Татьяна Тарасова
Конспект НОД в старшей группе по художественно-эстетическому и речевому развитию «По дорогам сказок и рассказов»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Цели: С помощью различных приемов помочь детям вспомнить название и содержание знакомых литературных произведений, прививать любовь к литературе,знакомить с русскими и зарубежными писателями.
Задачи:
Образовательная:Расширять представление детей о литературных произведениях; активизировать словарь детей.
Формировать умение ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи). Развивать, воображение.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по художественно-эстетическому и речевому развитию „По дорогам сказок и рассказов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Развивающая: Развивать познавательную активность в процессе НОД, способствовать умению высказывать свои мысли, развивать умение отгадывать загадки, используя чувство рифмы.
Воспитательная: Воспитывать интерес к художественной литературе.
Оздоровительная: Снятие зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз, и для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки).
Предварительная работа:Чтение программных произведений, рассматривание иллюстраций
Материалы и оборудование:
книги, иллюстрации, аудиозапись спокойной музыки, цветные карандаши, бумажные круги, медовая вода, «сказочный» коврик - дорожка
ИКТ: видеопроектор, интерактивный экран, флэш - карта со слайдами с изображением иллюстраций к произведениям писателей: В. Сутеев «Три котенка»; С. Козлов «Трям! Здравствуйте!»; Агнеш Балинт «Гном Гномыч и Изюмка»; Е. Чарушин «Про Томку»
К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»
В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждут сказочные дорожки в «Царство сказок», «Удивительную страну рассказов» и «Прекрасный город стихов». Пойдемте друзья!(Звучит музыка).
«В царстве сказок»
Воспитатель: Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей) В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы?
(Ответы детей) Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце.
Дидактическая игра: «Сказка-загадка»
Воспитатель:
Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки,
Отгадайте без подсказки,
Называйте, посмелей,
Этих сказочных друзей!
(Загадывает загадки,а дети находят среди игрушек отгадку и показывают ее)
Красна - девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился. (колобок)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети? (козлята)
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (Мышка из русской народной сказки "Репка")
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка)
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна лягушка)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор. (Айболит)
Дидактическая игра «Угадай, какому герою принадлежат слова?»
Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.
«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел» (Колобок из сказки «Колобок»)
«У меня не усы, а усищи, не лапы лпищи, не зубы, а збищи — я никого не боюсь!» (Заяц из сказки «Заяц-хваста»)
«Не садись на пенек, не ешь пирожок» (Маша из сказки «Маша и медведь»)
«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!» (Лиса из сказки «Заюшкина избушка)
«Печка, матушка, спрячь нас!» (Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)
«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк? (Петушок из сказки «Колосок»)
Физкультурная минутка «Сказка даст нам отдохнуть, отдохнем - и снова в путь!»
Мышка быстренько бежала, (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла. (имитация движения)
Ой, яичко уронила, (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила. (показать "яичко" на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили. (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка, (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим, (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
«Удивительная страна рассказов»
Воспитатель: Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей)
В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.
Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»
В. Сутеев «Три котенка»
С. Козлов «Трям! Здравствуйте!»
Агнеш Балинт «Гном Гномыч и Изюмка».
Е. И. Чарушин «Про Томку»
В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Н. Носов «Незнайка и его друзья»
К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»
Демонстрируется презентация с изображением иллюстраций к рассказам
писателей. Знакомство детей с писателями-фотографии на слайдах.
Гимнастика для глаз.
Открываем глазки - раз,
А зажмуриваем - два.
Раз, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
«Прекрасный город стихов»
Воспитатель: Чем отличаются стихи от рассказов?
Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.
А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать перчатки?
В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?
А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки! (Ответы детей) Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей) Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей) Корней Иванович Чуковский.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Если бы у елочки были ножки,
Побежала бы она по … дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она … каблучками. («Елка» Е. Трутнева)
Падал снег на порог
Кот лепил себе … пирог.
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог … утек! («Пирог» П. Воронько)
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик … дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не … попал! («Где мой пальчик» Н. Саконская)
Стала девочка котенка спать укладывать.
- Вот тебе под спинку
Мягкую … перинку.
Сверху на перинку
Чистую … простынку.
Вот тебе под ушки
Белые … подушки. («Усатый-полосатый» С. Маршак)
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался …вскачь?
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко … топал. («Мяч» С. Маршак)
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел,
Утром брату помогала –
Он с утра конфеты … ел. («Помощница» А. Барто)
Мама спит, она устала…
Ну и я играть … не стала.
Я волчка не завожу,
А уселась и … сижу. («Посидим в тишине» Е. Благинина)
А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал …. реветь. («Телефон» К. И. Чуковский)
Пальчиковая гимнастика по стихотворению И. Токмаковой
«Мы на пальчиках считали»
Мы на пальчиках считали
И ужасно хохотали:
Разве это пальчики?
Это ж просто мальчики!
Вот большой, смешной толстяк,
Любит хвастать просто так.
Как дела? — спроси его.
Он подпрыгнет, крикнет: -Во!
Указательный поманет,
Погрозит, укажет путь,
А потом в носу застрянет:
Где-то ж надо отдохнуть!
Средний палец – злой мальчишка.
Щелкнет по лбу – будет шишка,
Щелк по шару – лопнет шар,
Щелк – и в обморок комар.
Безымянный до утра
Выбирает имена:
Может Петя? Или Вова?
Или Алла Пугачева?
Мальчик-с-пальчик? Карабас?
Все уж было тыщу раз!
Надоело, спать пора,
Лучше выберу с утра!
А мизинец – мой любимец!
Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю–
Очень маленьких люблю!
Воспитатель: Дети! Давайте мы нарисуем на бумажных кружках веселых колобков и наклеим их сладкой водичкой на указательный пальчик. Можно сходить в «гости» и поздороваться с колобком соседа.