Елена Павловна Люфт
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в страну математики» с использованием ТРИЗ, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в страну математики»
с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша
и палочек Кюизенера.
Интеграция образовательных областей: познание, физическое развитие, социально-коммуникативная.
Используемые технологии : ИКТ, обучение в сотруднечетве (работа в группе, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, ТРИЗ.
Программное содержание:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Путешествие в страну математики“ с использованием ТРИЗ, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Цель: закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр, формировать умение радоваться, достигая цели.
Задачи:
Образовательные:
закрепить счет в пределах 10;
умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа;
уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине;
закрепить умение ориентироваться в пространстве;
упражнять в порядковом счете.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные:
воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.
Материалы и оборудование :
воздушный шар,
конверт (с письмом и разрезной картинкой волшебника,
корзина с киндер яйцами (на каждом яйце цифры от 1 до 4,
шкатулка с призами,
палочки Кюизенера (индивидуально на каждого)
блоки Дьенеша (индивидуально на каждого)
Доска – на нём дети будут собирать фрагменты ключа.
Предварительная работа:
- игры с блоками Дьенеша,
- игры с палочками Кюизенера,
- игры на ориентировку в пространстве.
Ход НОД: Дети заходят в группу. В группе летает шар, к ниточке которого привязан конверт. В конверте письмо и разрезная картинка «Профессор – Математики».
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что это такое? (воспитатель обращает внимание детей на воздушный шарик, с привязанным конвертом, конверт не подписан).
- Странный конверт какой-то, на нем ничего не написано, только какие-то цифры и геометрические фигуры.
Воспитатель: - Давайте откроем конверт и узнаем от кого мы его получили.
(открываю конверт- в нем разрезная картинка и письмо).
Воспитатель: - Что это? Что надо сделать, чтобы узнать от кого это письмо пришло к нам.
Дети: Собрать картинку.
Дети собирают картинку.
Воспитатель: -Все ясно! Это написал нам Профессор-математики!
Слайд 2
На экране появляется Профессор – Математики.
«Нужно скорее прочитать письмо, может там что-то важное!»
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы многому научились. И я хотел бы вас поздравить с успешной учебой. Хочу пригласить вас в путешествие по моей стране знаний! Если вы справитесь с заданиями, то сможете открыть сундук с сокровищами. Вы готовы к путешествию? (ответы детей).
Тогда удачи! Даю вам подсказку:
«Киндеры лежат в лукошке,
А лукошко у окошка».
Дети находят корзину с киндер-яйцами у окна. На каждом киндер-яйце цифра от 1 до 4, и внутри задание.
Воспитатель: -Ну что, ребята, начнем наше путешествие?
Воспитатель: -Андрей, подойди к лукошку и возьми яйцо с числом 1.
Ребенок достает и открывает яйцо и в нем задание.
Воспитатель: (читает) «Чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, чтобы получить сокровища вы должны справиться со всеми заданиями».
- Ну,что,не передумали? Тогда начнём! Для начала, Профессор – математики предлагает вам математическую разминку»
Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.
Ход: Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:
1. Сколько ушей у двух собак? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько носов у двух котов? (8)
6. Сколько пальцев на двух руках? (10)
7. Сколько в неделе выходных дней? (2)
8. Какое число больше 8, но меньше 10?
(После выполнения задания дети получают первый фрагмент ключа).
Воспитатель: -Молодцы! Вы добыли первую подсказку,вперед за следующей! А эту подсказку поставим на доску.
Воспитатель: - Олеся, достань из лукошка яйцо с номером 2.
(Ребенок достает яйцо с числом «2»
Воспитатель (достает из яйца задание)
- А теперь мы отправляемся в замок геометрических фигур Профессора – Математики.
(Слайд 3)
- Какие геометрические фигуры вы видите, назовите?
Дети: Прямоугольники, квадраты, треугольники,круги.
Воспитатель: -А теперь, ЗАДАНИЕ – Работа с блоками Дьенеша на карточном поле. (Показываю схему блока, который нужно найти)
- Поставьте большой, круглый, толстый блок в правый верхний угол
- Поставьте маленький, треугольный, тонкий блок в правый нижний угол
- Поставьте большой, квадратный, толстый блок в левый нижний угол
Поставьте маленький, прямоугольный, тонкий блок в левый нижний угол
- Поставьте маленький, круглый, тонкий блок в центр клеточного поля.
Воспитатель – Молодцы ребята, вы справились с заданием и получаете еще один фрагмент подсказки. (дети прикрепляют фрагмент ключа на доску)
Физминутка:
Для начала мы с тобой крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем. Мы прекрасно понимаем —Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Напоследок потянулись, вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись, на ковер все дружно сели. (Дети садятся)
Воспитатель: -Вика, подойди и возьми в лукошке яйцо с номером 3.
Воспитатель открывает яйцо и читает задание.
Воспитатель: Чтобы получить следующую подсказку, вы должны отгадать, какую геометрическую фигуру я загадала. Для этого вы должны мне задавать такие вопросы, на которые я могу ответить только «Да» или «НЕТ»
Дидактическая игра: «Да-нет»
Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.
Ход: Воспитатель загадывает геометрическую фигуру. Дети спрашивают:
- она желтая (синяя, красная)
- у нее есть углы (Да)
- у нее 3 угла (4 угла)
- она маленькая (Нет)
- она толстая. (Да)
Слайд 4
Загаданная фигура появляется на экране.
Фрагмент ключа ставим на доску.
Воспитатель: Молодцы, ребята! На нас ждет следующее задание!
Воспитатель: - Владик возьми в лукошке последнее киндер-яйцо. Какая на нем цифра? (яйцо под цифрой 4).
Воспитатель: Ребята! Сейчас мы отправимся в царство палочек Кюизенера.
Слайд 5.
Работа с палочками Кюизенера
- Воспитатель (читает задание) «Выложите состав числа 6»
Работа с палочками.
Воспитатель: какая палочка соответствует числу 6? Выложите число 6 разными палочками.
Дети выложили.
Воспитатель: - Аня, назови палочки из которых ты выложила число 6.
(Воспитатель спрашивает еще у 1- 2 детей).
Воспитатель: А давайте проверим, ребята справились вы с заданием или нет?
Слайд 6.
Воспитатель: Вот какие вы молодцы и с этим заданием справились! И за это получаете еще одну подсказку. (Дети берут фрагмент и вешают на доску).
Воспитатель: Вот, мы и собрали все фрагменты подсказки и получился у нас -ключ. Чтобы открыть сундук надо вспомнить, какие задания мы выполнили? (дети вспоминают все задания, которые они выполняли).
1. Выкладывали геометрические фигуры на квадратном поле.
2. Составляли число 6 из палочек.
3. Угадывали геометрическую фигуру, которую загадал воспитатель.
4. Математическая разминка.
Слайд 7.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. И сундук с сокровищами должен открыться! Давайте проверим и посмотрим что же там лежит.
(Воспитатель открывает сундук и там лежат леденцы).
Наше путешествие закончено.