Татьяна Козяева
Конспект НОД в старшей группе ФЦКМ «Моя малая Родина-Хакасия»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе ФЦКМ «Моя малая Родина-Хакасия»
Тема «Моя малая Родина-Хакасия»
Цель: закрепление представлений о символике Хакасии.
Задачи:
- закрепить представление о символике Республики Хакасия, учить узнавать и называть среди других;
- обогащать словарь детей по теме ;
-развивать речевую активность, координацию движений, коммуникативные способности,
эмоциональную отзывчивость, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление;
Публикация «Конспект НОД в старшей группе ФЦКМ „Моя малая Родина-Хакасия“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика Хакасия
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
-воспитывать гражданские чувства, дружеские взаимоотношения.
Словарная работа:
Гимн, герб, флаг
Предшествующая работа: разучивание хакасских игр, загадок, пословиц, чтение хакасских народных сказок, рассматривание альбомов с городами Хакасии, заучивание стихов, рассматривание хакасских узоров, выполнение аппликации с использованием хакасского орнамента.
Оборудование:
карта Хакасии, герб, флаг Хакасии,
Ход занятия:
Воспитатель: Изенер, ребята!
Воспитатель: На каком языке я сегодня с вами поздоровалась? (На хакасском).
Воспитатель: Итак, ребята, Вы догадались, о чем сегодня наше занятие?
Целью нашего занятия будет то, что мы с вами должны больше и глубже узнать о родных местах, о нашей малой Родине – Хакасии.
Ребята встают около карты (глобуса).
Стихотворение читает ребенок.
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той.
Но мы всегда на нем найдем
Свою страну, наш общий дом.
Воспитатель; «Ребята, как называется наша страна, в которой мы с вами живем»? (ответы детей).
«А столица нашей Родины - России»? (ответы детей).
«Ребята, Россия большая страна в ее состав входит 21 республика, в том числе и наша».
«Как называется наша республика? (ответы детей). А столица нашей республики? (ответы детей).
«Посмотрите, какую карту я вам принесла. Ой, ребята! случилось невероятное, моя карта рассыпалась! Что же делать? Ребята, вы уж мне помогите, сложить мою карту! (Под музыкальное сопровождение хакасскую мелодию собирают карту Хакасии)».
«Ребята, карта чего у нас получилась? (Республики Хакасии). Как вы думаете, почему она цветная? (ответы детей). Я вам подскажу, республика Хакасия поделена на 8 районов и 5 городов». А какие города РХ вы знаете? (ответы детей). Может карта нам подскажет. Молодцы!
Физкультминутка:
Отдых наш физкультминутка
Занимай за мной места.
Юная Хакасия вперед идет,
Справа друг (поворачиваются направо, разводят руки)
Слева друг (то же влево)
Закружился дружный круг (идут по кругу)
Под веселые напевы (остановились лицом в кружок)
Повернемся вправо, влево! Руки вверх! Руки вниз!
Вправо-влево наклонись! (наклоны в стороны)
Шаг назад, шаг вперед, и на месте поворот.
Раз, два выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть на коврик тихо сесть.
«Ребята, послушайте стихотворение нашего земляка Михаила Еремеевича Кильчичакова»
Стихотворение «Хакасия».
Хакасия, край мой
Родные просторы
Ты мне улыбаешься морем огней
Широкие степи, высокие горы
В душе навсегда поселились моей!
«Вам понравилось стихотворение? Как вы думаете, о чём оно?» (ответы детей)
«Правильно, это стихотворение о Хакасии. А, что вы можете сказать о Хакасии. Какая она?
Словесная игра. «Красивые слова»
«Ребята, наша солнечная Хакасия имеет свою символику. (герб, флаг и гимн). Давайте рассмотрим герб РХ. В центре овальный, с выемкой в верхней части красный геральдический щит в форме пого (хакасское национальное украшение, на котором изображен крылатый снежный барс белого цвета с темными пятнами на спине и приподнятой передней правой лапой. Барс - символ ловкости, смелости и вечной жизни. Щит окружен венком из двух березовых ветвей с зеленой листвой. Береза – это священное дерево символ хакасского и русского народа. В верхней разомкнутой части солярный знак, солнечный знак – символ Вселенной».
«Собирайся детвора, ждет хакасская игра»!
Хакасская хороводная игра «Рукавичка». «Выбирается водящий, дети встают в круг, водящий стоит в кругу. Музыка начинается, дети, быстро и незаметно для водящего, передают за спиной рукавицу. Музыка заканчивается, водящий должен угадать, у кого находится рукавица. Если угадывает, то он и игрок меняются местами. Если не угадывает, тот игрок, у которого в данный момент находится рукавица, произносит фразу - дразнилку: «Чих, чих, сусличонок!» и игра продолжается дальше».
«Ребята, а какой красивый флаг у РХ, что вы можете о нем сказать?» (ответы детей).
«Каждый цвет имеет свое обозначение. Как вы думаете, что обозначает синий цвет…»?
Синий - цвет неба, рек и озер.
Белый - символизирует уважение к поколениям людей.
Красный – цвет жизни, крови пролитой за свободу.
Зеленый – цвет степей, лугов, тайги. В середине изображен золотистого цвета, солярный знак – символ Вселенной.
«Вот, какой красивый флаг у нашей республики».
Д/игра «Найди герб и флаг Хакасии» (из 8-9 гербов).
«Молодцы!».
Воспитатель: Хакасия – это волшебная и древняя земля, у которой очень красивая и богатая природа. Посмотрите, это и бескрайние степи, высокие могущественные горы, глубокие и чистейшие озера, богатая тайга в которой растут высокие величественные кедры, березки, осины, сосны. А еще в Хакасии протекает река Енисей. Она берет свое начало в хакасских горах. Которые называются Саяны.
Воспитатель: А какую реку вы ещё можете назвать? (Абакан).
Рефлексия :«Ребята, чем мы с вами сегодня занимались, о чем говорили? Что вам понравилось больше всего?
Тема: «Украсим платочек хакасским орнаментом»
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности «Украсим платочек хакасским орнаментом»
Задачи:
создать условия для расширения и уточнения представлений детей о хакасских орнаментах;
обеспечить условия для овладения новой техники - рисованию манной крупой;
обеспечить условия для самостоятельного выбора партнера, материалов.
Оборудование: Альбомный лист с готовым орнаментом, тряпочки, баночки с водой, гуашь, кисточки, клей-карандаш, манная крупа в мисочках.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости пришла Тарина. Посмотрите какое у нее платье, особое внимание обратите на ее платок.
Воспитатель: сегодня я хочу напомнить вам особенности хакаской национальной одежды и хакаского орнамента, которым она украшена.
Дети рассматривают куклу и высказывают свои мнения.
Условия для поддержки познавательного интереса.
Основная часть
Поисковый этап
Образцы орнаментов
На столах для каждого ребёнка цветной картон, листы чистой бумаги, клей, розетки с манной крупой, краски и кисти, салфетки.
Воспитатель: Я вам приготовила трафареты платков, мы с вами должны украсить их орнаментом.
Воспитатель: А каким узором будем украшать?
Воспитатель: Какие элементы хакасского узора вы видите на картинках?
Воспитатель: Какие цвета в хакасском орнаменте?
Воспитатель: Правильно присутствуют яркие цвета.
Воспитатель: Посмотрите дети, как узор размещен.
Воспитатель: Чем можно рисовать?
Воспитатель. Как думаете, чем нарисованы узоры?
Воспитатель. Сегодня мы будем рисовать платки манной крупой.
Воспитатель. Приглашаю вас к рабочим столам. Сейчас мы с вами будем рисовать на платках, но не совсем обычным способом – манной крупой.
1шаг. Берём шаблоны платков на них орнаменты. Берём кисть, набираем клей, наносим клей по контуру. Убираем кисть на подставку.
2шаг. Берём манную крупу и посыпаем ту часть рисунка, на которую нанесли клей.
3шаг. Берём чистый лист и придавливаем рисунок.
4шаг. Поднимаем свою работу и ссыпаем манную крупу обратно в коробочку.
5шаг. Клей подсох, можно раскрашивать орнаменты.
Воспитатель. Вот какой получился платок.
Воспитатель индивидуально подходит и помогает детям, которые затрудняются.
-Хакасским
- красками, карандашами
- клеем и манной крупой.
Дети подходят к рабочим столам. Садятся на свои места.
Самостоятельная работа детей
Выставка детских работ.
Рефлексия: Воспитатель предлагает сделать выставку из получившихся платков.
Дети рассматривают рисунки и высказывают свои мнения.