Емельянова Анастасия Михайловна
Конспект НОД в старшей группе по развитию речи на тему «Составление описательного рассказа о предметах посуды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе по развитию речи
«Составление описательного рассказа о предметах посуды»
Цель: формировать умение составлять описательный рассказ о предметах посуды.
Задачи:
Обучающие: учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств, активизировать употребление слов противоположного значения, многозначных слов.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по развитию речи на тему „Составление описательного рассказа о предметах посуды“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Развивающие: развивать монологическую речь, память, внимание.
Воспитывающие: воспитывать усидчивость, умение слушать.
Оборудование: тарелки (глубокая и мелкая, ложки (чайная и столовая, вилка, стеклянный стакан, кружка, пластмассовая тарелка, мяч, карточки, карандаши, алгоритм для рассказа, карточка со стихотворением.
Ход образовательной деятельности.
I. Вводная часть
Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»:
Никому отказа нет,
Подан каждому обед.
Собачке - в миске,
В блюдечке – киске,
Курочке – несушке -
Пшена в черепушке,
А Машеньке – в тарелке.
В глубокой, не в мелкой.
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (ответы детей)
В чем подают обед собачке? (в миске) а киске? (в блюдечке) а курочке? (в черепушке). А из чего обедает Машенька? (из тарелки). Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку? Что это?
Дети: Посуда.
II. Основная часть
Воспитатель: Ребята, посмотрите и назовите, что вы видите на столе.
(дети называют)
Воспитатель: Как одним словом можно назвать эти предметы?
Дети: Посуда.
Воспитатель: А теперь сравните эти две тарелки (глубокую и мелкую). Чем они похожи?
Дети: Из них едят, обе тарелки белые с орнаментом.
Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга? (приглашает детей к столу, предлагает взять предметы в руки).
Дети: одна тарелка глубокая, а другая мелкая.
Воспитатель: Для чего нужна глубокая тарелка (дети отвечают). А мелкая тарелка для чего нужна.
(ответы детей)
Воспитатель: (показывает пластмассовую тарелку) А эта какая тарелка?
Дети: Пластмассовая.
Воспитатель: А когда вы садитесь обедать, какая посуда вам нужна?
Дети: Тарелки – глубокая и мелкая, вилка, ложка.
Воспитатель: Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны?
Дети: Из металла.
Воспитатель: Значит, как одним словом сказать, какие они?
Дети: Металлические.
Воспитатель: (берет в руки металлическую чайную и столовые ложки). Чем похожи эти два предмета? Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно, они сделаны из одного материала, из металла, они металлические. Теперь подумайте и скажите, чем они различаются?
Дети: Одна – большая, другая – маленькая. Одна – столовая, а другая – чайная.
Воспитатель: А какие еще стеклянные предметы вы видите на столе?
Дети: Стаканы.
Воспитатель: сейчас я буду показывать вам посуду и говорить какая она, а вы должны подобрать противоположное слово: эта тарелка глубокая, а эта (мелкая). Эта ложка столовая, а эта (чайная). Один стакан высокий, а другой (низкий).
Воспитатель приглашает детей присесть за столы.
Воспитатель: На столах у вас лежат карандаши и карточки с заданием. Вам необходимо посмотреть и найти лишний предмет на карточке и зачеркнуть его. А затем объяснить почему этот предмет лишний.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Так и что же на картинке лишнее?
Ответы детей.
Воспитатель: А почему же?
Дети: Потому что всё остальное это посуда.
Воспитатель: правильно. А сейчас немножко разомнемся.
Физкультминутка «На дворе у нас мороз».
На дворе у нас мороз (Дети хлопают себя ладонями по плечам)
Чтобы носик не замерз, (топают ногами)
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки, (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, (Потягивания — руки в стороны).
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, (Ходьба на месте с высоким подниманием колен).
Поднимаем выше ноги.
Воспитатель: А сейчас ребята я предлагаю вам описать кастрюлю с использованием алгоритма. Перед вами на доске висит алгоритм, он нам показывает, что мы должны рассказать и в каком порядке. Сначала нужно сказать, что это, затем какого цвета, какой размер, какая форма, из какого материала сделана, из каких частей состоит и для чего нужна.
Воспитатель: Послушайте мой рассказ (образец описательного рассказа): Это кастрюля. Она хранится на кухне. Кастрюля зеленого цвета, цилиндрической формы, большого размера, металлическая. У кастрюли есть дно, стенки, края; ручки у нее черные из пластмассы; крышка металлическая. В кастрюле можно приготовить вкусный суп, кашу, сварить макароны, сварить компот.
Воспитатель приглашает к доске ребенка, чтобы он рассмотрел картинки. В случае затруднения воспитатель подсказывает ребенку начало фразы.
Рассказ составляют 2-3 ребенка.
III. Заключительная часть
Воспитатель берет мяч, приглашает всех детей пройти на ковер и встать в круг.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Из чего сделано». Я буду бросать мяч и называть любой предмет из посуды, а вы должны подумать и сказать из чего этот предмет может быть сделан и бросить мяч мне обратно.
Например: ложка – из дерева, тарелка – пластмасс, стакан – из стекла.
Воспитатель: Молодцы, хорошо поиграли.
Так о чем же мы сегодня говорили, ребята?
Какая бывает посуда?
А что мы использовали при составлении рассказа?
Что для вас было сложное на занятии?