Папки-передвижки

Конспект НОД в старшей группе «Веселая ярмарка»

Татьяна Ратиёва
Конспект НОД в старшей группе «Веселая ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах, продолжать знакомить с русскими народными обычаями, традициями, с историей возникновения хохломского промысла, культурой быта русской крестьянской семьи. Продолжать знакомство с народным декоративным искусством хохломских мастеров: учить выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета, композиционного расположения росписи, рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным плавным движением, закреплять умение составлять узор, ритмично располагая его элементы. Воспитывать эстетическое восприятие предметов, искусства, интерес и уважение к русской культуре, фольклору. Способствовать развитию речи.

Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Веселая ярмарка“» размещена в разделах

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Коммуникация», «Художественно - эстетическое развитие».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, открыток, изделий хохломских мастеров, русских национальных костюмов, чтение пословиц и поговорок о русском быте, заучивание прибауток, стихотворения С. Михалкова «Как старик корову продавал, рассказывание о жизни русского народа, его быте, слушание в грамзаписи народной музыки.

Материал к занятию: столы - лавки с товаром хохломская посуда, деревянная семеновская матрешка, посуда из лозы (гусь, курочка, самовар, плетеная корзина, кошелёк, плоскостная корова из дерева, расписные платки, украшения (бусы, серьги) шкатулка, портреты русских красавиц. диск с народными песнями, шаблоны из бумаги мисок, ковшей, кружек, ваз, ложек, гуашь, кисти, вода, салфетки, домик- балаган, карта.

Ход занятия

- Дети, вы любите путешествовать (ответы детей). Тогда сегодня мы с вами отправляемся в путешествие к старинной русской реке Волге (показываем на карте). Места там лесные, и живут там мастера, которые занимаются изготовлением и росписью деревянных изделий. А где эти изделия продают? (На ярмарке) В каком месяце начинается зимняя ярмарка? (в декабре)

-Правильно. Как только начинался санный путь.

-Как вы понимаете это выражение? (Лошадей запрягали в сани и везли из села в город свой товар на продажу.)

Звучит музыка, (тройка лошадей с колокольчиком) и дети едут на ярмарку.

Далее музыка меняется, звучит фрагмент из осени «Ярмарка», дети пританцовывают, останавливаются.

-Вот мы с вами и приехали на ярмарку.

Дети проходят к лоткам, часть из них продавцы, остальные покупатели.

Воспитатель: «Зазываем вас на веселый базар, здесь на каждом прилавке затейный товар.»

Ребенок: Эй, народ, подходи,

Продавец: На гуся погляди!

Гусь, как индейка,

Стоит копейку!

Покупатель подходит, расплачивается и уходит.

Продавец 2 : А вот посуда расписная

Была у царя такая,

Да вся побилась.

А наша не бьется.

Из нее ничего не прольется,

Щи из нее вкусней

Да и каша добрей!

(покупает ребенок)

3. Платки и платочки

Для мамы и дочки!

Подходи! Налетай!

Покупай.

4. Наши ложки знает целый мир

Наши ложки- самый лучший сувенир.

Далее дети меняются ролями. Продавцы становятся покупателями,покупатели продавцами.

5. Самовары хороши,

Расписные от души.

Там травка вьется, там цветы

Чудесной, дивной красоты.

6. Вот матрешка, зябко ей!

Десять кофточек на ней,

Юбки, фартучек, платок,

Сверху теплый кожушок.

Так оделась неспроста,

Потому то и толста.

Давай подходи

И других приводи!

7. Не товар, а сущий клад

Разбирайте нарасхват

Давай, подходи

И других приводи.

8. Свистки и свисточки

Для дочки и сыночкам

Свистульки хороши

Голосят от души.

Покупатели купили товар, но ярмарка продолжается. Нужно еще на людей посмотреть да и себя показать.

- Дети, куда мы сложим весь наш товар?

-В корзину

Воспитатель:

-Дети, а что еще продают на ярмарке? (домашнюю птицу, коров, свиней.)

Из-за двери выходит старичок с коровой. Проводится инсценирование «Как старик корову продавал» по стихотворению Михалкова.

После инсценирования воспитатель предлагает детям сесть на лавочки «Сядем рядком да поговорим ладком».

- На ярмарке мы увидели много деревянной расписной посуды.

Как вы думаете, какой посудой чаще всего пользовались?

Ответы детей.

- Деревянную ложку и миску можно было увидеть на столе богатого человека, и в избе бедного крестьянина, и в царском обиходе. Требовалось такой посуды много. Как вы думаете почему?

(Семьи были большие, в семье было много детей, деревянная посуда быстро изнашивалась.)

-Правильно дети. Поэтому деревянную посуду делали сотнями и тысячами штук. И привозили на рынки.

Показываю детям чашку. - Как вы думаете, для каких блюд ее использовали? (Для первых блюд). Они были широкими и глубокими (Чтобы хватило на всю семью). А как вы думаете, какой посуды требовалось больше? (Ложек) Вся семья ела из одной большой миски, а без своей ложки не мог обойтись никто. Чем больше зачерпнешь. тем больше достанется. Праздничной посудой считалось блюдо. На нем подавали блины, пироги, пряники и орехи.

- Какая посуда была самой почетной на столе? (Солонка).

Пословица: «Без соли, без хлеба - худая беседа.» Соль в те времена была очень дорога, ее очень берегли. Хлебом - солью встречали очень дорогих гостей, а нежеланным гостям соль на стол не ставили. Солонку делали резной и нарядной.

- Дети, вы обратили внимание, что вся хохломская посуда расписана золотом? Я то неспроста хочу рассказать вам одну прекрасную легенду.

Говорят, что давным - давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок- умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей и чашка стала золотой. Это конечно легенда, но окраска изделий Хохломы, как волшебство, при котором обычное белое дерево приобретает блеск и красоту позолоты.

Далее воспитатель предлагает девочкам пройтись по ярмарке. Обращает внимание детей на лоток с платками.

Подходи, красавица.

Выбирай, что нравится.

Вот бусы янтарные.

Серьги лучезарные

Примеряй, красавица,

Покупай, что нравится.

Проводится дидактическое упражнение «На ярмарке». Дети выбирают платок, накидывают его на плечи, подбирают к нему украшения соответствующего цвета.

- Из теремов расписных, из оконцев резных смотрят, любуются на ярмарку красавицы.

Предлагаются репродукции И. Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»; Д. Левицкого «Портрет Агафьи Дмитриевны Левицкой», А. Венецианова. «Жница».

Воспитатель: Музыка может передать настроение, характер, возраст и даже наряд человека. Звучит плясовая, и дети выбирают из репродукций женских портретов тот, который созвучен музыке. Звучит народная лирическая музыка и дети выбирают соответствующий портрет.

Далее воспитатель предлагает детям пройти в художественную мастерскую по росписи хохломской посуды. («Золотая хохлома»). На столах разложены шаблоны ковшей, солонок, ваз, кружек, ложек, тонированных черной гуашью, гуашь, кисти, вода, салфетки.

Воспитатель предлагает выбрать понравившееся изделие и приступить к росписи.

Подчеркивает главную особенность хохломы: художник никогда не рисует контур узора. Мелкие детали делают сразу мягкой кисточкой. Определить с детьми, что роспись ложится волнистым узором, изогнутой веточкой. Самые затейливые узоры называются кудриной. Показать, как травка превращается в кудри- завитки. Мелкими колечками окружены цветы, ягоды. Цветы и завитки золотые, словно перья сказочной Жар - птицы на черном фоне. Обратить внимание на ритмичное расположение одинаковых элементов (ягоды рябины, малины, клубники, цветы, листья- все повторяется. Уточнить цвета, которые используются в хохломской росписи (золотистый, красный, зеленый, черный).

Дети расписывают готовые изделия (звучит спокойная музыка) .

По окончании рисования дети любуются своими работами.

- Вот и закончилось наше путешествие.

Да, какая же ярмарка обходится без горячего чая из самовара?

А сейчас мы приглашаем всех на чаепитие.

Самовар на стол несём,

Мы за чаем не скучаем

Говорим о том, о сём.

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Веселая ярмарка» МБДОУ города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 169 «Мальвина» Открытое мероприятие по изобразительной деятельности.

«Веселая ярмарка». Литературный вечер Цель: обобщить знания детей о народной культуре. Итоговая, эмоционально значимая форма работы. Принципы: самостоятельный выбор детьми роли;.

«Веселая ярмарка — Свистунья». Сценарий музыкального развлечения для детей старшего возраста «Веселая ярмарка - Свистунья». Разработка сценария: воспитатель Шурыгина Наталья.

Досуг «Веселая ярмарка» Цель: - продолжить знакомство детей с русскими народными обычаями; - закрепить знания о народной игрушке, матрешке; - формировать эстетическое.

Комплексное развлечение «Веселая ярмарка» (подготовительная группа) Цель: Закрепление знаний детей о декоративно-прикладных промыслах Нижегородской области и близлежащей Кировской области (городецком, хохломском,.

Непосредственно образовательная деятельность «Веселая ярмарка» Тема: «Веселая ярмарка» Цель: - приобщать к социокультурным ценностям нашего народа через совместную деятельность взрослых и детей;.

Проект по декоративно-прикладному искусству «Веселая ярмарка»Проект по декоративно-прикладному искусству «Веселая ярмарка» Руководитель проекта: Аксенова А. Л. педагог дополнительного образования по ИЗО МБДОУ «Детский сад «Камушка» Вид проекта: творчески – информационный.

Сценарий праздника «Веселая ярмарка» Цели: приобщать детей к русской культуре, духовному богатству, красоте, мудрости и трудолюбию родного народа. Задачи: Познание: развивать.

Театрализованное представление «Веселая ярмарка» для детей старшей группыТеатрализованное представление «Веселая ярмарка» для детей старшей группы Цель: познакомить детей с понятием – ярмарка. Поддерживать стремление участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные.

Сценарий развлечения «Веселая ярмарка» Действующие лица: Ведущий-Скоморох - воспитатель. Дети: Осень, продавцы, Извозчик, Барин Ход праздника. В зале появляется скоморох. Скоморох.

Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Веселая ярмарка»
Опубликовано: 27 ноября 2016 в 13:40
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в старшей группе «Веселая ярмарка»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ратиёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД