Чучупал Ирина
Конспект НОД «Глупые ссорятся, а умные договариваются» по речевому развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе (речевое развитие).
Тема: «Глупые ссорятся, а умные договариваются»
(по произведениям С. Михалкова, К. Тангрыкулиева, Е. Благининой).
Цель: продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихотворение и понимать его содержание и идею;
Задачи: формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях;
воспитывать дружеские отношения между детьми;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Ссора
- Старшая группа
- Темочки
развивать диалогическую речь, умение поддержать беседу.
Ход НОД:
1. Оргмомент.
Приветствие: Станем рядышком, по кругу,
Скажем здравствуйте друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
- ДОБРОЕ УТРО!
2. Основная часть.
Стук в дверь. Заношу письмо. Ребята нам письмо почтальон принес. Сейчас посмотри от кого. Так, написано от лесных зверей. Что же за послание нам прислали звери?
-Уважаемые ребята! У нас в лесу такой переполох. Мы все перессорились. Каждый считает, что он самый популярный в лесу, что про него всех больше написано сказок. Так спорили и шумели, что даже медведя разбудили. Помогите нам пожалуйста выйти из этой конфликтной ситуации.
Что же ребята, давайте попробуем помочь лесным жителям решить конфликт, а то так недалеко и до драки. Но, прежде чем кому-то давать советы, надо самим научиться договариваться и не ссориться и быть дружными.
В: Ребята, вы же любите слушать сказки, стихи, рассказы? (Ответы детей).
-А скажите пожалуйста, всегда ли в литературных произведениях героями являются люди? (Ответы детей)
А кто же еще может быть героями сказок и т. д. (Животные, птицы, насекомые, различные предметы).
Правильно, ребята, часто в сказках, стихах и других произведениях действуют не люди, а звери, поступающие как люди.
Я вам приготовила картинки с животными, а вы посмотрите, может среди них тоже есть герои наших сказок. ( Картинки животных: волк, лиса, медведь, заяц, баран.)
Ребята, а героем каких сказок является заяц? А лиса? А давайте вспомним как себя ведет заяц в сказках? (Всего боится, значит он трусливый. Про человека тоже говорят – трусливый как заяц). Лисе приписывают такие человеческие качества как хитрость и коварство. Значит какая лиса – хитрая и коварная. Ребята, а какого человека можно сравнить с волком. (Злого и жадного). А медведь у нас какой в сказках – нерасторопный, неуклюжий. И среди людей тоже есть топтыгины.
Ребята, давайте с вами картинки выложим в ряд. Посмотрите, внимательно, какое животное лишнее в этом ряду. Правильно, баран. А почему? (Потому что лиса, волк, медведь, заяц –дикие животные, а баран –домашнее животное).
А вот послушайте стих-ние С. Михалкова «Бараны» и подумайте, каких людей можно сравнить с этими героями.
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти –
Ты стоишь мне на пути».
Черный брат ответил: «Бе-е-е!
Ты в своем баран, уме-е?
Пусть мои отсохнут ноги
Не сойду с твоей дороги!» (пауза, вопрос)
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами.
Как рогами не крути,
А вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Искупались два барана.
- Ребята, скажите пожалуйста, из-за чего возник спор у баранов?
- И кто победил из баранов?
- Что помешало этим животным договориться друг с другом (Глупость, упрямство, гордыня).
- Как надо было поступить в этой ситуации. – Уступить друг другу, разойтись, и пропустить друг друга.
- Вот так и среди людей бывает, которые не могут договариваться. Как про них можно сказать, что они упрямые и глупые как бараны.
-Ведь у вас тоже наверное были такие ситуации. Не раз ссорились из-за игрушек.
Как бы вы поступили в конфликтных ситуациях в игре? Вот несколько вариантов, попробуйте выбрать правильный. Если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши, если нет- топайте.
1. Нужно стукнуть обидчика, чтобы он закричал: «Мама!»
2. Следует громко заплакать и позвать взрослых.
3. Забрать все игрушки обидчика и сломать их.
4. Предложить играть вместе со всеми игрушками.
Ребята, молодцы. Так и следует поступать дружным деткам.
Давайте с вами еще поиграем, точнее потренируемся уступать друг другу, чтобы не ссориться. Игра «Переход по мостику».
Ребята, молодцы. Все справились с заданием.
А скажите, что вы испытывали, радость или грусть, когда уступали друг другу. Конечно радость, потому что вы делали это ради любви к своему другу.
А вы обратили внимание на картинку с петухами. А что они делают? Дерутся. Если бараны упрямые, то петухи драчливые. И давайте послушаем, что же с ними однажды произошло.
Два петуха издалека увидели зерно.
К нему рванулись петухи, а зернышко – одно.
Одна крупинка на двоих, раздорам нет конца.
Лишь честный бой рассудит их -решили два бойца.
Краснеют гордо гребешки, стоят два петуха,
Два клюва – только прикажи, посыплется труха.
Пока не остывает пыл, кидайся напрямик!
… Но петухов остановил какой то шум и крик.
Глазам своим два петуха поверить не могли:
Мальчишки, словно петухи, катаются в пыли.
Никак мириться не хотят два вздорных драчуна.
И пуговицы в пыль летят, и бровь рассечена.
А ссора – из-за чепухи : словечко лишь одно…
Подобной драки петухи не видели давно.
И петушиный пыл потух перед двумя детьми,
И петуху сказал петух: «Зерно твое, возьми»!
Ведь драка из-за пустяков со стороны смешна,
Совсем как битва петухов из-за того зерна!
Из-за чего произошел спор у петухов?
Почему петухи решили остановить битву?
Из-за чего поссорились мальчики? Сказали друг другу обидное слово.
Да, ребята, словом можно очень сильно огорчить, обидеть, нагрубить. А можно и обрадовать, рассмешить, подбодрить.
Я вам предлагаю поиграть в игру "Подбери нужные слова".
Скажите, пожалуйста, каким словом можно поприветствовать? (Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый вечер, добрый день, я вас приветствую.)
-А поблагодарить? (спасибо, очень вам благодарен, благодарю.)
- Похвалить (Молодец, умница, ты хороший, умный, воспитанный)
-Успокоить (не волнуйся, все будет хорошо, не расстраивайся.)
Как вы уже убедились обидные слова приводят к ссоре.
Поэтому, в таких случаях говорят в народе: "Глупые ссорятся, а умные договариваются". Про умных девочек и написала стихотворение "Подарок" Е. Благинина.
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Веселая, смешная.
Мне скучно без игрушки-
Любимая была,
И все-таки подружке
Игрушку отдала.
Какими словами можно назвать девочку, которая подарила свою любимую игрушку? (добрая, хорошая, щедрая, уступчивая, нежадная.)
Ребята, а про них можно сказать, что у них дружба крепкая.
А вы хотели бы так дружить? Что для этого нужно делать? (Уступать друг другу, играть вместе, не быть жадным, уметь договариваться, делиться игрушками, беречь дружбу.)Ребята, это основные правила дружбы.
3. Рефлексия.
Давайте с вами встанем в кружок, возьмемся за руки. Будем с вами передавать как эстафету, рукопожатие и повторять слова. Я передаю вам свою дружбу и она идет от меня к. и т. д. Вы чувствуете, что дружбы стало больше, т. к. каждый из нас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас никогда не покидает и греет.