Светлана Мельникова
Конспект НОД в старшей группе с использованием интерактивной доски «Путешествие по городам народных мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
План – конспект непосредственной образовательной деятельности
с дошкольниками старшей группы на тему «Путешествие по городам народных мастеров» в образовательной области «Художественное творчество»
Интеграции : «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Физическая культура».
Публикация «Конспект НОД в старшей группе с использованием интерактивной доски „Путешествие по городам народных мастеров“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Цель: Формировать знания детей о народном творчестве.
Задачи:
1) Закрепление и пополнение знаний о народных умельцах, об истории возникновения росписи Хохлома, технологии изготовления некоторых изделий («Познание»)
2) Закрепить знания детей об элементах росписи («Художественное творчество»)
3) Пополнять словарь детей, развивать речь. («Коммуникация»)
4) Развивать умение действовать по сигналу, снимать мышечный тонус простыми упражнениями. («Физическая культура»)
5) Способствовать желанию использовать впечатления из собственного опыта («Социализация»)
6) Использование художественного слова для создания эмоционального фона («Чтение художественной литературы»)
7) Развивать музыкальный слух («Музыка»)
10) Развивать воображение, творческие способности детей (Художественное творчество)
Методы и приемы:
- практические
-наглядные
-словесные
-игровые
Материалы и оборудование:
• Аудиозаписи «паровозик из Ромашкова», «Ярмарка», «Вход Незнайки»;
• Две большие матрешки и элементы росписи к ней;
• Шаблоны игрушек для росписи на каждого ребенка;
• Кукольный театр
• Лотки, костюмы для продавцов
• Кисточки, гуашь на каждого ребенка, тряпочки.
Мотивационно-ориентировочная
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах. Мы многое с вами узнали об этом, много говорили на эту тему.
Основная.
Воспитатель: Скажите, в гостях у каких мастеров мы побывали?
Мы были в селе Гжель, в Городце, в Дымкове, в Хохломе.
Вбегает Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я услышал, что вы будете разговаривать о промыслах, и решил к вам присоединиться. А то я ничего не знаю про них.
Воспитатель: Что ж, ребята, возьмем Незнайку в наше путешествие?
Тогда начинаем. Но наше занятие будет необычное. Мы совершим с вами путешествие по городам русских умельцев. Итак, приготовились. Поехали.
Звучит музыка «Паровозик из Ромашкова»
Слайд № 1
Незнайка: А вот и первая остановка. Ой, посмотрите все голубое и белое. Это снежное царство?
Воспитатель: Дети, скажите Незнайка прав?
Нет. Это село Гжель. Здесь делают посуду из белой глины и расписывают ее сине-голубыми цветами, сказочными птицами.
Воспитатель: А хотите послушать легенду о Гжели?
Слайд № 2
«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду.»
Воспитатель: Отправляемся дальше и попадаем в село Полхов – Майдан.
Незнайка: Чем знаменито это село?
Воспитатель: Чем отличается эта матрешка от других?
Слайд № 3
Незнайка: Давайте поиграем в игру «Укрась матрешку»
Перед детьми большие матрешки без расписанных фартучков. Надо украсить фартуки заготовками.
Любым видом транспорта управляет человек. Например, автобусом или автомобилем управляет шофер. А кто управляет другими транспортными средствами?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Какие красивые матрешки у вас получились. Какая это матрешка Незнайка?
Незнайка: Полхов – Майданская. А какие еще матрешки?
Воспитатель: А продолжаем свой путь и попадаем в село Дымково.
Слайд № 4
Как вы делаете свои игрушки?
Сидит ребенок – мастер. Дети вместе с воспитателем подходят к нему.
Ребенок: В окрестностях села Дымково много красной глины. Вот из нее мы лепим фигурку. Потом подсушиваем и обжигаем в горячей печи, чтобы фигурка стала твердой. Затем наносим белую краску, она высыхает и уже потом наносим узор.
Слайд № 5 Игра «Выбери элементы дымковской росписи». Дети выбирают элементы дымковской росписи на интерактивной доске.
Воспитатель: Спасибо за рассказ. А мы отправляемся дальше. А вот уже село Хохлома.
Слайд № 6
Посмотрите, здесь ярмарка. Умельцы продают свои товары.
Дети ходят с лотками и рекламируют свою посуду.
Леша:
Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары-бары,
Всяки разные товары…
Проходите, подходите,
Посмотрите, посмотрите
Настя:
На мой товар полюбуйтесь,
Только не торгуйтесь!
Ложки золоченые, узоры крученные!
Миша:
Налетайте, налетайте,
Покупайте, покупайте!
Нет изделий краше
Хохломы нашей.
А хотите, я вам расскажу сказку, почему Хохлому называют «Золотой»?
(показ настольного театра).
Звучит тихая музыка.
«Жил когда-то в нижегородских лесах, возле тихой речки человек отшельник. Ушёл он жить в лес от людей. Кто он и из каких мест пришёл неизвестно. Вырезал тот отшельник чашки да ложки и так их расписывал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня нет такого мастера во дворце? Срочно его ко мне!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты исполнять наказ царя, но, сколько ни искали, не смогли отыскать диво-мастера. Ушёл он, бог знает куда, но заранее научил местных крестьян создавать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. Много посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось имя – «Золотая Хохлома».
Незнайка: Ой, как интересно. И все таки почему же она Золотая?
Воспитатель: Хорошо, дети. А сейчас наш путь лежит домой в группу, где мы с вами станем мастерами умельцами и распишем свои игрушки. Скажите, а про какую роспись мы с вами не сказали?
слайд № 7 Роспись Городецкая
Правильно. Она тоже очень красивая и красочная, ну что отправляемся в путь.
Заходят в группу.
Воспитатель: Незнайка, перед тем как начать расписывать игрушки проведи с детьми пальчиковую гимнастику.
Незнайка: Сделаем пальчиковую гимнастику «Ягодки». Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы кисть руки была перед лицом. Расслабьте её. Пальчики свисают вниз.
-С ветки ягодки снимаю (пальцами другой руки поглаживаем каждый пальчик) .
-И в лукошко собираю (обе ладошки складываем чашечкой) .
-Будет полное лукошко (одну ладошку накрываем другой) .
-Я попробую немножко.
-Я поем ещё чуть-чуть (одна ладошка имитирует лукошко, другой достаём воображаемые ягодки и кладём в рот) .
-Лёгким будет к дому путь (пальчики «бегут»)
-Молодцы. Садитесь (внимание на осанку) и приступайте к работе.
Заключительная
Воспитатель: Красивые работы у вас получились. Настоящие мастера. Да, руки народа создают чудеса. Как бы вы их назвали?
Незнайка: Спасибо, ребята вам за путешествие. Много интересного я сегодня узнал. А вам понравилось?
Мне пора до свидания.