маргарита шубина
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Все краски осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Все краски осени»
(образовательная область «познавательное развитие»)
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях, сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период
Задачи:
образовательные:
• уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
• активизировать словарь детей по теме занятия;
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию „Все краски осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
• совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
развивающие :
• развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
• развивать интерес к выполнению заданий.
воспитательные:
• воспитывать у детей бережное отношение к природе;
• развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Здоровьесберегаюшие:
• создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие,социально-коммуникативное развитие.
Оборудование:
• конверт с письмом и заданиями от Осени;
• 3 осенние картины («Рябина» И. Грабарь, «В конце сентября» Щербаков и «Поздняя осень» И. Бродского);
• наборы элементов для создания картины осенней природы;
• аудиозапись «Звуки осеннего леса»;
• видеофильм «Осень».
Части НОД Ход НОД Деятельность и ответы детей
Вводная
часть Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо, только необычное уж очень оно!
Хотите узнать, от кого?
Тогда отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья украшаю,
Но не касаюсь елочек и сосен,
Кто я такая?
- Да, ребята, это письмо от Осени.
Давайте посмотрим, что же в конверте?
(открытка – раскладушка: три картины осени в разный период)
Показывает и читает письмо:
На лесной опушке я краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Стал желтеть орешник,
Листья золотыми стали у берёзы.
Холодно настало и разделись клены.
- Ребята, Что нарисовано на этой картинке?
А на этой?
-А что на этой изображено?
-Правильно Ребята, На каждой из картин нарисована осень. Но скажите мне, почему все эти картинки разные?
- А вот сейчас мы с вами и разгадаем, что же значит каждая из осенних картин. Да!
- Да!
- Осень!
Осень
тоже осень
и на этой осень,
потому что осень бывает разная
Беседа - Ребята, Вот перед вами картина - осенний лес. Посмотрите, какое время года на ней изображено?
-Правильно, осень.
-А какие признаки говорят о том, что на картине осень?
Какой осенний месяц относится к ранней осени?
(воспитатель обобщает признаки и сообщает, что такой бывает ранняя осень)
Воспитатель Правильно ребята, это время иногда называют «бабье лето».
Воспитатель ребята, посмотрите на эту картину, здесь нарисована ранняя осень. Эту картину написал художник Игорь Грабарь и называется она «Рябина» Что нарисовал художник на первой картине?
Воспитатель Правильно ребята, также смотря на эту картину, мы видим, что на улице, ещё тепло.
Воспитатель Ребята, а какого же цвета листья на рябине?
Воспитатель посмотрите на травку, какая она? Хоть трава жёлтая,
А что вы видите там, вдали, на заднем плане картины?
Воспитатель - Какие ещё признаки ранней осени вы запомнили?
Отличают раннюю осень от лета холодные густые туманы.
Ранней осенью ещё много цветов.
Люди собирают урожай.
В лесу много грибов.
(сравнивает картину с первой картиной-загадкой)
-Ребята, посмотрите на вторую картину, ее написал художник Щербаков и называется она «В конце сентября» что изображено на ней?
- посмотрите на небо, какое оно?
- обратите внимание, на деревья, какой краской художник рисует листики на деревьях?
- Деревья стоят, как будто покрытые золотыми листьями. Вот именно поэтому, такую осень можно назвать золотой!
(и на этой картине изображена золотая осень,
- Скажите, какой осенний месяц относится к золотой осени?
- Какие признаки золотой осени вы знаете?
- Правильно ребята, в октябре перелётные птицы начинают отлёт. Исчезают насекомые. Животные готовятся к зиме. Люди надевают куртки, шапки, штаны. Берут зонты.
(сравниваем картину со второй картиной-загадкой)
-Ребята, посмотрите на третью картину. Эта картина И. Бродского и называется она «Поздняя осень»)
- Посмотрите на небо, какого оно цвета?
- как изменились деревья?
- что же еще появилось на земле, вдоль реки?
- какой осенний месяц относится к поздней осени? Какие признаки поздней осени вы знаете?
- ребята, ноябрь это самый холодный осенний месяц, уже дуют сильные ветры, становится очень холодно, а на реке появляется тонкий лёд. Дни стали короче, а ночи длиннее.
(сравниваем картину с третьей картиной-загадкой)
Воспитатель - Молодцы ребята, оказывается, вы очень многое знаете об осени и ее признаках. А теперь вы еще узнали, что осень бывает разная, вспомните, и скажите мне, какая же бывает осень? (показывает картинки-загадки).
- Молодцы, ребятки, Вот мы и разгадали с вами загадку Осени.
(Осень).
Сентябрь - кое- где появились жёлтые листочки, солнце светит реже, оно не греет, холодно, дни становятся короче, а ночи длиннее.
Ясное, голубое небо, по которому плывут белые, пушистые, лёгкие облака.
Листья на рябине желтые, но уже есть и оранжевые.
трава уже жёлтая, но есть еще и зелененькая травка
вдали виден лес, он ещё совсем зелёный.
Часто дуют ветра, идут дожди
осень
Небо пасмурное, стало прохладнее.
желтой краской, а на земле много опавших листьев.
Октябрь,
Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, жёлтыми, на небе тучи, идёт дождь. Реже слышится пение птиц. Насекомых стало меньше.
Небо стало серое.
Появились голые деревья, листиков осталось совсем мало.
Вдоль реки уже лежит снег.
Ноябрь.
Деревья стоят без листвы. Птицы готовятся к отлету. Часто идёт дождь.
Ранняя, золотая и поздняя
Физкульт-минутка А сейчас давайте мы с вами немножко разомнемся: «Вот и осень наступила»
Вот и осень наступила, посмотрите
как красиво, листья всюду шелестят
и летят, летят, летят, соберём с вами
листочки, посидим мы на пенёчке,
солнцу мило улыбнёмся, вместе за руки
возьмёмся, побежим мы по дорожке,
поднимая выше ножки, покружимся,
полетаем, дружно все мы приседаем,
вот и всё пора вставать,
нужно снова нам шагать! Повторяют за воспитателем:
Движения в соответствии с текстом
Просмотр фильма «Осень» - Ребята, Нам Осень приготовила сюрприз – это фильм. Смотрите его внимательно, этот фильм поможет вам справиться с последним заданием. Дети просматривают видеофильм «Осень»
Практи-
ческая
часть - Слушайте внимательно последнее задание: посмотрите, у вас на столах лежат листы бумаги и краски. Осень предлагает вам нарисовать осенние картины, но так чтобы мы смогли различить, какой период осени на них изображен. Вы будете работать в командах. Нам нужно выбрать 3 команды. Разделитесь на 4 человека, договоритесь в команде, какую осень вы будете изображать, что бы об этом никто не знал. Работаем аккуратно, дружно, используем ( методом: пальчиковый, сжатой бумагой и тычками) Только будьте внимательными! Дети рисуют картины осени (ранняя, золотая, поздняя)
Итог
занятия - Молодцы! Постарались на славу! (анализируют картины, угадывают соперники, какая осень изображена)
Давайте угадаем, какую осень нарисовала 1 команда?
- какую осень нарисовала 2 команда?
- а какую осень нарисовала 3 команда?
- Вы нарисовали очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!
Ранняя осень
.
Золотая осень
Поздняя осень