Ирина Спиридонова
Конспект НОД по знакомству с природным явлением в старшей группе «Туман»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить с природным явлением – туманом
Программное содержание:
напомнить детям о разных агрегатных состояниях воды;
развивать любознательность;
закрепить названия осенних месяцев;
активизация словаря: туман, капельки воды, частицы воды, воздух, белая пелена, дыхание земли;
закрепить знания о намокании и просушивании.
Ход наблюдения:
То ли дым, то ль облака,
То ль волшебная река
Из чудесной мягкой ваты,
Кто укрыл всё белой лапой?
То не сказка, не обман,
Землю скрыл густой. (туман)
Темочки:
Правильно, это туман. А на что похож туман? (на пар, дым, облако). Правильно, а вы знаете, что туман – это дыхание земли. Земля, почва, растения дышат накопленным теплом. В течении дня земля нагревается от солнца и всю ночь сохраняет своё тепло. Воздух ночью остывает и опускается на землю. Они смешиваются, и получается туман – мельчайшие частицы воды. Их очень – очень много, они быстро двигаются, и воздух становится не прозрачным.
Послушайте стихотворение:
Кто – то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром – исчез!
Не осталось не пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота. (И. Токмакова)
Как вы думаете, так кто же утащил лес? И как его можно утащить? (лес не видно из-за тумана). Правильно, туман, как белая пелена, как белое одеяло окутал всё : и лес, и кусты, и пеньки. Такое ощущение, как будто вокруг ничего нет, вокруг пустота.
Ребята, воздух осенью влажный. Как вы думаете почему? (осенью часто идут дожди). Правильно, дело в том, что помимо дождей, на улице становится холодно и влага не успевает испаряться, как летом. Давайте это проверим. Посмотрите пожалуйста на скамейку, она сухая? (да). Мы положим на неё лист бумаги, а в конце прогулки посмотрим, что с ним станет.
Подвижная игра «1,2,3-вместе соберись» По условному сигналу, после свободного перемещения, дети объединяются в круги по 2,3,4,5 человек.
Самостоятельная деятельность детей.
Трудовая деятельность:
Уборка листьев, засыпание ими клумб, и цветника. Воспитывать трудолюбие, знание о пользе гниющих листьев для почвы.
Конец прогулки:
Ребята, давайте посмотрим, что стало с листом бумаги, который мы оставили на скамейке. (он стал влажным) Как вы думаете, почему это произошло ведь дождя не было? (потому что воздух влажный). Как его можно высушить? (батарея, солнце, утюг, отнести в группу). А как вы думаете, где быстрее высохнет лист бумаги? (ответы детей). Давайте проведём опыт. Мы разрежем этот лист на две равные части, одну половину положим на батарею, другую на стол в группе. Дети наблюдают, делают выводы.