- Вот мы с вами и покормили голодных животных и можем дальше продолжить наше путешествие.
5. Работа по развитию фонематических представлений.
- Ребята, возьмите листочки и по цепочке (друг за другом) назовите изображенных на них животных. (Бегемот, верблюд, слон, лев, жираф, зебра, крокодил)
- Возьмите карандаш и обведите в круг животных, в названии которых есть звук [р].
- Назовите животных, которых вы обвели. Где находится звук в слове? Какой он? Твердый или мягкий?
6. Физминутка: «Веселый Сафари-парк»
Это лев. Он царь зверей. (Дети идут по кругу не торопливо)
В мире нет его сильней. (Идут размеренно, с гордо поднятой головой)
А смешные обезьяны (Останавливаются, ставят ноги на ширине плеч)
Раскачали все лианы. (Согнув в локтях руки с растопыренными пальцами, качаются из стороны в сторону)
А вот умный добрый слон (Пальцы рук прижаты к голове)
Посылает всем поклон. (Дети выполняют наклоны туловища вперед)
Леопард так быстро скачет,
Словно мой любимый мячик. (Выполняют легкие прыжки на месте)
Зебра головой качает,
К себе в гости приглашает. (Ноги на ширине плеч, руки на поясе, приподнимая то правую, то левую ногу, дети качают головой вправо-влево)
Вот удав меня пугает (Руки вытянуты вперед перед собой)
И к себе не подпускает. (Выполняют руками волнообразные движения)
Вот павлин, он чудо-птица
И всегда собой гордится. (Ходьба по кругу оттягивая носок. Руки назад, пальцы широко расставлены)
Пони бегает, резвится,
Хочет с нами подружиться. (Дети по кругу выполняют легкие подскоки. Руки двигаются в перед, назад в такт движениям ног) (по С. Я. Маршаку) (2 раза)
7. Игра «Четвертый лишний»
(На доске прикреплены полоски с изображением 3-х животных жарких стран и 1-го домашнего животного. Нужно выйти, назвать всех животных, сказать, какое животное лишнее и объяснить - почему)
8. Игра «Чей? Чья? Чьи?»
- Ребята, художник рисовал животных, но что-то пошло не так и мы можем видеть только их лапы, хвосты, копыта. Расскажите, что вы видите, какие части тела?
(Дети называют часть тела животного, и говорят – чья она, отвечая на вопрос логопеда полным предложением)
Это… крокодилий хвост, слоновье туловище, тигриные лапы, львиная голова, жирафья шея.
9. Собрать животное из частей «Жирафа».
- Ребята, перед вами лежат фотография жирафа. Кто-то её порезал, и чтобы увидеть, как выглядит жираф на фотографии, вам нужно ее собрать. А чтобы это было весело и дружно, я предлагаю вам сделать это в парах. Кто быстрее и правильнее соберет, тот самый быстрый!
III. Заключительная часть.
- Ребята, наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться детский сад. Давайте вернёмся в наш самолёт.
- Чтоб наш полёт прошел быстрее и веселее, давайте с вами побеседуем.
- Где вы побывали?
- А вам понравилось наше путешествие?
- Что вы узнали нового и интересного?
- А что понравилось больше всего? Продолжите мою фразу – я сегодня узнал… мне понравилось… (Каждый ребёнок отвечает)
- Ребята, какое мы с вами доброе дело сделали (Нашли детенышей, покормили животных, собрали фотографию жирафа)
- Молодцы! Вы очень добрые!
- Скажите, ребята, если бы вы были животными, что вы могли бы сказать людям? (не убивать животных, не вырубать леса, не загрязнять реки, беречь природу).
- Наш самолёт совершил посадку в детском саду. Уважаемые пассажиры, прошу вас покинуть самолёт!
- Ну, вот мы и прилетели!
- Посмотрите, ребята! Когда мы садились в самолёт, мне животные передали вот такие карточки, на которых смешались изображения животных жарких стран и других животных. Они сами не могут их отличить от своих изображений и просили помочь им – раскрасить только тех животных, которые живут в жарких странах. Давайте вы раскрасите их и на следующее занятие принесете, а я предам им ваши работы, когда встречу их.
Наше путешествие окончено, до свидания.