Приходько Марина Васильевна
Конспект НОД в старшей группе «Как происходит извержение вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
"Как происходит извержение вулкана"
Цель: познакомить детей с природным явлением - извержением вулкана.
Задачи:
1. Продолжать развивать навыки исследовательской деятельности, желание заниматься ею.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Углублять представления о свойствах объектов неживой природы.
4. Познакомить с новым свойством мела: растворимость в воде.
5. Формировать умение делать выводы.
Темочки:
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
6. Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к сверстникам, формировать чувство взаимоуважения, умение считаться с интересами других.
7. Расширять представления о явления природы, строении земной коры.
Оборудование и материалы: макет вулкана, сода, уксус, красная краска, жидкое средство для мытья посуды, пипетки, пластиковые стаканчики и ложки, мел, вода, слайды" Вулканы", д/и.
Ход НОД
1. Воспитатель: сегодня мы продолжаем знакомиться с нашей планетой, ее строением, и поэтому снова будем работать в лаборатории " Почемучка", чтобы сделать для себя интересные открытия. Ребята, кто изучает богатства земли?
Дети: геологи, ученые.
Воспитатель: Хотите стать геологами? Узнать что-то новое? Хотя некоторым запасом знаний о недрах земли вы уже обладаете.
Д/и "Бассейн из крупы"- определить на ощупь ископаемое из недр земли (соль, песок, камень, глина, мел, почва). Попросить рассказать детей, как они определили.
Д/и"Свойства объектов неживой природы"- найти картинку-схему к каждому объекту, найденному в "бассейне"
Дети обнаруживают, что точно не знают о растворимости мела в воде.
Воспитатель: предлагаю начать исследование, чтобы установить,растворяется ли мел в воде.
Дети садятся за столы, чтобы провести эксперимент самостоятельно.
Когда опустили мел в воду, то заметили, что вода была чистая и прозрачная, а стала мутная, потому что в ней растворяется мел. Мел — это известняк, состоящий из морских микроорганизмов, известняковых водорослей, это — затвердевший морской ил, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей, лилий, даже кораллов. Когда мы опустили кусочек мела в стакан с водой, то мы увидели пузырьки, потому, что внутри мела есть воздух.
.
2. Воспитатель: ученые-геологи еще не могу до конца узнать, что находится в недрах земли. Сегодня они могут судить об этом по вулканическим выбросам. Хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана.
(Легенда о вулкане. Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: бить тяжелым молотком по раскаленному железу. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотком, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. "Вулкан работает",-со страхом говорили люди и уходили жить по дальше. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.)
Воспитатель предлагает посмотреть слайды с изображением действующих и уже потухших вулканов.
- Вулкан-это большая гора с крутыми склонами. На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер-это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне -красновато-оранжевая пасть-это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Вулканы извергаются по разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая лаву вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны, А бывает, что лава вытекает спокойно.
3. Физкультминутка.
Физкультминутка:
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
4.- Давайте проделаем опыт "Извержение вулкана". Но сначала надо вспомнить правила поведения во время эксперимента в лаборатории.
Дети подходят к столу, на котором уже приготовлен необходимый материал для эксперимента.
-Из чего сделаем основание вулкана? (Из конуса)
- Жерло вулкана? (Пластиковую бутылочку вставить во внутрь конуса)
- Ставим на поднос. Насыпаем ложку соды. Красную краску. Пипеткой 5 капель моющей жидкости.
Внимание! А теперь жидкость с особым значком -только взрослый! Это уксус.
Наблюдение за экспериментом.
- Как извергается вулкан? (Спокойно)
5. Воспитатель: теперь вы представляете, что такое извержение вулкана. Мы с вами сегодня узнали еще об одном явлении нашей земли. Что больше всего вам понравилось и запомнилось? Как вы думаете,интересная профессия- геолог? Почему?