Руденская Галина
Конспект НОД в старшей группе «Удивительный космос» с блоками Дьенеша
▼ Скачать +Заказ
Конспект НОД в старшей группе «Удивительный космос»
Цель: Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе разрешения специально организованных проблемных ситуаций с использованием логико-математических игр.
Задачи:
-учить детей отбирать палочки нужного цвета и цифрового значения, соответствующие картинкам - схемам, распределять их в пространстве с целью получения нужного образа;
-формировать операции классификации и обобщении блоков по четырём признакам, развивать логическое мышление;
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Удивительный космос“ с блоками Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости, закреплять пространственные представления (середина, лево, право, верх, низ).
- развивать познавательные процессы (мышление, внимание, память, речь, воображение) на материале логико-математических игр;
-развивать мыслительные операции, конструктивное мышление, воссоздание фигур по образцам-контурам, умение понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
- воспитывать навыки самоконтроля и самооценки.
Предварительная работа:
-Знакомство с блоками Дьенеша, палочками Кюизинера, играми В. В. Воскобовича и др. ;
-использование дидактических игр с математическим содержанием: «Найди место треугольнику», «Обведи фигуру карандашом», «Что лишнее?», «Кто в домике живёт», «Путешествие на поезде», «Число и цвет», «Где находиться данная фигура?», графических диктантов, а также настольно – печатных игр: «Логический домик», «Игровой квадрат» и др. ;
-просмотр слайдов, мультфильмов на космическую тематику, чтение стихотворений о космосе, загадок.
Материал к занятию:
ИКТ, видеописьмо, коробка-посылка с заданиями, 6 карточек - схем и 6 наборов с палочками Кюизинера, треугольник из картона,3 обруча: красный, желтый, синий, 3 карточки с символами свойств к блокам Дьенеша и 3 набора с блоками Дьенеша, макет пульта управления и простой карандаш на каждого ребенка, коробка игры «Танграм», в которой конверт с заданием на каждого ребенка, аудиозапись запуска ракеты.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня нам пришло необычное письмо, которое мы можем увидеть на экране – это видеописьмо, а от кого оно вы узнаете, отгадав загадку:
У пилота звездолета
Очень важная работа –
Передать всем вам привет
От галактик и планет!
Он иных миров селянин –
Добрый….(инопланетянин).
-Правильно, сейчас мы это письмо посмотрим!
(текст видеописьма) «Здравствуйте, дорогие ребята! Вы меня узнали? Да, это я – Чикмак! Как же здорово мы повеселились с вами у Новогодней ёлочки. А недавно я узнал, что вы скоро идёте в школу, а значит, вы уже многое знаете и умеете. Я выслал вам с моей планеты интересные задания. Постарайтесь их выполнить!»
Воспитатель: Ребята, где-то должна была приземлиться посылка с заданиями от Чикмака, поищите её глазками (дети с воспитателем находят посылку на окне). Посмотрите, какая она необычная, на ней что-то изображено… (на коробке наклеена схема, которую детям нужно разгадать. Дети читают схему, из которой следует, что в посылке - 3 задания: два из которых в конвертах, а одно в коробке). Ребята, с чего начнём? (дети ищут конверт под номером 1 и достают картинки-схемы в черно-белом варианте).
-Ребята, как вы думаете, что это такое? (ответы детей). Чикмак говорит, что они заколдованы, и расколдовать их придется нам с вами. Но схем меньше, чем нас, поэтому я предлагаю объединиться в пары (воспитатель раздает детям детали от игры «Найди пару»). Ребята, что нам нужно для выполнения этого задания? (палочки Кюизинера). А вы помните, какой цифре соответствует каждая палочка (воспитатель предлагает детям взять коробки с палочками Кюизинера и выполнить первое задание. Дети начинают работу в парах).
Воспитатель: Получилось у нас расколдовать схемы? (Да). Смотрите, какие разные друзья – инопланетяне у нашего Чикмака (после этого дети убирают схемы и коробки с палочками со столов).
-Ребята, вспомните, сколько заданий было в посылке? (ответы детей). Сколько осталось? (ответы детей). Готовы к следующему? (да) Второе задание – это….? (конверт под номером 2). Дети находят конверт с цифрой 2 и достают из него карточку со схематичным изображением ракеты и три карточки с символами свойств к блокам Дьенеша).
-Смотрите, Чикмак предлагает нам поиграть в игру «Космический корабль», условие которой такое: чтобы вывести космический корабль на орбиту, необходимо заполнить топливом все три ступени ракетоносителя, согласно карточкам – схемам. Что нам для этого понадобится? (блоки Дьенеша). А из чего мы можем построить ракету? (из обручей и треугольника Дети строят ракету). Мы разделимся на три команды, и каждая команда обсудит, как найти нужное топливо. (Каждая из трех команд берет коробку с блоками Дьенеша и получает карточку с символами свойств. По окончании игры дети вместе с воспитателем проверяют правильность выполненного задания).
Воспитатель: -Ребята, мы смогли заправить ракету топливом, а что еще нужно для того, чтобы управлять её полетом? (пульт управления). Попробуем его сделать? (упражнение в ориентировке на листе бумаги. Дети проходят за столы, воспитатель просит двоих детей раздать каждому ребенку «пульт»- лист бумаги, расчерченный на 9 квадратов и карандаш). Но сначала приготовим наши пальчики к работе с карандашом.
(пальчиковая игра «Веселый карандаш»).
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
(Дети прокатывают между ладонями ребристый карандаш перед собой, над головой, слева от себя, справа от себя, над столом и т. д.)
Воспитатель: Наши пальчики к работе готовы! На пульте будут расположены кнопки в виде разных геометрических фигур, но их нужно разместить в определенном месте. Слушайте внимательно, постарайтесь не допустить ошибок.
- Найдите среднюю клетку, нарисуйте треугольник - это старт;
-в нижней правой клетке нарисуйте квадрат – это стоп;
-в нижней левой клетке нарисуйте круг – это кнопка - включение света;
-в верхней левой клетке нарисуйте прямоугольник – это связь с землей;
-в верхней правой клетке нарисуйте овал – это открытие и закрытие иллюминаторов.
-Посчитайте, сколько всего получилось кнопок?
-В какой клетке находится круг? Квадрат?.
-Внимание! Приготовьтесь к запуску ракеты. Поставьте указательный палец на кнопку старт. До старта осталось 10 секунд, начинаем обратный отсчет. (Дети хором считают от 10 до 1 – звучит аудиозапись запуска ракеты).
Воспитатель: Но вот, наша ракета путешествует по космическим просторам. А мы с вами расскажем, какие она встретит планеты на своем пути: (дети выходят на физминутку).
На луне жил звездочёт — («Смотрят» в телескоп)
Он планетам вёл учёт: (Показывать в небо рукой)
Меркурий — раз, (Описать круг руками)
Венера – два-с, (Хлопок)
Три — земля, четыре — Марс, (Присесть)
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, (Наклон вправо-влево)
Семь — Уран, восемь — Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)
Девять — дальше всех — Плутон, (Прыжок)
Космос – их большущий дом! (Развести руки в стороны)
Воспитатель: Ребята, у нас осталось еще одно задание (ребенок достает коробку игры «Танграм», в которой- конверты на каждого ребенка с игрой). Что бы это могло быть? (игра «Танграм»). Чикмак предлагает вам собрать фигурки по образцу, и посмотреть что получится. (Дети проходят за столы и собирают силуэт по образцу контурного характера, если ребенок испытывает затруднение, то у картинки на обратной стороне есть подсказка – расчлененный на геометрические фигуры образец).
–Так что же у вас получилось? (Ответы детей: животные). Вот такие необычные животные живут в космическом зоопарке. Скажите, они похожи на животных с нашей планеты? А чем отличаются? (ответы детей). Давайте соберем все конверты в коробку, и потом еще поиграем в группе. Вот все задания и закончились. Скажите, вам понравилось их выполнять? Вам было интересно? Что вам понравилось больше всего? А что вам было выполнить сложно? Как вы думаете, мы порадовали Чикмака?
Сигнал привлекает внимание детей к экрану (продолжение видеописьма).
Воспитатель: Ребята, еще одно видеописьмо!
Текст видеописьма: «Молодцы, ребята! Вы меня очень порадовали. Вы выполнили все мои задания, и действительно уже готовы к школе. Я жду с нетерпением новой встречи с вами, чтобы вместе поиграть. Ваш Чикмак».
Воспитатель: Ребята, а мы знаем одну очень интересную игру про быстрые ракеты, которая наверняка понравилась бы Чикмаку, и приглашаю вас поиграть в нее в группе. (воспитатель приглашает детей поиграть в космическую игру «Ждут нас быстрые ракеты»).
Используемая литература:
1. Давайте вместе поиграем. Комплект игр с блоками Дьенеша. Под редакцией Б. Б. Филькинштейна. - Санкт- Петербург: Корвет, 2001г
2. Комарова Л. Д. «Как работать с палочками Кюизенера?», М., 2006г
3. Михайлова З. А., Носова Е. А. Логико-математическое развитие дошкольников. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
4. Новикова В. П., Тихонова Л. И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 72с.
5. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург; "Детство-Пресс", 2002.
6. Панова Е. Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж, 2007. – 96с.
7. Шалаева Г. Математика для маленьких гениев дома и в детском саду. – М. : АСТ, Слово, 2009.