Оксана Колиева
Конспект НОД «Математические головоломки «Танграм. Колумбово яйцо» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе МКДОУ детский сад №1
Математические головоломки «Танграм», "Колумбово яйцо".
Воспитатель: Колиева Оксана Мировна
Задачи:
Темочки:
- Колумбово яйцо, головоломка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Танграм, головоломка
- Темочки
• образовательные: закреплять умение выделять общий признак ряда предметов, устанавливать закономерность в группе изображений, применять геометрические фигуры для создания плоскостных изображений.
• развивающие: развивать пространственное воображение, внимание, мыслительные процессы – сопоставление, обобщение, установление последовательности, закономерности, определение отношений «целое-часть»; формировать навыки взаимодействия при работе в группе; выявлять коммуникативные и творческие способности;
• воспитательные: воспитывать личности с нестандартным мышлением, воспитывать взаимную ответственность за результаты труда, принципы сотворчества и сотрудничества.
Оборудование и материалы :
проектор, мультимедийная презентация, листы разноцветной бумаги для фона, раздаточный материал - наборы «танграм» и «колумбово яйцо» - для индивидуальной и групповой работы, смайлики для рефлексии.
Используемая технология:
ИКТ (мультимедийная презентация, игровая технология (дидактические игры, ТРИЗ (активные методы обучения, теория развития критического мышления).
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети стоят в кругу
Рада видеть вас, друзья, занятие нам начинать пора,
Будем думать, отвечать, прочно все запоминать.
Поприветствуем друг друга.
Проводится игра-приветствие «Здравствуйте!»
Дети поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, говорят:
• желаю
• успеха
• большого
• во всем
• Удачи тебе на занятии! (прикосновение всей ладонью руки).
Садитесь тихо, не шалите, за всем внимательно следите.
Очень рада, что вы пожелали друг другу удачи.
Сегодня на занятии нам всем пригодится удача. Начнем мы с вами с математической зарядки для ума, решения логических задач.
Сегодня я предлагаю вам такие задания.
На экране изображения многоугольников, среди них - овал. Слайд 1
Задание 1. - Посмотрите на экран. Какое изображение в этом ряду лишнее? Почему?
Ответы детей: у всех картинок есть общий признак - углы, это четырехугольники, ромбы, квадраты, треугольники, многоугольники, трапеции, а одна картинка - овал, у него углов нет.
Задание 2. - Найти закономерность. На экране нарисованы домики с разными крышами. Крыши какой формы не хватает на домике во втором и третьем ряду? Почему ты так считаешь?
На подносах лежит 3 варианта ответа: полукруг, треугольник, трапеция.
Дети поднимают геометрические фигуры с нужным ответом. Слайд 2,3
Молодцы, все справились с заданиями.
А сейчас послушайте сказку, только сказка эта не простая, а математическая.
В одном квадратном городе жила принцесса. И видела она вокруг себя только квадратные предметы: дома, машины, даже деревья. И очень она удивлялась - не может мир состоять из одних квадратов.
Слайд 4
И вот однажды случайно увидела принцесса кошку. Кошка была необычная - вот такая. Слайд 5
Принцессе очень захотелось иметь такую кошку, но она не знала, из каких деталей можно сложить такую кошку, ведь она видела вокруг себя только квадраты.
Давайте поможем принцессе. Чем мы можем воспользоваться?
Ответы детей : нам поможет игра танграм. Слайд 6
Действительно, танграм - это математическая головоломка, которая может помочь сложить множество фигур с разными контурами.
Кто знает, как объяснить слово «головоломка»?
Ответы детей:
это китайская игра, которая помогает потренировать мозги, поломать голову, т. е. хорошо подумать над заданием.
На сколько частей делится квадрат в танграме?
Ответы детей: на 7 частей.
Как называются части в танграме?
Ответы детей: фигуры в танграме называются таны.
Хочу вас спросить, любите ли вы рисовать? Давайте порисуем в воздухе руками.
Становитесь в круг.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Много ль надо нам ребята, много ль надо нам ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем 2 квадрата, а на них огромный круг,
А потом еще кружочек, треугольный колпачок,
Вот и вышел очень, очень развеселый чудачок (дети рисуют в воздухе геометрические фигуры).
-Давайте, ребята, поможем принцессе создать разнообразный мир: и кошку, и других животных, и дома, и людей, используя головоломку танграм.
Какие правила надо соблюдать в игре танграм?
Ответы детей:
• использовать все 7 элементов,
• таны не должны накрывать друг друга,
• таны должны примыкать друг к другу,
• сначала находим место для больших треугольников.
Проводится игра «Узнай по контуру». Слайд 7
А сейчас смотрите на экран и угадайте по контуру, какие предметы и животные изображены?
Вот теперь мы попробуем создать для принцессы разнообразный мир. Игра называется «Архитекторы- дизайнеры». Мы с вами станем архитекторами, которые создадут модель дворца принцессы, где имеется аквариум с рыбками, где гуляет королевская кошка.
У нас будет 3 команды.
Выбирайте номер своей команды - дети берут изображения с номером команды, подходят к столу с соответствующим номером.
Задание для 1 команды: из частей танграма составить дворец для принцессы.
Задание для 2 команды: из частей танграма составить разных рыбок в аквариуме.
Задание для 3 команды: составить домашних животных - кошку или собачку.
Обратите внимание на волшебный экран - он подскажет, как нужно правильно построить контур. Слайд 8
Кто хочет сложить свою собственную картинку - попробуйте самостоятельно.
Дети выкладывают изображения на 3 листах тонированной бумаги. После окончания работы все ребята по очереди подходят к картинкам, обсуждают, оценивают, выбирают наиболее удачные изображения
Давайте полюбуемся, как красиво получилось. Если наклеить на бумагу такую аппликацию, можно украсить комнату, стены настоящей картиной.
В игре танграм вы показали свое умение, фантазию, хорошее знание геометрических фигур, справились на «отлично», как будущие школьники.
Может быть, кто-то из вас знает еще какие –нибудь головоломки, загадки для ума.
Ответы детей: «колумбово яйцо».
Расскажи нам, Аня, что это за игра.
Ответы детей: это овал в форме яйца, который разрезают на 10 частей. Из них можно сложить разные картинки, используя все части.
Слайд 9
Игра эта всем ребятам знакома. Пусть каждый сложит картинку, которая ему нравится, используя 10 частей «колумбова яйца». Можно смотреть на волшебный экран. Слайд 10
Вот, оказываются, какие интересные композиции у нас получаются!
С какой игрой можно сравнить головоломки танграм и колумбово яйцо?
Ответы детей: их можно сравнить с пазлами.
А в чем отличие?
Ответы детей: из пазлов можно сложить только определенную картинку, а из картонных головоломок - много разных контуров.
РЕФЛЕКСИЯ
"Весёлые и грустные смайлики"
Дети выбирают смайлики и объясняют свой выбор:
• весёлый смайлик - мне было интересно, что больше всего понравилось на занятии
• грустный смайлик - мне было скучно, неитересно (пожелания ребёнка)
У нас с вами сегодня, друзья, получилась увлекательная игра. Мы решали логические задачи, головоломки, тренировали свой ум, готовились к будущим школьным занятиям. А помог в этом нам разрезной квадрат - танграм.