Екатерина Бачегова
Конспект НОД в старшей группе по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в мир добрых дел и поступков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формирование представлений детей о нравственных нормах отношений с окружающими; доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения,
закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.
2. Направлять сознание, чувства и действия детей на совершение
положительных поступков, добрых дел.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по социально-коммуникативному развитию „Путешествие в мир добрых дел и поступков“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
3. Формировать умение оценивать свои поступки, поступки окружающих,
сравнивать их с общепринятыми нормами.
4. Расширять представление детей о доброте и её значении, добрых поступках, о дружбе между людьми; способствовать использованию в речи вежливых слов.
5. Закрепить знания детей об эмоциях, упражнять в различении пиктограмм настроения, умение определять настроение персонажей.
Развивающие :
1. Развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь детей.
2. Способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить, рассуждать, делать выводы, использовать в беседе накопленные знания.
3. Развивать у детей умение в своих поступках следовать положительному примеру.
4. Развивать представления о добре и зле.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательность, чуткость и отзывчивость, уважение к своим товарищам и взрослым.
2. Приобщать детей к добрым поступкам, побуждать к проявлению теплых чувств.
3. Воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы.
Работа над словарё м: добро, доброта, добрые поступки и дела, мимика.
Материалы и оборудование: магнитофон; записи, шкатулка; сломанная машина, испачканная кукла и влажные салфетки, кормушка для птиц и корм, порванная книга и клей, комнатный цветок и лейка; лепестки для игры «Собери цветок»; н-п игра «Лото настроений»; карточки с заданиями «Как поступит добрый человек»; презентация (названия городов, добрые поступки, знаки – сердечки: «Хорошо», «Плохо», развивающая игра-лото «Театр настроения»; «солнышки –доброты» из бумаги по количеству детей.
Предварительная работа: чтение рассказа В. Маяковского «Что такое
хорошо и что такое плохо?» стихотворений о доброте.
Беседы с детьми на темы: «Что такое доброта?», «Вежливые слова», «Что такое дружба».
Беседа с детьми о правилах поведения.
Игры - упражнения «Как бы ты поступил», «Оцени поступок».
Ход НОД
I. Вводная часть. Организационный этап (3 мин).
Цель: Организация внимания и мотивирование детей на предстоящую деятельность.
Воспитатель:
Солнышко встало, пришел новый день
Дорогие ребята, всем добрый день!
Здравствуйте, дорогие гости! Мы очень рады видеть вас! Ребята, давайте поздороваемся с гостями!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель:
Хорошо! А скажите, вы сегодня здоровались друг с другом?
Дети: Да, здоровались.
Воспитатель:
Как можно поприветствовать друг друга?
Дети: «Здравствуй! Привет! Доброе утро! Добрый день.»
Воспитатель:
А еще можно приветствовать друг друга без слов. Давайте попробуем.
Игра: «Давайте поздороваемся».
Дети хаотично передвигаются по группе. По указанию воспитателя дети здороваются со всеми, кто встречается на пути определё нным способом:
- пожатием руки,
- прикосновением плечом или спиной
- поклоном
- как военные
- объятием
Разговаривать во время игры нельзя.
Воспитатель:
- Как вам больше понравилось здороваться? (.)
- У нас сегодня с вами необычное занятие! Мы с вами отправимся в увлекательное путешествие! А куда, вам нужно догадаться самим. Сейчас, я прочту для вас чудесное стихотворение. В нем часто повторяется одно слово, запомните какое. Послушайте!
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Воспитатель:
- Ребята, о чем говорится в стихотворении? (.) Какое слово, повторялось в нём много раз(.) Правильно, это слово доброта.
— Что такое доброта? (.)
— Каких людей мы называем добрыми, а каких злыми? (.)
— Что произошло бы, если бы в мире не было доброты? (.)
— Что вы чувствуете, когда вам делают добро? (.)
Предлагаю нам всем отправиться в путешествие по стране Доброты! Я произнесу волшебные слова, которые нас туда перенесут!
В этой стране всегда рады гостям, особенно тем, кто знает, что такое быть добрым.
Воспитатель
В волшебную страну попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Зажмурь глаза и сделай шаг,
И повернись, и улыбнись!
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, еще хлопок
Мы здесь, открой глаза дружок!
II. Основная часть. (15 мин).
Цель: Формирование осознанного отношения к социальным нормам поведения.
Воспитатель:
- Вот мы и попали в «Страну Доброты».В этой стране есть много разных городов. Их мы и посетим.
1 «Город вежливости».
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, мы с вами оказались в «Городе Вежливости», или в «Городе Вежливых Слов»
Воспитатель:
- Что такое вежливость(.)
Воспитатель:
- Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение. И наоборот, грубое слово может сильно обидеть, ранить человека, испортить ему хорошее настроение надолго. Об этом и в пословице говорится: «Доброе слово лечит, а злое калечит». Давайте выучим эту пословицу и будем всегда о ней помнить.
- Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Она называется «Вежливо – не вежливо».
Игра «Вежливо - невежливо».
Ребята, послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке - вы хлопаете в ладоши. Когда я читаю о невежливом поступке – вы топаете ногами.
1. Поздороваться при встрече…
2. Толкнуть и не извиниться…
3. Показывать на упавшего друга пальцем и смеяться.
4. Уступать место старшим.
5. Показывать язык и обижать девочек.
6. Помочь подняться, …
7. Попрощаться, уходя домой.
8. Свистеть, кричать, шуметь в детском саду….
9. Сказать спасибо и пожалуйста …
10. Повернуться к собеседнику спиной …
Игра «Собери цветок»
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, перед нами поляна «Вежливых слов», на ней повсюду рассыпаны лепестки. Их нужно собрать, но выполнив одно условие. Поднимая лепесток, вы должны будете назвать вежливое слово. Один лепесток - одно вежливое слово. Слова не повторять. Начинаем?
Дети: Спасибо, пожалуйста, прошу вас, будьте любезны, благодарю, до свидания, здравствуйте, доброе утро, спокойной ночи, всего доброго и т. д.
Воспитатель:
- Молодцы, много вежливых слов знаете. Посмотрите, какой чудесный цветок у нас получился! По мере взросления вы узнаете ещё много вежливых слов и сможете составить из них целый букет.
Воспитатель:
- Давайте никогда не будем забывать про добрые и вежливые слова.
Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко,
глядя в глаза.
Воспитатель:
Давайте продолжать наше путешествие. И мы попадаем в «Город эмоций».
2. «Город эмоций».
Воспитатель:
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Кто веселится? Кто грустит?
Кто испугался? Кто сердит?
Влияет без сомнения
На всех нас настроение.
-А с каким настроением сегодня пришли вы в детский сад(.)
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, что если внимательно посмотреть на человека, то по выражению его лица (мимике) можно узнать какое у него настроение. Ведь у каждого из нас оно бывает разное, хорошее и не очень в зависимости от ситуации.
Мимическая гимнастика.
- Скажите, когда вам бывает радостно? (.) Как вы выражаете свою радость? (улыбаемся, смеёмся) Улыбнитесь! А что может вызвать вашу печаль или грусть(.) Как мы можем показать эту эмоцию? (.) А если вы, на что-то очень сильно разозлились (.) Удивились (.) Провинились (.) Молодцы!
Воспитатель:
- Я сейчас, предлагаю вам отправиться в «Театр настроения».
Перед вами находятся карточки - маски и картинки с изображением персонажей.
Давайте попробуем подобрать к театральным маскам карточки с нужными персонажами, которые переживают такое настроение. На маску радости подобрать карточку с (. радостным героем).
(Дети выполняют задание)
Воспитатель:
Давайте будем стараться никогда не грустить, а только радоваться и улыбаться, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей.
- А мы продолжаем свой путь и отправляемся в «Город дружба».
3 «Город дружбы».
Воспитатель:
- Дети, что обозначают слова «дружба», «дружить»? (.) У вас есть настоящие друзья? (.) Почему вы с ними дружите? (.)
Ребята, а давайте вспомним с вами пальчиковую гимнастику «Дружба».
Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок).
Дружат на руках у нас маленькие пальчики (ритмичное касание пальцев обеих рук).
1, 2, 3, 4, 5 (поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Начинаем мы считать (хлопают в ладоши).
1, 2, 3, 4, 5 (поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями)
Воспитатель:
- Пришло время поиграть. Хотите?
Физкультминутка
– игровое упражнение «Это я, это я, это все мои друзья»
- Кто, из вас, проснувшись бодро, «С добрым утром скажет твёрдо?»
(Произносят слова, хлопают и прыгают)
- Кто вас, скажите братцы, забывает умываться?
(молчат)
- Кто из вас в маршрутке тесной уступает старшим место?
(Произносят слова и выполняют пружинку)
- У кого из вас в порядке и игрушки, и тетрадки?
(Произносят слова, хлопают и прыгают)
- Кто из вас молчит, как рыба, вместо доброго «спасибо?»
(молчат)
- Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?
(показывают на себя большим пальцем и разводят руки в стороны)
Ну что ж, я вижу, что вы умеете дружить, и это меня очень радует.
Ну что ж, идём дальше? (.)
4 «Город хороших поступков» .
- Мы с вами пришли в «Город хороших поступков» .
Дети, посмотрите, какая красивая шкатулка стоит на столе. Вы, хотите узнать, что в ней находится? (.)
Игровое упражнение «Добрый поступок».
В этой шкатулке карточки с заданиями «Как поступит добрый человек».
1. Мальчик увидел новую машинку.
2. Когда поранился на прогулке.
3. Мама готовит обед.
4. У тебя много конфет, а у других нет. Если ты добрый?
5. Мальчик успокаивает плачущую девочку
Воспитатель:
Молодцы! Вы справились с заданием. И я уверена, что будете всегда совершать только хорошие и добрые поступки.
Наше путешествие продолжается. Мы отправляемся в следующий город.
5 «Город добрых дел»
Воспитатель:
Мы с вами оказались в «Городе Добрых дел».
Давайте поиграем в игру «Доброе солнышко».
- В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Она озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботу и внимание.
- Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время. (.)
- Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.
Воспитатель:
А что же еще за сюрприз нам приготовлен? Интересно, что же находится под этой салфеткой?
- Ребята, смотрите, как много здесь разных предметов - сломанная машина, испачканная кукла, кормушка для птиц, порванная книга, комнатный цветок.
- Скажите, какое доброе дело можно совершить с их помощью?
Дети: в кормушку насыпать корм, цветок полить, сломанную машину
отремонтировать, испачканную куклу вымыть, книгу подклеить.
Воспитатель:
- А теперь распределяемся по парам и выполняем задание.
(дети выполняют задание)
Воспитатель:
- Какие молодцы. Вы все сделали сейчас доброе дело. А «Добрые дела – красят человека». Не забывайте про это.
Воспитатель:
- Вот мы и посетили все города этой замечательной «Страны Доброты». Какие? (.)
И наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться домой.
В детский сад попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Зажмурь глаза и сделай шаг,
И повернись, и улыбнись!
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, еще хлопок
Мы здесь, открой глаза дружок!
III. Заключительная часть (итог – 2 мин).
Цель: Закрепление и уточнение знаний детей.
Воспитатель
- По какой стране мы с вами сегодня путешествовали?
Дети:.
-Какого человека можно назвать добрым?
Дети:.
Воспитатель:
- Добро способно чудеса творить.
Оно нас учит верить и любить.
И без него нам просто не прожить.
Давайте будем верить и мечтать
И только добрые поступки совершать
- Ребята, вы хотите поделиться своей добротой с окружающими(.)
Тогда давайте подарим эти солнышки доброты нашим гостям, а чтобы у них на душе стало также тепло и радостно, не забудьте про добрые слова.
(Дети дарят солнышки гостям)