Наталья Саченко
Конспект НОД в старшей группе для детей с ЗПР «Интеллектуальная игра «Цветик-семицветик».
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи.
Закрепить знания детей о насекомых, перелётных птицах, цветах, о весне; показать роль окраски в жизни насекомых; формировать у детей представление о том, что животных нельзя делить на «вредных» и «полезных»; закреплять употребление в речи предлогов на, за, под, в, уменьшительно-ласкательных суффиксов, умение отгадывать загадки; развивать связную речь; продолжать развивать мышление, память, внимание, восприятие; развивать мелкую моторику; воспитывать любовь к птицам, насекомым.
Материал.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе для детей с ЗПР „Интеллектуальная игра „Цветик-семицветик“,» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
Цветик – семицветик (с открепляющимися лепестками); конверты с цифрами от 1 до; картинки по теме «Насекомые», «Перелётные птицы»; картинки с изображением насекомых на поляне и муравейника; бумажные насекомые, бумажная бабочка с крыльями разной окраски (сверху яркая, снизу коричневая, пластилин проволока, крылатки клёна, бумажные цветы, шапочка скворца.
Предварительная работа.
Изготовление бумажных насекомых; наблюдения за насекомыми, перелётными птицами, цветами; чтение сказки «Цветик – семицветик», заучивание загадок о насекомых.
Ход деятельности.
Организационный момент.
Воспитатель. Внимательно слушай, другим не мешай и верно на мой вопрос отвечай:
• Какое сейчас время года?
• Что было перед весной?
• Что будет потом?
• Назови весенние месяцы.
• Какая сегодня погода?
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас будет необычная игра. У меня есть удивительный цветок. Он вырос в саду волшебницы. У цветка семь волшебных лепестков, все разного цвета. Что это за цветок?
Дети. Цветик – семицветик.
Воспитатель. Правильно (достаёт цветок с открепляющимися лепестками, на каждом лепестке написаны белые цифры). Сегодня мы будем делать то, что подскажет нам цветик – семицветик. Посмотрите, у нашего цветика - семицветика на каждом лепестке есть номер. Такие же номера стоят на конвертах, которые лежат у нас на столе. Вы по очереди будите отрывать лепесток с нужным номером, затем искать конверт с такой же цифрой и выполнять задание. Чтобы цветик-семицветик нам помогал нужно вспомнить волшебные слова:
Лети-лети, лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли
Быть по - моему вели!
Воспитатель. Итак, первым будет отрывать лепесток Лёша. Говори волшебные слова.
Конверт №1. Задание «Угадай – ка!»
Воспитатель. Первое наше задание называется «Угадай-ка!» Я загадываю вам загадку, а вы сначала внимательно слушаете и думаете, кто первым поднимет руку, тот будет отвечать.
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой - улей пчела,
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети. Весной.
Воспитатель. Правильно. Скажите, как вы догадались, что загадка действительно о весне? Какие слова из загадки помогли вам?
Ответы детей.
Воспитатель. Следующие загадки будете загадывать вы сами. А загадки будем загадывать о насекомых.
1 ребёнок.
С ветки на тропинку,
С травки на былинку,
Прыгает пружинка
Зелёная спинка.
Дети. Кузнечик.
2 ребёнок.
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком
И поделится медком.
Дети. Пчела.
3 ребёнок.
Сами одежды не шьём,
А ткань ткём.
Дети. Пауки.
4 ребёнок.
Самого не видно,
А песню слышно.
Дети. Комар.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Все загадки отгадали. О ком мы загадывали друг другу загадки?
Дети. О насекомых.
Воспитатель. С первым задание мы справились. Следующим отрывать лепесток будет Саша. Отрывай, Саша, лепесток с нужным номером.
Конверт №2. Задание «Ползает, летает, прыгает»
Воспитатель. Ребята, насекомые – это самые маленькие животные. Они умеют ползать, летать и прыгать. Нужно подойти к столу и выбрать насекомых, которые прыгают, летают, ползают. Первыми нужно выбрать насекомых, которые прыгают.
1 ребёнок. Я взял кузнечика, потому, что он прыгает.
Воспитатель. Молодец. А сейчас нужно выбрать насекомых, которые летают.
2 ребёнок. Я выбрал бабочку, стрекозу, божью коровку, муху, пчелу, комара, потому, что они летают.
Воспитатель. Молодец. А сейчас нужно выбрать насекомых, которые ползают.
3 ребёнок. Я взял гусеницу, дождевого червя, муравья, потому, что они ползают.
Воспитатель. Молодцы, ребята. С этим заданием мы тоже справились. Кто следующим будет отрывать лепесток? Выходи, Таня.
Конверт № 3. Задание «Назови ласково»
Воспитатель. Наши насекомые такие маленькие животные, что их хочется называть ласково. Я буду называть насекомого, а вы будете называть его ласково.
Муравей – муравьишка, комар – комарик, стрекоза - стрекозочка, гусеница - гусеничка, муха-мушка, жук-жучок, червяк-червячок, пчела-пчёлка, паук-паучок.
Воспитатель. Молодцы, ребята. С третьим заданием мы тоже справились. Кто следующим будет отрывать лепесток?
Конверт № 4. Задание «Составь предложение»
Воспитатель. Ребята, у меня есть картина. На этой картине много насекомых. Попробуем отыскать их и составить предложения, употребляя предлоги.
Давайте вспомним, какие мы знаем предлоги.
Дети. На, за, под, над, в.
Воспитатель. Кто отыскал насекомого на картинке?
• Жук спрятался в траве.
• Бабочка сидит на одуванчике.
• Муравей сидит под грибом.
• Бабочка спряталась под веточкой.
• Стрекоза сидит на листике.
• Комар сидит на цветке.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Это задание тоже выполнили. Кто следующим будет отрывать лепесток?
Конверт № 5. Задание «Как насекомые умеют защищаться»
Воспитатель. В нашем экологическом уголке сегодня можно обнаружить
красивых бабочек, жуков, гусениц. Одни из них спрятались, другие наоборот, заметны издалека. Подойдите к экологическому уголку, найдите насекомых и принесите мне (воспитатель выкладывает насекомых в ряд).
Каких насекомых вы заметили в первую очередь?
Дети. Ярких, выделяющихся.
Воспитатель. Правильно, вы сразу заметили божью коровку, бабочек с яркими крыльями, разноцветных жуков, ярких гусениц. А вот зелёного кузнечика, зелёного жука и гусеницу, бабочку с коричневыми крыльями, коричневого жука заметить очень трудно. Они окрашены также как листья и ветки, поэтому их трудно заметить.
Пока вы искали насекомых, к нам прилетела бабочка. Давайте её рассмотрим.
Дети. У бабочки туловище, яркие, красивые крылья и усики.
Воспитатель. Как вы думаете, будет ли заметна бабочка птицам?
Дети. Да.
Воспитатель. Что же делать?
Ответы детей.
Воспитатель. Насекомые научились обманывать птиц. Закройте глаза (воспитатель прикрепляет бабочку на ствол дерева (рисунок, крылья складывает коричневой стороной наверх). Откройте глаза и снова найдите бабочку. Почему вы не сразу её нашли?
Ответы детей.
Воспитатель. Крылья у бабочки снизу по цвету напоминают ствол дерева. Поэтому бабочку трудно отыскать на стволе или ветках деревьев. Так бабочки защищаются от птиц.
Ребята, вы когда-нибудь брали в руки божью коровку?
Ответы детей.
Воспитатель. Если взять в руки божью коровку, она может выделить жёлтые капельки, а если после этого случайно сунуть палец в рот, то во рту станет очень горько. Как вы думаете, для чего божья коровка выделяет жёлтые капельки?
Ответы детей.
Воспитатель. Когда какая-нибудь птица попытается съесть божью коровку, ей тоже будет неприятно, горько и она запомнит, что яркий, красный жук с чёрными точками не съедобен. Вот почему божья коровка никого не боится.
Ребята, а чем ещё питаются птицы?
Ответы детей.
Воспитатель. Насекомые служат пищей для птиц.
Игра «Чем угостишь?»
Воспитатель. У меня лежат картинки с угощением для птиц. Вы по очереди выбираете угощение для каждой птички и прикрепляете угощение рядом с птичкой.
Дети.
• Кукушку угощу – гусеницей.
• Скворца угощу – жуком.
• Грача угощу – червячком.
• Жаворонка угощу – личинкой.
• Журавля угощу – бабочкой.
• Трясогузку угощу – стрекозой и т. д.
Воспитатель. Молодцы, ребята, всех птиц угостили. С этим заданием мы тоже справились. Мы с вами хорошо поработали, выполнили уже пять заданий, а теперь мы немножко поиграем. Выходите все сюда.
Игра «Скворец и бабочка».
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся.
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
(Дети выполняют движения по тексту под музыку «Голоса леса»).
Воспитатель. Скворец прилетел! (Игра повторяется)
Воспитатель. Молодцы! Все бабочки спрятались от скворца. Садитесь.
Кто будет отрывать следующий лепесток?
Конверт № 6. «Вредные или полезные»
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что произойдёт, если уничтожить всех насекомых?
Ответы детей.
Воспитатель. Почему комара называют вредным насекомым?
Ответы детей.
Воспитатель. Что случится, если уничтожить всех комаров?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, ребята, насекомые служат пищей для птиц и опыляют растения. Значит, они приносят пользу, а не вред. Берегите насекомых! Отгадайте загадку:
В лесу у пня
Суетня, беготня,
Народ рабочий
Весь день хлопочет.
Дети. Муравьи.
Воспитатель. Правильно, это муравьи. Кто из вас наблюдал за жизнью муравейника. А какую пользу приносят муравьи?
Ответы детей.
Воспитатель. Муравейники нельзя разрушать. Если муравьи не успеют до первого дождя отремонтировать повреждённый муравейник, то его может залить водой и все муравьи погибнут. Никогда не разрушайте муравейники!
На нашем цветике-семицветике остался лишь один лепесток.
Конверт № 7. «Сделай стрекозу»
Воспитатель. К нам в гости прилетела стрекоза. Это необычная стрекоза. Давайте её рассмотрим. Из чего сделана стрекоза? Из каких частей состоит стрекоза? Чтобы получилась такая стрекоза, нужно сначала взять кусочек пластилина и раскатать колбаску – это туловище стрекозы, затем скатать кусочек пластилина поменьше в форму шара –это голова. Потом вставить крылатки, по две с каждой стороны – это крылья стрекозы. Затем вставляем два кусочка тоненькой проволоки –усики, скатываем два маленьких чёрненьких глазика. Стрекоза готова!
Ребята, чтобы наши пальчики хорошо работали, мы немножко с ними поиграем.
Пальчиковая игра «Интересно всё вокруг».
Ползёт по пальцам муравей
Залез в мою ладошку.
-Ты щекотать меня не смей,
Поползай лишь немножко!
Вот бабочка павлиний глаз,
Спит, крылышки сложила.
Но вдруг вспорхнула.
И с цветка слетела суетливо.
Кружится бабочка легко,
Как пух, как лёгкий ветер
Цветы раскрыли лепестки
Ждут с бабочками встречи.
(Выполняются движения пальцев согласно тексту)
Воспитатель. Кто напомнит, с чего вы начнёте делать стрекозу? Можно приступать к выполнению задания (дети делают стрекозу).
Какие замечательные стрекозы у вас получились! Давайте посадим наших замечательных стрекоз на цветочную полянку.
• Я посадил стрекозу на ромашку.
• Я посадил стрекозу на одуванчик и т. д.
Воспитатель. Сколько всего стрекоз на нашей поляне? Молодцы!
Вот и закончились все лепестки цветика - семицветика. Мы выполнили все его желания.
Чем мы сегодня занимались? Во что играли? Давайте отнесём наших стрекоз в экологический уголок.
А сейчас выходите все на коврик, садитесь, как вам будет удобно и послушайте пение птиц.
(Звучит запись «Голоса леса»)