Екатерина Дробышева
Конспект НОД в старшей группе «Берегите и защищайте природу»
Конспект НОД в старшей группе «Берегите и защищайте природу»
Цель: Вызвать интерес к природе и проблеме ее охраны.
Программные задачи:
• формировать знания детей о способах охраны окружающей среды,
• расширять и обогащать знания о природе, правилах поведения в ней;
• совершенствовать умения детей выразительно читать стихи, воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам, животному и растительному миру;
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Берегите и защищайте природу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения;
• формировать экологическую культуру у детей.
• активизировать словарный запас за счет новых слов (загрязнение, ядовитые вещества, отходы, металлолом, макулатура, бытовые отходы, стеклотара, пластмасса и т. д.).
Оборудование к занятию: аудиозаписи, мяч, одноразовые пакеты, различный мусор, перчатки, картина с изображением загрязненной речки, большой ватман, цветные мелки, схематические обозначения пути в лес.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций экологического содержания, беседы с детьми, чтение произведений С. Маршака, Н. Носова, просмотр документальных фильмов экологической направленности, заучивание стихотворений, дидактические игры «Хорошо - плохо», «Кто где живет», «Экологическая пирамида».
Ход.
(Воспитатель с детьми входят в зал под музыку. Проводится речевая игра «Здравушки».)
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй милая земля!
Здравствуйте мои друзья!
Воспитатель. Ребята, что такое природа (Это лес, деревья, реки, моря, почва, воздух)
Воспитатель. Да, ребята, это поля и луга, солнце и небо, почва и воздух, все живое. И человек тоже часть природы.
Воспитатель. А для чего же человеку нужна природа? (Любоваться, собирать ягоды, грибы)
Воспитатель. Правильно, она кормит человека, одевает, обувает, дает все необходимое для жизни.
Воспитатель. Ребята я хочу вам предложить отправиться в гости к природе. Но чтобы отправиться в лес нам нужно превратиться в туристов. А что нам необходимо взять с собой?
Я предлагаю вам игру «Собери рюкзак».
(Проводится игра, дети выбирают вещи для похода и обосновывают свой выбор… компас, палатка, запас воды, спички и теплые вещи, головной убор, котелок, карта)
Воспитатель. Вот теперь можно отправляться в путь. (по схемам)
Возьмемся за руки, друзья,
И по тропе лесной
Отправимся туда, где лес
Манит своей листвой.
(Звучит музыка «Звуки леса». Появляется Лесовичок.)
Лесовичок. Чего пожаловали? Опять мусорить пришли?
Воспитатель. Нет, лесовичок, а что случилось?
Лесовичок. А вот послушайте, что однажды случилось с котом Леопольдом и его друзьями в лесу. (читает сказку О. Солоповой «Приключения кота Леопольда и его друзей в лесу») (Дети рассаживаются в кружок)
«Решили кот Леопольд и его друзья мышата жить дружно. Как-то в летний погожий денек отправились они отдыхать в лес. Захватили с собой еду» раскладные стулья, ракетки, надувной мяч. …И вот показался уже хвост электрички. Кругом цветы, деревья, птички поют. Красота! Зеленая травка так и манит поваляться. Вдруг: «Ай! Ай! Ой!» Оглянулся кот Леопольд – а одного его спутника уже нет, только писк откуда-то доносится. Присмотрелись внимательно, оказалось, накрыла мышонка ржавая консервная банка. Освободил Леопольд своего спутника, а тут другой мышонок «Вай-вай-вай!» - кричит: порезал ногу об осколок бутылки. И что тут за отдыхающие были! Кошмар! - проворчал Леопольд и стал очищать полянку от мусора.»
Воспитатель. Да, ребята, прямо скажем ситуация плачевная. Замусорили мы нашу землю. Вы знаете о том, что каждый человек за год выбрасывает тонны мусора - это целый грузовик. На планете несколько миллиардов жителей. Очень скоро человечеству придется спасать себя от мусора.
- Ребята, скажите, можно ли сжигать мусор? (Нет, он выделает вредный дым). А закапывать в землю? (Не всё сгнивает в земле).
- Скажите, ребята, а вы знаете, что такое металлолом? (Все, что сделано из металла). А макулатура? ( Это все бумажные отходы: картон, старые газеты). Можно ли их как-то использовать? (Застилать пол во время ремонта). А как используют пустую бутылку? (На заводе её моют, а потом в нее опять что-то наливают. Это называется стеклотара).
- Посмотрите, какой огромный кулек приготовил выбрасывать кот Леопольд. Давайте с вами поиграем.
(Проводится игра «Рассортируем мусор».)
Дети надевают перчатки и складывают в отдельные пакеты:
бумага, картон - макулатура,
пакеты - полиэтилен,
пластиковые бутылки - пластмасса,
баночки, жесть - металлолом,
яблоко, картофель - пищевые отходы
Воспитатель спрашивает у детей:
- Какой вид мусора у каждого в пакете? (Дети отвечают). Что вы поняли, ребята? (Мусор необходимо сортировать, сжигать его нельзя, закапывать в землю можно не весь мусор).
-А теперь давайте вспомним как нужно вести себя в лесу (нельзя бросать мусор, ломать ветки деревьев, поджигать сухую траву, разорять гнезда птиц)
Воспитатель. Молодцы, ребята, полянку очистили от мусора. Пора продвигаться дальше.
(Звучит музыка, имитирующая шум реки. Воспитатель загадывает загадку)
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы дождик лился с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без. (воды)
Лесовичок. Послушайте, что случилось с нашей речкой, показывает картину с загрязненной рекой.
«Решили наши друзья искупаться. Вода сверкает, на солнышке всеми цветами радуги переливается. Плавает кот Леопольд, радуется. Оглянулся – где же его приятели! А рядом вместо них – две разноцветные зверушки плавают. Как увидели Леопольда – и давай хохотать да хвостами на него показывать: «Ой, умора, ой, не можем! Да ты, Леопольд, стал пятнистым, как леопард!». Все понял тогда Леопольд.
-А вы, ребята, догадались почему Леопольд стал пятнистым? (Отходы предприятий сбрасываются в реки, мусор бросается в море)
- Как вы думаете, кто может выжить в такой воде? (Никто.)
Лесовичок. Действительно, из-за загрязнения погибли животные и растения в реке.
Воспитатель. А как человек пострадал от этого? (Нельзя использовать эту воду для приготовления пищи, для купания и отдыха.)
- А можно поправить положение? (Нужно построить очистные сооружения, посадить по берегам реки защитные лесопосадки, не бросать мусор в воду)
-Ребята, вы поняли, что воду нужно беречь? Как это сделать? (Не загрязнять, беречь).
Воспитатель. Ну что же, ребята, в обратный путь. (Дети прощаются с Лесовичком)
Дети становятся в круг, проводится игра с мячом «Земля, воздух, вода» :
«земля» - ребенок называет животного,
«воздух» - птицу
«вода» - обитатели водных глубин.
Воспитатель. Вот мы и вернулись в детский сад. Вы многое узнали и поняли за наше путешествие.
(Дети становятся по кругу, читают стихи)
1. Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы окажемся одни.
2. Надо природу беречь и лелеять,
Копать осторожно, умеючи сеять,
Ловить и стрелять не подряд, а с умом,
Что нынче посеем, то завтра пожнем.
3. Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым близким своим друзьям.
4. Давайте будем беречь планету,
Во всей Вселенной прекрасней нету,
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?
Воспитатель. Берегите все, что есть на Земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. Давайте все вместе нарисуем плакат и назовем его «Сохраним родную природу».
Дети и воспитатель рисуют плакат «Сохраним родную природу»