Татьяна Путылина
Конспект НОД в старшей группе «Приготовим винегрет»
Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребёнка Чесменский детский сад
«БЕРЁЗКА»
тема «Приготовим винегрет».
Составила Путылина Татьяна Николаевна,
Воспитатель высшей категории.
с. Чесма,2015 г.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Приготовим винегрет“» размещена в разделах
Цель: Помочь ребё нку освоить позицию субъекта детской трудовой деятельности: принимать свою роль в труде, самостоятельно выполнять трудовые процессы от постановки цели до получения результата и уборки рабочего места, осуществляя самоконтроль.
Задачи:
-Учить детей распределять виды коллективной работы, объединить участников трудовой деятельности для совместного выполнения трудового процесса.
-Уточнить представления о внешних и вкусовых качествах овощей, о способах их использования в пищу; закрепить представления о значении свежих плодов для здоровья людей, витаминах.
-Развивать речь детей.
-Закрепить знания требований гигиены (необходимо мыть руки перед началом работы и после, одевать фартук и шапочку, не оставлять грязной посуды и овощей);
-Закрепить правила обращения с инструментами (ножами, овощерезкой – не держи пальцы близко к лезвию ножа и т. д., выполнение вида труда (приготовление винегрета, отдельные трудовые процессы (нарезка овощей – ножом и овощерезкой).
- Воспитывать умение детей испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво выполненного дела реализации трудового процесса.
Оборудование: натуральные овощи: по 2 каждого вида: морковь, свекла, картофель варёная, капуста (солёная, огурцы (солёные, зелёный горошек, соль, масло. Принадлежности для приготовления салата (салатник, ножи, доски разделочные, ложки). Предметно - схематическая модель для обучения детей приготовлению салата; «лесенка» - обозначающая последовательность действий от замысла до получения результата; карточки, на которых условно изображены правила поведения, которые дают возможность приобрести первоначальный опыт на кухне.
Ход организованной деятельности:
План:
1. Загадывание загадок об овощах (дети загадывают друг другу)
2. Беседа о правильном питании залог здоровья, витаминах.
3. Знакомство с правилами приготовления пищи, правилами поведения на кухне (т. е. первоначальный опыт безопасного поведения на кухне).
4. I часть занятия: воспитатель показывает способы приготовления винегрета (читают рецепты, рассматривают предметно – схематическую модель).
II часть занятия: каждый ребёнок получает возможность сам его приготовить.
III часть занятия: снимается проба, дети угощают гостей салатом, пробуют сами.
5. Уборка рабочего стола.
I. Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? Давайте попробуем отгадать.
Дети друг другу загадывают загадки.
1. Живёт дед во сто одежёк одет. Сверху легкий шуршащий чехол. Кто отгадку нашёл? (лук)
2. Красна девица сидит в темнице, а коса на улице? (морковь).
3. Голова красна в землю вросла, косы зеленые с красными лентами? (свекла)
4. Лепесток на лепестке, зелёные заплатки, целый день на животе нежится на грядке? (капуста)
5. Между грядок лежит зелён и сладок? (огурец)
6. Раскололся тесный домик на 2 половинки и посыпались оттуда бусинки-дробинки. (горох)
II. Воспитатель: Как называется одним словом всё, что мы отгадали? (овощи) Овощи могут быть полезными? Каким образом? (ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята, чтобы вы были здоровыми и всегда находились в прекрасной форме, необходимо правильно питаться. Важно, чтобы еда была разнообразной. В вашем рационе должны быть фрукты, овощи, макароны, молочные продукты, хлеб, мясо, рыба, зерновые. Только тогда вы будете получать питательные вещества, витамины.
Сегодня мы поговорим о витаминах – их много в овощах, фруктах, зелени. Они помогают организму защищаться от болезни. И о клетчатке – она содержится в овощах, зелени и способствует хорошему пищеварению. И сегодня мы с вами будем готовить витаминный салат «Винегрет»
Напоминаем, что для приготовления винегрета (и не только его) нужна аккуратность, чистая посуда, овощи свежие (вареные, очищенные.
Грязные овощи и руки опасны. Как вы думаете это хорошо или плохо? (ответы детей)
Воспитатель: Да плохо, потому что в организм человека может попасть инфекция, которая вызовет болезнь. (Так же выслушиваем ответы детей.)
Посмотрите на карточки, на которых условно изображены правила поведения и где есть возможность обрести первоначальный опыт безопасного поведения на кухне. Выберите те, которые подходят нам и расскажите о том, что на них изображено. (ответы детей)
Развивая сюжет воспитатель с помощью игрового персонажа совместно с детьми составляет «Лесенку» из отдельных карточек, обозначающую последовательность действия от замысла (цели, до получения результата. Дети под руководством воспитателя отбирают карточки с изображением необходимых продуктов, инструментов, располагают в нужной последовательности.
А так же «читаем» рецепты (предметно схематической модели предстоящей деятельности, где показаны необходимые продукты, количество продуктов – условно обозначающее кружком (кружок одна штука, трудовые действия, инструменты, результата труда.
III. И так мы начинаем весёлый урок на кухне.
Воспитатель: А теперь, что мы должны сделать (ответы детей)
Правильно. Давайте оденем фартуки, колпачки, вымоем руки и распределимся, кто с кем будет работать. Например:
1. 2 человека берут картошку (посмотрите, сколько её нужно взять, дощечку, нож и овощерезку, тарелочку и начинают работать.
2. Затем ещё 2 человека берут морковь и все необходимое.
3. 2 человека берут свеклу, 1 человек берёт огурцы и всё необходимое.
4. Ну, а я беру лук и режу его.
Ребята посмотрите. У вас есть и нож и овощерезка. Значит, один ребёнок режет, (вспоминает правила) на кружочки, а другой через овощерезку работает. Мы вообще-то могли всё сделать ножом (т. е. порезать на кубики, но нам поможет вот такая овощерезка, где овощи получаются аккуратными, красивыми, ровными (показывают, как ей работать).
Всё, ребята, приступаем к работе.
(Во время работы воспитатель следит за техникой безопасности (не держать пальцы близко к лезвию ножа, за аккуратностью; даёт детям возможность оценивать свою работу, т. е. основное внимание уделяет развитию навыков самоконтроля и самооценки, строгому соблюдению техники безопасности и гигиеническим навыкам. Направляет деятельность ребёнка на получение продукта, который может быть использован по назначении.)
Когда дети закончили каждый свою работу: всё складываем в одну общую чашку, воспитатель солит, поливает маслом, перемешивает кто-то из детей.
Воспитатель: Ребята, салат – это холодное блюдо и его едят первым, Сейчас давайте мы немного попробуем сами, угостим гостей, а остальной салат вы будете кушать в обед, перед первым блюдом.
Ну как понравилось вам готовить?
Домашнее задание: приготовить дома какое-то блюдо с мамой, бабушкой, зарисовать его, или можно даже принести попробовать нам.
Молодцы, а теперь давайте вымоем руки и уберём свои рабочие места.
Литература:
1.«Дошкольный и рукотворный мир» Круляхт М. В.
2.«ОБЖ» Г. П. Гарнышева,
3.«Рукотворный мир» О. В. Дыбина
4.«Развитие речи» Волочкова В. Н., Стемашкова Н. В. программа «Детство»