Попова Татьяна Викторовна
Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется». Конспект НОД в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие детской речи в монологах и диалогах. Знакомство дошкольников с понятием «доброта».
Задачи:
- Чтение русской народной сказки «Как аукнется, так и откликнется».
- Обратить внимание детей на средства выразительности, использованные в повествовании и попросить их запомнить некоторые из них для собственного пересказа.
- Закрепить умение детей отвечать на вопросы по тексту, добиваться распространенных ответов.
- Формировать навыки связного пересказа художественного текста, при помощи графических схем.
- Развивать интерес к театрализованной деятельности.
- Воспитывать в детях доброжелательность, дружеское отношение друг к другу.
Материал к занятию: картинки, маски, тарелка, кувшин.
Словарная работа: не солоно хлебавши, куманёк, званный пир.
1. Организационный момент:
Воспитатель: Дети, мы с вами собираемся отправиться в замечательное путешествие, но, чтобы туда попасть, нужно отгадать загадку.
«Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ.
Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.
Что наш маленький народ в мир волшебный унесёт?
Полный смеха, света, краски, а зовётся чудо - …сказки!» (Сб. русских народных сказок).
Воспитатель: Ну, дети, теперь вы догадались, куда мы попали? (В сказку)
Воспитатель: Правильно, в сказку.
Воспитатель: А у меня с собой кое-что есть: это волшебный сундучок
Его мне дала бабушка Рассказушка. Эта бабушка повсюду ходит и сказки в волшебный сундучок собирает: некоторые ей люди расскажут, другие она сама сочиняет. С ее волшебным сундучком надо обращаться очень бережно: нельзя ронять, а то он захлопнется и сказки не покажет, и не расскажет. Чтобы оказаться в сказочной стране, нужно дотронуться до волшебного сундучка, и сказать такие слова: «Сказка приходи!» Теперь вы угадайте, какая сказка сегодня пришла к нам в гости?
2. Основная часть
Загадка: «Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней,
Пышный хвост её – краса.
Этот зверь лесной» (Лиса)
Загадка: «Клином выстроились птицы,
Им на месте не сидится.
Закурлыкали в дали
Чудо птицы» (Журавли)
Давайте теперь прочитаем сказку о том, как лиса с журавлем дружили. Она называется «Как аукнется, так и откликнется»
Первичное чтение сказки
«Как аукнется, так и откликнется».
«Подружилась лиса с журавлём. Вот и вздумалось лисе угостить журавля, пошла она, звать его в гости.
- Приходи, куманёк (друг, дружок) приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и говорит:
- Покушай, мой голубчик куманёк! Сама готовила.
Журавль хлоп – хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает!
А лиса в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.
Каша съедена, лиса и говорит:
- Не обижайся, любезный кум! Больше угощать не чем.
- Спасибо, кума, и на этом! Завтра приходи ты ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, налил в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка! Больше угощать нечем.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдёт и этак, и лизнёт его, и понюхает – то, всё ни чего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюёт себе да клюёт, всё и поел.
- Ну, не обижайся, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису обида, думала, что наестся, на целую неделю, а ушла домой ни с чем. Как аукнулось, так и откликнулось!
С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь, т. е перестали они дружить».
(беседа и обсуждение непонятных для детей слов).
О чем говорится в этой сказке?
Как вам представляется лиса в этой сказке?
Как Лиса решила угостить Журавля?
Воспитатель: Почему Журавль не смог угостится у лисоньки? Лиса, действительно гостеприимная хозяйка?
Воспитатель: Что сказал Журавль Лисе, когда понял, что она его обманула?
Воспитатель: Как журавль отомстил лисе?
Воспитатель: Как Журавль ел окрошку? Какая часть тела помогла ему в этом? Почему Лиса не съела окрошку?
Воспитатель: Как пришла Лиса домой?
Воспитатель: Почему их дружба на этом закончилась?
Воспитатель: Что означает выражение «как аукнется, так и откликнется?»
Что вам больше всего понравилось?
Составление плана для пересказа
(Дети у доски определяют порядок иллюстраций к сказке, придумывают названия к каждой картинке)
1. Лиса приглашает Журавля.
2. В гостях у Лисы.
3. Журавль приглашает Лису.
4. В гостях у Журавля.
5. Дружба врозь.
Динамическая пауза «Журавли и Лиса»
Приглядись- ка: там в дали
В пляс пустились журавли
Стали рядышком в кружок
Прыг да скок, да прыг да скок,
Ножками потопают,
Крыльями похлопают!
Каждый танец их хорош,
Очень он, на наш похож!
Утром лисонька проснулась.
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась,
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала,
Ручки, ножки и бока,
Вот какая красота!
Ну, красавица – Лиса!
Повторное чтение сказки
Затем проводится игра-драматизация. Педагог выбирает ребенка на роль лисы, и журавля. Воспитатель читает слова автора, следит за тем, чтобы исполнители не только проговаривали текст, но и играли свои роли. Концовку сказки произносят хором все присутствующие.)
(Пересказ и драматизация)
С какой русской народной сказкой мы познакомились? «Как аукнется, так и откликнется».
Молодцы. А еще я нашла в сундуке сладкие угощения