Ирина Хайдарова
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие по России»
▼ Скачать
Конспект НОД в старшей группе на тему «Путешествие по России»
Цель: формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
• расширять представления детей о национальной культуре народов России;
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Путешествие по России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
• развивать интерес к жизни людей разных национальностей, проживающих на территории России»;
• формировать представления о национальных костюмах, их особенностях, пополнять словарный запас.
• развивать мышление, внимание, творческие способности.
Материал:
Компьютер, музыка татарская, картинки с изображением народов, звуки транспорта, карта России или глобус, тюбетейка.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Ребята давайте поприветствуем наших гостей сегодня и встанем в круг начнем водить хоровод дружбы. Дети ритмично читают стихотворение и водят хоровод:
На огромной на планете
Очень разные есть дети:
Тихие и шумные
Глупые и умные,
Есть худые, есть толстушки,
Молчуны и хохотушки.
У одних - большие ушки,
У других - кругом веснушки.
Кто- то рыж, а кто-то бел,
Кто-то в играх неумел.
Ни над кем нельзя смеяться,
Никого нельзя дразнить.
Нужно очень постараться,
Словно братьев всех любить.
И тогда на белом свете
Так чудесно будет жить!
Воспитатель: Ребята посмотрите на карту. (Слайд 2)
Как велика и необъятна наша Россия! Она больше любой другой страны мира.
Ни в одной другой стране не живёт так много разных народов, как в нашей стране. (люди в национальных костюмах). (Слайд 3)
- А какие национальности знаете вы? Можете ли вы их назвать?
Сегодня мы с вами будем путешествовать по нашей великой и необъятной стране и побываем в некоторых республиках России.
А окажемся мы сначала в одной из республик на транспорте, который вы определите по звуку.
- Занимаем пассажирские места, закрываем глаза, слушаем внимательно звук транспорта и отгадываем.
Воспитатель включает аудио (звук самолета).
Дети отгадывают.
- Дети открывают глаза и смотрят на экран.
Воспитатель задает наводящие вопросы.
Слайд 4 (Якутия)
И вот мы с вами оказались в самой холодной точке нашей страны, где преобладают суровые климатические условия. Самым холодным городом не только Якутии, но и во всем мире, является город Верхоянск. Там зафиксирована температура около минус 70 градусов.
Якутия – это самая большая республика Российской Федерации
Послушайте, как здороваются на якутском языке – «Норуон норгуй». А теперь и вы поздоровайтесь так же.
Слайд 5,6 (город Якутск)
Главный город республики Якутии Якутск. Добраться туда можно только самолетом. Основная нация этой республики – якуты
Слайд 7 (Национальная одежда)
Люди этой республики шьют одежду из оленьей шкуры или выделанной кожи. У всех коренных народов Якутии просматриваются характерные орнаменты в национальной одежде
Слайд 8 (Национальная одежда)
Но все без исключения украшают одежду кисточками из меха, бахромой, бисером.
Ребята, обратите внимание на флаг республики Якутии. Расскажите, что на нем изображено.
Слайд 9 Флаг Якутии
Воспитатель: Государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из четырех равновеликих горизонтальных полос голубого, белого, красного и зеленого цветов. Флаг сразу обращает на себя внимание белым солнцем в зените на фоне яркого голубого цвета. Под ним – более узкие полосы белого (суровая красота Севера, красного (символ красоты и верности родной земле) и зеленого (символ плодородия).
- В Якутии можно наблюдать природное явление, когда небо переливается разноцветным сиянием. Будто кто-то снизу направил на него несколько прожекторов, только не с обычным, а с волшебным светом. Ребята, знаете ли вы, как называется это явление?
Ответы детей (северное сияние)
Слайд 10 северное сияние
Обсуждение с детьми цветов и оттенков.
А сейчас я предлагаю пройти в лабораторию, но для этого нужно повторить правила поведения.
Опыт («Северное сияние»)
Воспитатель: Теперь нам понадобится ёмкость (тарелки, салфетки) .
Сначала в емкость наливаем воду, затем осторожно опускаем салфетки, заранее раскрашенные в разные цвета). И наблюдаем, как смешиваются цвета, когда окрашенная салфетка попадает в воду, образуя красивые разноцветные струйки. Медленно опускаясь в воду, разноцветные салфетки по пути создают, целые миры, похожие на северное сияние!
Дети выполняют опыт.
Физкультминутка
В нашей стране –горы высокие (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие (присаживаемся на корточки)
Степи широкие (раскидываем руки в стороны)
Леса большие (руки поднимаем вверх)
А мы вот такие! (показываем большой палец руки вперед)
- Ребята, в какой республике вы побывали?
-Что мы узнали о ней?
-Как называют национальность людей которые в ней живут?
А сейчас мы отправимся в следующую республику нашей страны. А на чем мы отправимся мы узнаем, когда займем пассажирские места и закроем глаза. (Звук поезда).
Дети открывают глаза.
А теперь мы оказались с вами в республике, в которой проживает такой вид национальности, как татары.
Слайд 12. Республика Татарстан
А можете ли вы назвать эту республику?
Ответы детей
(Татарстан)
А главный город в республике Татарстан – это Казань – один из самых удивительных и красивых городов России. (Слайд 13)
Воспитатель: (Слайд 14) Давайте рассмотрим флаг Республики Татарстан. (показ изображения флага) Флаг разделен на три части: верхняя – зеленая, нижняя – красная, середина – узкая полоса белая. Красный цвет – цвет солнца и огня. Зеленый – символ живой природы и молодости. Белый – символ чистоты, чести и мира.
Слайд 15 Жители Татарстана очень любят лошадей. Они разводят большие табуны лошадей, ездят на них.
Татарстан – это земледельческий край.
Слайд 16 У этого народа тоже есть свой национальный костюм и свои традиции. Посмотрите, какой красивый и необычный татарский народный костюм. (Показ изображения татарского костюма, рассматривание элементов орнамента)
Женщины и мужчины в качестве головного убора носят вот такие тюбетейки, украшенные золотыми и серебряными нитями и бисером. Опишите узоры и орнаменты на тюбетейках.
Ребята, посмотрите, что у вас лежит на столах?
Правильно, дети. Перед вами шаблоны тюбетейки, но на ней нет татарского узора.
Как вы думаете, как мы с вами сможем сделать головной убор нарядным?
Ответы детей
Правильно, с помощью готовых трафаретов, кисточки и клея, мы украсим головной убор.
Сейчас я вам расскажу правила пользования клеем, и мы приступим к выполнению задания.
Дети выполняют задание под татарскую музыку.
Рефлексия.
Воспитатель: Дети, вы такие молодцы. Справились со всеми заданиями. Но наше с вами занятие подходит к концу и хотелось бы узнать:
- Вам понравилось путешествовать по России?
- В каких республиках мы побывали?
- Где вам больше всего понравилось? Что для вас сегодня было самым интересным? Почему?
А после занятий мы с вами прочитаем сказки этих народов.