Наталья Рябова
Конспект НОД в старшей группе «Мои пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представлений детей о зимующих и перелётных птицах.
Задачи: Закрепить знания детей о зимующих и перелётных птицах.
Дать представление о значении птиц для окружающей природы.
Учить отгадывать загадки о птицах.
Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа:Беседа, загадки, рассматривание альбома «Птицы». Дидактические игры и упражнения, речевые игры, экскурсии в природу.
Материалы и оборудование:картинки, иллюстрации с изображением птиц. Загадки «Птицы». Макеты кормушек.
Ход занятия:
Приветствие.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Мои пернатые друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Утром рано мы проснёмся.
Солнцу дружно улыбнёмся.
Крикнем всем друзьям привет.
Лучше деток в мире нет!
Давайте, дети, займём свои места. Сегодня у нас занятие, которое мы проведем в виде викторины. Предлагаю разделиться на две команды и придумать названия. (Разделение на команды).
Дети делятся на команды: «Воробышки» и «Синички».
Но для того, чтобы нам начать нашу викторину, послушайте правила.
Правила: внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы не выкрикивая, не перебивать друг друга, и выполнять задания. Выигрывает команда, которая отвечала правильно и набрала больше баллов.
Задание 1:
Отгадайте загадку.
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом, это. (птицы)
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о наших пернатых друзьях- птицах.
Задание 2:
Воспитатель читает детям стихотворение.
Наступили холода,
Скоро к нам придёт зима.
И птицы – наши верные друзья,
Улетают в тёплые края.
- Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (ответы детей) (Перелетные)
- Совершенно верно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в тёплые страны.
- Почему перелётные птицы улетают в тёплые края? (Ответы детей).
-Перелётные птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.
- Назовите перелётных птиц? (ответы детей) (Ласточки, скворцы, журавли, гуси)
-Я вам помогу вспомнить и назвать перелётных птиц, для этого отгадайте мои загадки.
1. Я в скворечнике живу
Песни звонкие пою. (Скворец)
2. Клином печальным в небесной дали
С криком прощальным летят… (Журавли)
3. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
4. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)
Воспитатель: Молодцы.
Дидактическая игра «Летает-не летает».
Игровое правило. Хлопать в ладоши только тогда, когда будет назван летающий предмет.
Физкультминутка «Улетают журавли».
Дети легко на носочках бегают, машут руками, имитируя полёт птиц, говорят слова вместе с воспитателем.
Летят журавли, курлычут: курлы-курлы-курлы,
Как будто говорят: летите вместе с нами.
За тёмными лесами, за синими морями есть тёплые края.
Задание 3:
-Ребята, рассмотрите внимательно картинку с изображением птиц.
-Какие из птиц вам знакомы? (Ответы детей.)
-Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке детского сада или в лесу? (Воробьи, вороны, синицы, дятлы, голуби, сороки.)
- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (ответы детей) (Зимующие).
- Назовите их. (ответы детей) (Ворона, синица, воробей, голубь)
Воспитатель: Молодцы. Отвечали правильно.
Задание 4:
Отгадайте загадки про зимующих птиц.
1. Спинкою зеленовата, животиком желтовата
Черненькая шапочка, и полоска шарфика. (синица)
Воспитатель: У синицы яркая и красивая окраска брюшка – желтая или лимонная, с продольной черной полосой. Снежно-белые щечки и затылок, а сама голова черная. Со стороны спины зеленоватый или голубоватый отлив. Черный суженный, прямой, укороченный клюв и длинный хвост. Крыло серо-голубого цвета с поперечными светлыми полосками. Синички-верные друзья леса и сада. Это одни из самых полезных птиц, обитающих в России.
- А чем синица питается? (ответы детей)
- Синицы не только летом, но и зимой ищут щели в коре деревьев е достают оттуда насекомых и их личинки.
2. Посмотрите на балкон: Он с утра воркует тут.
Эта птица — почтальон, пролетит любой маршрут. (голубь)
Воспитатель: Ребята, рассмотрите внимательно картинку.
- Расскажите какой окрас у голубя? (ответ детей).
- Ребята, а голубь больше или меньше воробья? (ответ детей)
- Ребята, расскажите, чем питаются голуби? (ответы детей)
- А знаете ли вы, как называют голубей?
(ответы детей)
- Почтовые голуби.
- Голуби- это птицы, которых можно научить передавать письма.
- Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – голубятню.
- Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам.
- Так же голубь - одна из самых добрых и мирных птиц. За это ее избрали символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе.
3. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери.
И вдруг, вспорхнули яблоки,
Ведь это…. (ответы детей)
- Это снегирь.
- Рассмотрите внимательно картинку.
- Скажите, какой окрас у снегиря?
- Как вы думаете слово снегирь связано со словом снег? (Ответы детей)
- Можно сказать, что снегирь связан со словом снег, потому что снегири прилетают с севера с первым снегом. У самца грудка красная, а у самки серо-бурая. Мелодичный свист слышен, когда снегири обрывают и расклёвывают семена растений, ягоды рябины и калины. А, наевшись, устраиваются на ветках и запевают скрипучие песенки.
- Чем же питаются снегири? (ответы детей)
- Питаются семенами, ягодами, и т. д.
4. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым —
Клё! клё! кпё — поёт со свистом. (Клёст)
У клеста клюв загнут крест-накрест. Как - будто «щёлкает», «лязгает» клювом. Почему у клеста такой клюв, становится понятно, когда клест начинает стремительно вылущивать семена из шишек. Природа идеально приспособила его к добыванию такой пищи.
Пение клестов на высоких нотах, напоминает щебет с примесью громкого свиста и служит для связи птичьих стаек.
Клест питается семенами хвойных деревьев.
5. Как откроет рот-кошмар!
Слышно только: «Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!» (Ворона)
Расторопная птица, может и подраться, и поскандалить. Поднимет крик из-за пустяка и улетит.
6. Вот пернатый городской,
Всюду жмется к людям.
Мы голодною зимой
С ним делиться будем,
Просит серый озорник:
«Дайте хлеба крошку!
Я устал, чирик-чирик,
И замерз немножко!» (Воробей)
Самые многочисленные птицы нашей планеты. Они особенные. Никогда не живут в клетках и не попадают в силки птицеловов. Страшные забияки и драчуны. Поют неважно. Но весну встречают радостным, неугомонным чириканьем.
7. В красной шапочке сидит.
На меня он не глядит.
Тук, да тук.
Клёвом весело стучит.
(Ответы детей)
- Это дятел.
- Чем отличаются дятлы друг о друга? (ответы детей)
- У одного дятла на голове красная шапочка- это самец (мальчик, а у другого дятла ее нет это самка (девочка).
- Ребята, ответьте на вопрос: почему дятлы стучат по дереву? (ответы детей)
-Дятел стучит по дереву, чтобы добраться до насекомых, скрывающихся в древесной коре, освобождает дерево от вредителей.
- Чем питается дятел? (ответы детей)
- Дятел питается насекомыми летом, а зимой в основном семенами сосны и ели.
Игра-ситуация:(давайте ребята почувствуем состояние воробушка зимой)
У воробушка головушка замерзла,
Ох, как замерзла!
Ох, как замерзла! (Обхватить голову руками и покачивать ею из стороны в
сторону)
У воробушка спинушка,
Ох, как замерзла!
Ох, как замерзла! (Положить руки на спинку и раскачиваться)
У воробушка крылышко.
Ох, как замерзло!
Ох, как замерзло! (Погладить левой рукой правую руку)
У воробушка лапки,
Ох, как замерзли!
Ох, как замерзли! (Разглаживать рукой ножки).
Задание 5.
Воспитатель: В этом задании вам нужно ответить на вопросы.
Воспитатель: Как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся мороза и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы.
И всё-таки очень тяжело птицам зимой. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Для подкормки птиц пригодны семена различных растений (подсолнечника, тыквы, арбуза, многих сорных трав). Синички любят кусочки несоленого сала.
- Как вы думаете, дети, птицы и люди друзья? (Ответы детей)
-Мы с вами позаботимся о птицах, подкормим их зимой. А летом они нам помогут в борьбе с насекомыми-вредителями и будут радовать нас своим пением.
Чтение отрывка стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Гость зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
[b.]Послушайте загадку[/b]
Избушка новая,
Для птиц столовая,
Зовёт обедать,
Крошек отведать. (Кормушка)
Что такое «Птичья столовая»? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это кормушки. (Показ кормушек).
И изготовить их несложно. Подойдёт картон, бросовый материал, фанера. Давайте попросим наших родителей помочь нам. Мы организуем птичью столовую и примем участие в международной акции «Кормушка для пичужки».
- Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, и теперь нам нужно подвести итоги нашей викторины. Наши команды «Синички» и «Воробышки» очень старались, выполнили все задания и ответили на вопросы. Победила дружба. А в качестве награды мы все услышим благодарное щебетание птиц рядом с нашим домом.
Рефлексия:
С какими птицами мы познакомились? Что нового узнали?
Какое задание было для вас трудным?
Список используемой литературы:
1. Азбука природы-М. ,Издательский дом «Ридерз Дайджест»,1997.-336с.
2. Рахманов А. И. «Птицы – наши друзья», М. Росагропромиздат, 1989.
3. Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа».
4. Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? М. : Гном и Д, 2007.