Лучший педагог года

Конспект НОД в старшей разновозрастной группе кратковременного пребывания «Путешествие на машине времени в Древнюю Русь»

Ольга Гросс
Конспект НОД в старшей разновозрастной группе кратковременного пребывания «Путешествие на машине времени в Древнюю Русь»
▼ Скачать + Заказать документы

МОУ «Новоселецкая ООШ» Таврического муниципального района Омской области

Воспитатель 1 квалификационной категории Гросс О. М.

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность в ГКП «Солнышко»

Тема: «Путешествие на «машине времени» в древнюю Русь»

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка»

Публикация «Конспект НОД в старшей разновозрастной группе кратковременного пребывания „Путешествие на машине времени в Древнюю Русь“» размещена в разделах

Цель: Продолжать знакомить детей с жанром былины. Показать возможность отображения былинного эпоса в различных видах искусства: живописи, литературы, музыке.

Программное содержание:

Образовательные области Физическая культура Задачи

Развивать координацию движений. Закреплять умения перестраиваться в одну, две колонны, ориентироваться в пространстве.

Формировать умения выполнять действия по сигналу развивать физические качества (ловкость, быстрота, меткость и т. д.). Развивать мелкую мускулатуру кисти руки, штриховать слева на право, соблюдая между полосами одинаковое расстояние.

Здоровье

Проведение физкультминуток:

«Ходит конь по бережку…», «Богатыри».

Дыхательная гимнастика «Счет от10-1»

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

Социализация

-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

-продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу, -воспитывать усидчивость, целеустремленность в достижении конечного результата

-создать веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления;

Познание

ФЦКМ:

-Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси, о любимых героях-богатырях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче. Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги)

Названия оружия русского воина (копье, щит, лук, колчан, стрелы, булава)

-Закрепить знания детей русских народных пословиц и поговорок о смелости и храбрости.

ФЭМП

-формировать умение считать до 10, закрепить обратный счет, цифры от 1-10. Развивать мыслительную деятельность детей.

Коммуникация Развивать все компоненты устной речи.

Содействовать правильному восприятию содержания русских народных произведений (считалки). Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Активизировать словарь: сильный, храбрый, отважный, бесстрашный, смелый, мужественный.

Художественная литература

-Закрепить умение выразительного чтения стихов. -

-Упражнять читающих детей в чтении простых слов.

Музыка

-Развивать умение чувствовать характер и ритм музыки.

-Воспитывать положительное отношение к фольклору через русские народные мелодии.

Материал:

Репродукции картин В. Васнецова. «Три Богатыря», «Богатырь», «Баян».

Листы бумаги, разной формы : круг, капелька, простые карандаши. Кегли и пластмассовые палки. Щиты. Костюмы богатырей и русские народные костюмы. Изображения персонажей: Соловей – Разбойник, Змея Горыныч, Тугарин Змеевич. Письмо из прошлого с заданием. Просмотр мультфильма «Три богатыря» Панно «Русские богатыри», рисунки детей.

Мини-Музей старинного оружия (щиты, мечи, топоры, ножи, копья)

Предварительная работа. Чтение былин. Разучивание стихов о Родине, о богатырях, русских народных игр. Рассматривание иллюстраций, изготовление дидактического пособия: «Доспехи и оружие богатырей». Просмотр слайдов о богатырях. Совместное изготовление щитов, мечей, топора, копья, шлемов. Разучивание перестроений в колонну по одному и по двое. Изготовление панно «Русские богатыри», рисование по теме, раскраски по теме.

Предполагаемый результат: Знает и различает различные виды русского оружия, былинных героев, былинный жанр, пословицы о смелости и храбрости, отвечает на вопросы педагога, оценивает характер богатырей, выполняет штриховку слева на право, владеет прямым и обратным счетом.

Эмоционально реагирует на музыкальные произведения и произведения литературы и живописи, выразительно читает стихи, активно принимает участие в игре.

Ход занятия.

Орг. Момент:

(Дети стоят в кругу.)

- Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. И с таким замечательным настроением я приглашаю вас в удивительное путешествие! Согласны? Но прежде, чем мы с вами отправимся в путешествие, надо вспомнить в какой стране мы живем, а ведь у неё удивительное красивое имя… Россия.

Дети, кто из вас расскажет стихотворение о России?

Стихи.

Россия –это небо и земля,

Моря и горы,

Молнии и ветер,

Дождь, льющий на поля.

Все, как у других на свете,

Но все ж Россия – родина моя!

Воспитатель. Да, ребята, Родина- значит родная. Как кто?

Совершенно верно, как мать и отец.

Яна.

Я узнала, что у меня

Есть огромная родня.

И тропинка, и песок,

В поле –каждый колосок,

Речка, небо надо мною,

Это все мое, родное!

Воспитатель. И так дети, что такое Родина?

Люба.

Родина- где ты родился и рос.

Родина –это сережки берез,

Запах травы на лугах и река,

Небо бескрайнее и облака.

Родину нужно беречь и любить,

Бережно предков заветы хранить.

Помнить о тех, кто без страхов в бою

Жизнь отдавал за Отчизну свою.

Родина там, где отец твой и мать.

Родину нам не дано выбирать

Родина –это родная страна.

Родина в жизни бывает одна.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы нам очень хорошо рассказали о родине и дали нам почувствовать, как мы должны любить свою родину.

А вы знаете, что наши предки –славяне тоже горячо любили Русь Великую, потому и защищали её всей своей богатырской силой.

Давным-давно на высоких холмах поднялся Киев-град. Опоясал его земляной вал, окружили рвы водой. С зеленых холмов киевских далеко было видно и пригороды и многолюдные села, сосновые леса, а за ними степи. Налетали с этих степей кочевники - жгли дома и посевы, грабили и убивали. Чтобы беречь от них землю русскую, на границе степи были созданы заставы богатырские. Без устали разъезжали богатыри на могучих конях, много ратных подвигов на счету богатырском. А хотелось ли вам дети попасть в прошлое? И мне бы тоже хотелось, да вот я думаю, как нам в прошлое попасть, ведь время необратимо. Постойте, да совсем недавно мне пришло письмо из прошлого, интересно о чем в нем говорится, давайте прочитаем, вы мне поможете? И так открываем письмо.

Письмо: Дети, чтобы попасть в прошлое соедините цифры по порядку и прочтите подсказку.

М Ш Н А И А Е В Я Р М И Н

1 3 5 2 4 6 3 1 5 2 4 7 6

Воспитатель Какие у вас получились слова?

Дети. Машина времени.

Воспитатель. Ребята, мы отправляемся в путешествие на «Машине времени». Приготовились.

Дыхательная гимнастика. Обратный счет от 10 до 1 на одном выдохе. Старт.

Звучит космическая музыка.

Воспитатель. Вот мы и в прошлом.

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Воспитатель показывает картину В. Васнецова «Три богатыря».

Дети кого мы видим на картине?

Ответы детей.

Рома.

Три защитника, три брата,

Три богатыря!

«Русь на воинов богата!

Говорят не зря!

С поля боя нет возврата

За спиною Русь,

Мать – земля, родные хаты…

-Эй! Смелее в бой, ребята!

Меч и лук, копьё, булава

Щит и верный конь…

Враг! Не тронь родной державы

Охраняет Русь по праву

Богатырской русской славы

Боевой огонь!

Воспитатель. Дети, скажите о каких богатырях, прочитал стихотворение Рома?

Дети. Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.

Воспитатель. Молодцы! А как вы думаете, что богатыри делают в чистом поле? (Осматривают русскую землю, охраняют)

Воспитатель. Правильно. Богатыри осматривают землю русскую. Стоят на страже родной земли в дозоре, на посту. Оберегают Русь от врагов.

Ребята, внимательно посмотрите на картину художника В. Васнецова и скажите, где он нарисовал Илью Муромца? (В середине)

Воспитатель. Скажите, мне пожалуйста, как вы думаете, какой был Илья Муромец?

Влад.

Силен, как вольный ветер.

Могуч, как ураган

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей.

Воспитатель. Сила, отвага, мужество- эти качества присущи русским богатырям, воинам, ратникам. Если воин имеет силу, то он какой?

Дети. Сильный.

Воспитатель. Если богатырь проявляет мужество в бою, значит он какой?

Дети. Мужественный.

Воспитатель. Правильно, молодцы! Мужество – это храбрость, присутствие духа в опасности. Если воин проявил отвагу, значит он какой?

Дети. Отважный.

Воспитатель. Отвага - это смелость, бесстрашие, храбрость.

Дети, посмотрите на картину, подумайте и скажите, какие кони у богатырей?

Дети. Богатырские, могучие, сильные, выносливые, преданные.

Воспитатель. Молодцы! А сейчас мы с вами превратимся в могучих, сильных и преданных коней.

Физкультминутка.

Ходит конь по бережку

Вороной по зеленому

Он головушкой помахивает

Черной гривушкой потряхивает,

Золотой уздой позвякивает.

Все колечушки-то бряк, бряк, бряк.

Золотые они – звяк, звяк, звяк!

Воспитатель. И так, ребята, мы с вами побывали на заставе у трех богатырей. Продолжаем наше путешествие по древней Руси, а впереди у нас дремучий лес. Чтобы его преодолеть, надо нам стать храбрыми и смелыми. Давайте вспомним пословицы и поговорки о смелости и храбрости.

Дети.

1. Бой отвагу любит.

2. Кто смел, тот на коня сел.

3. Смелому - горох хлебать, а не смелому и щей не видать.

4. Русский не мечом, ни калачом не шутит.

5. Смелость города берет.

6. Смелые глаза молодцу краса.

Воспитатель. Молодцы! Я смотрю у вас столько много силы прибавилось, теперь мы справимся с любыми трудностями, которые нам встретятся на пути. (Воспитатель показывает иллюстрацию Соловья –Разбойника.)

Повстречался нам на пути, кто ребята?

Дети. Соловей –Разбойник.

Воспитатель. Сидел Соловей- Разбойник во сыром дубу

Свистел Соловей-разбойник да по-соловьиному,

Рычал Соловей Разбойник по-звериному…

Дети, давайте вспомним, кто сражался с Соловьем –разбойником?

Дети. Илья Муромец.

Воспитатель. Скажите, откуда вы узнали о Илье Муромце и о Соловье –разбойнике?

Дети. Из былины, из сказки.

Воспитатель. О богатырях мы узнали из былины. Былина-это сказание, быль, правда. Кто сочинял, рассказывал былины?

Показ картины В. Васнецова «Баян»

Дети. Высказывают свое мнение.

Воспитатель. Я с вами согласна, музыканты-сказатели, гусляры в былинах воспевали подвиги русских богатырей, которые защищали русскую землю.

И для чего они это делали? Совершенно верно, так люди в старину узнавали о героях, ведь в старину не было ни радио, телевизора, газет, поэтому сказатели путешествовали по стране и рассказывали людям о том, как отважно сражались русские воины.

Звучит фрагмент былины «Про Добрыню»

То не белая береза к земле клонится,

Не шелковая трава приклоняется,

То сын пред матерью преклоняется,

Кланялся Добрынюшка родной матушке,

Просит он великого благословения:

«Ты благослови меня, родная матушка,

Ехать в дальния орды, во немирные».

Музыкальный руководитель.

В этой былине идет речь о том, как родимая матушка благословляет, то есть разрешает богатырю Добрыне ехать на бой.

- мелодия распева былины медленная или быстрая?

-похож распев на песню? На какую? (Плясовую, хороводную, колыбельную)

Звучит музыка. Воспитатель показывает картину. Кто это нам повстречался на пути?

Дети. Змей Горыныч!

Воспитатель. Дети, а кто из вас помнит, кто сражался со змеем в былине?

(Добрыня Никитич)

А сейчас мы с вами будем богатырями, будим сражаться со змеем Горынычем, отрубим ему все головы, чтобы он больше не нападал на Русь.

Игра «Сбей кегли»

Воспитатель. Скажите, пожалуйста, какие качества нам пригодились в бою со змеем? (Смелость, меткость, ловкость)

Молодцы! Храбрецы! Да не все таковы!

Артикуляционная гимнастика.

Испугался Рома грома

Заревел он громче грома

От такого рева гром

Притаился за бугром.

Воспитатель. Какой бал мальчик Рома? (Трусливый) Как вы думаете, что можно подарить Роме, чтобы он в бою стал смелее? (Высказывания детей)

А давайте, мы ему подарим щит.

Испугался Рома грома

Заревел он громче громы

Мы ему подарим щит

Пусть он больше не кричит.

Сейчас вы подойдете к столам выберите себе щит, любой формы и заштрихуете его слева на право. Покажите движением руки, как это вы будите делать. Штриховать надо строго по клеточкам, на одинаковом расстоянии друг от друга.

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель. Вот и солнце на закат. Пора богатырям отдознуть.

Звучит музыка для релаксации.

Воспитатель. Проснулись.

Пальчиковая гимнастика.

«Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю –

Всех я вас приветствую! (пальчиками правой руки по очереди «здороваться» с пальчиками левой, похлопывая друг друга кончиками)

Воспитатель. Дети, у нас есть настоящие доспехи богатырей.

Игра. «Надень доспехи богатырю» (В игре закрепляем названия доспехов)

Физкультминутка.

Дружно встанем раз, два, три

Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо-оглянемся величаво

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и ещё, через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклоняясь влево, вправо-

Получается на славу!

Воспитатель показывает еще одну картину.

-А это, что за злодей (Тугарин Змеевич)

-Кто победил этого злодея? (Алеша Попович)

-Хотите помочь Алеше Поповичу? Выходите свою удаль покажите.

Мальчики в костюмах богатырей под музыку Стаса Намина «Богатырская сила» выполняют перестроения.

Воспитатель. Что то, мы задержались с вами в прошлом, пора бы и домой возвращаться. Да вот беда машину времени повредил злодей в бою. Чтобы вернуться домой нам надо ответить правильно на вопросы.

1. Как называется народ, проживающий в России (Россияне)

2. Воин на Руси, обладающий силой? (Богатырь)

3. Железная рубашка богатыря? (Кольчуга)

4. Головной убор богатыря? (Шлем)

5. Назови снаряжение богатыря. (Щит, меч, колчан, лук и т. д.)

Воспитатель.

Молодцы! Я рада, что вы так легко справились с заданием. Дети, а вы знаете, чтобы оружие в руках богатырей было сильным, богатыри обращались к Богу с молитвой. Уходя в поход, они подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Дуб- могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям.

Давайте и мы, как наши предки совершим этот обряд.

Обряд – поклонение «Дубок»

Дети встают в круг.

У нас рос дубок – (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх).

Вот таков!

Корень да его –

Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)

Листья да его –

Вот так широки, (развести руки в стороны)

Ветки да его –

Вот так высоки! (руки вверх)

Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)

На ветру ты, дубок, скрипуч. (покачивание руками)

Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце)

Чтобы землю родную

Защищать от врага!

Рефлексия.

Наше путешествие по древней Руси подошло к концу, а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

Воспитатель.

А и сильные, могучие богатыри

на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

А сейчас я подарю вам талисманчик «Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Режим реализации образовательных областей в старшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей разновозрастной группе кратковременного пребывания «Путешествие на машине времени в Древнюю Русь»
Опубликовано: 4 августа 2013 в 14:23
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в старшей разновозрастной группе кратковременного пребывания «Путешествие на машине времени в Древнюю Русь»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гросс в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД