Влада
Конспект НОД в старшей группе по художественному чтению «К нам бегут автобусы»
Тема. «К нам бегут автобусы».
Программное содержание.
1. Развивать поэтический слух у детей: учить слышать «музыку» стихов, чувствовать их ритм
2. Познакомить с приемом замены некоторых слов характерными звуками
3. Способствовать развитию воображения.
1. Познакомить детей с новыми стихотворениями и их автором : Эмма Мошковская «Нерешительный трамвай», «К нам бегут автобусы». Закрепить обобщающее понятие «Транспорт».
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по художественному чтению „К нам бегут автобусы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Общественный транспорт. Автобус
- Старшая группа
- Темочки
2. Воспитывать интерес к слушанию и чтению произведений детской художественной литературы, такие нравственные качества, как решительность, ответственность.
3. Развивать мышление, умение рассуждать и делать выводы через анализ содержания прочитанных стихотворений.
Ход НОД.
В: Здравствуйте дети, сегодня у нас с вами художественное чтение, но перед этим, мы с вами немного поговорим. Сегодня я вам прочитаю очень интересные стихотворения, в которых говорится о транспорте. Но вначале давайте немного поговорим о транспорте.
В: Кто знает, что такое транспорт?
Д: Это машины, автобусы, мотоциклы, троллейбусы и т. д.
В: Правильно, ребята. А бывает игрушечный транспорт?
Д: Да, бывает.
В: Конечно же. Игрушечный транспорт - это ваши машинки, автобусы, мотоциклы. Ими особенно любят играть наши мальчики. Вот, раньше мы с вами играли с машинками, рисовали их, наши мальчики каждый день играют с этими машинками, автобусами, рисуют их, да? Но сейчас, я вам буду читать стихи, где о машинках говорят так, как будто они живые. Интересно?
Д: Да, интересно!
В: Перед тем, как я начну читать вам стихотворения, скажите, вы знаете такое выражение, как «нерешительный человек»?
Ответы детей.
В: Нерешительный - это какой?
Д: Нерешительный - это тот, кто не может принять решение, делать что-то или не делать, идти куда-то или не идти.
В: Хорошо, отлично, совершенно верно. Нерешительный человек - это кто всегда сомневается в чём-то, боится что-то сделать или сказать. Но, оказывается, не только человек может быть нерешительным. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, которое называется «Нерешительный трамвай». В этом стихотворение рассказывается о трамвае, который решает, ехать ему или не ехать. А написала это стихотворение детская поэтесса Эмма Мошковская. Вот ее портрет. (Показываю портрет Эммы Мошковской)
Слушайте внимательно, стихотворение интересное.
Нерешительный Трамвай
Говорит себе: - Решай:
Ехать или же не ехать.
Если ехать, то давай.
Я поеду! Решено!
Пассажиров уж полно,
Вот войдёт ещё один,
и поеду: динь-динь-динь!
Не садится пассажир,
он пешком идти решил.
Я обижен навсегда!
Не поеду никуда!
Не поеду я, и точка.
Сходит мама,
сходит дочка.
- Погодите! Вы куда?
Я поеду! Да-да-да!
Я поеду! Динь-динь-динь!
Сходит папа,
сходит сын.
Сходят бабушки и внуки.
Ах, какие это муки!
Что же делать -
подождать?
Или ехать?
Погадать:
Мне не ехать?
Ехать?
Или.
Пассажиры
выходили.
Дзинь-дзинь!
Дили-дили!
Пассажиры
выходили.
- Не поеду ни за что.
Настроение не то.
Не поеду!
Нет, поеду.
Да, поеду!
Нет, постой.
Ну зачем же я поеду,
если я совсем пустой?
В: Ребята, почему это стихотворение так называется: «Нерешительный трамвай»? Отвечаем только с поднятой рукой.
Ответы детей.
В: Хорошо, правильно, стихотворение называется так, потому что трамвай все никак не могу решится на поездку. А что именно решал трамвай?
Д: Он решал, ехать ему или не ехать.
В: Отлично, все правильно, а как поступали пассажиры, пока трамвай решал, ехать ему или нет?
Д: Некоторые пассажиры не садились в трамвай, а некоторые начинали выходить из него. Об этом говорится уже в самом начале стихотворения:
Нерешительный Трамвай
Говорит себе: - Решай:
Ехать или же не ехать.
Если ехать, то давай.
Я поеду! Решено!
Пассажиров уж полно,
Вот войдёт ещё один,
и поеду: динь-динь-динь!
Не садится пассажир,
он пешком идти решил.
В: Видите, «Не садится пассажир, он пешком идти решил». А вот место, где говорится о том, что пассажиры выходят, потому что не могут понять, будет ехать трамвай, или нет.
Я обижен навсегда!
Не поеду никуда!
Не поеду я, и точка.
Сходит мама,
сходит дочка.
- Погодите! Вы куда?
Я поеду! Да-да-да!
Я поеду! Динь-динь-динь!
Сходит папа,
сходит сын.
Сходят бабушки и внуки.
Ах, какие это муки!
В: Умнички, вы внимательно слушали. Ребята, а почему пассажиры не могут ждать?
Д: Потому что они торопятся: кто-то едет на работу, кто-то везет ребенка в детский сад.
В: Совершенно верно. Вот ваши мамы и папы с утра спешат на работу, вас они торопятся побыстрее привезти в детский сад. Представляете, что будет, если троллейбус или маршрутка, которой вы добираетесь, будут долго решать: ехать им или нет?
Д: Да, мы везде опоздаем.
В: Конечно, же, а опаздывать, как мы знаем, нельзя. Поэтому некоторые пассажиры не садились в такой транспорт, а некоторые выходили из него и пересаживались на другой. Ребята, а как отреагировал трамвай, когда люди начали выходить от него?
Д: Он обиделся.
В: Да, правильно, трамвай обиделся. А мог ли он обижаться на своих пассажиров?
Д: Нет, не мог, ведь он сам виноват.
В: Конечно же, трамвай виноват сам и обижаться на пассажиров не стоит.
Физкультминутка.
Автобус
Мы в автобус дружно сели (приседают на корточки)
И в окошко посмотрели (делают повороты головой вправо, влево)
Наш шофер педаль нажал (одной ногой нажимают на воображаемую педаль,
И автобус побежал (бегут по кругу, в руках «руль»).
А теперь я вам прочитаю ещё одно стихотворение, и мы его сравним в конце. которое называется «К нам бегут автобусы». Его также написала поэтесса Эмма Мошковская (еще раз обратить внимание на портрет Эммы Мошковской). В нем рассказываться уже об опытном транспорте, который не заставляет своих пассажиров ждать. Давайте мы его послушаем и потом сравним оба стихотворения.
К нам бегут автобусы
с добрыми глазами
И двери перед нами
распахивают сами.
А мы уже с работы,
а мы уже устали.
Добрые автобусы,
как они узнали?
А дождь как из ведра!
А мы такие мокрые
Но к нам бегут на всех порах
Такси,-такие добрые.
Троллейбус приглашает:
- Ш-ш-шу,
Прош-ш-шу ко мне,
Ко мне прош-ш-шу-ш-шу!
И подошли трамваи
с добрыми глазами,
И завели трамваи
добрыми голосами:
- Блям, блям, к нам! К нам!
Пожалуйста, входите
и располагайтесь.
Только не кричите!
Только не толкайтесь!
В: Ребята, вот вы прослушали ещё одно стихотворение. Скажите, как вели себя автобусы, трамваи и такси по отношению к людям в этом стихотворении?
Д: Они приветливо открывали людям двери, вежливо с ними говорили, смотрели добрыми глазами, приглашали пройти в салон и т. д.
В: Совершенно верно, вы правы. Вот слова из стихотворения, которые это подтверждают.
К нам бегут автобусы
с добрыми глазами
И двери перед нами
распахивают сами.
В: Дети, а как вы думаете, как ощущали себя пассажиры, когда встречали такой транспорт?
Д: Пассажиры ощущали себя хорошо, им все нравилось.
В: Почему пассажирам все нравилось?
Д: Потому что они ехали спокойно, не нервничали, никуда не опаздывали.
В: Хорошо, а как люди должны вести себя в транспорте, когда транспорт отвечает им такой заботой и вниманием?
Д: Люди должны поддерживать чистоту в транспорте, ничего не ломать и не портить, вовремя что-то чинить и мыть транспорт.
В: Вы совершенно правы, а как мы можем сравнить эти два стихотворения теперь давайте сравним эти два стихотворения. Что было в первом стихотворении, что было во втором стихотворении и чем они отличаются?
Д: В первом стихотворении трамвай был нерешительным, он решал, ехать или не ехать ему, и люди от него уходили. А во втором стихотворении транспорт был отзывчивы, он быстро принимал решение и был дружелюбным по отношению к людям.
В: отлично, вы очень хорошо справились с отличиями. Сейчас вы узнаете кто написал эти стихотворения. Эти стихотворения написала детская поэтесса Эмма Мошковская.
В: А кто запомнил имя автора этих стихотворений?
Ответы детей.
В: Давайте еще раз повторим: Эмма Мошковская (внимание детей на портрет поэтессы обращается в третий раз). Вам понравились ее стихи?
Ответы детей.
В: А чем они вам понравились?
Ответы детей.
В: Да, Эмма Мошковская написала много интересных стихотворений для детей и взрослых, а интересные они потому, что в них все герои оживлены. А что оживлено в стихотворениях, с которыми мы познакомились сегодня?
Д: В них оживлен транспорт.
В: Правильно. Дети, а бывают нерешительные люди? Встречали ли вы таких?
Ответы детей.
В: Вы сегодня очень хорошо поработали, мне понравилось, что вы хорошо отвечали на вопросы, не выкрикивали ответы, внимательно слушали. Вы большие молодцы, спасибо за занятие, можете идти играть.