Наталья Грачева
Конспект НОД «В поисках Весны»
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
КОНСПЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА: «В ПОИСКАХ ВЕСНЫ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Выполнила: Грачева Наталья Вадимовна
Музыкальный руководитель
МБДОУ №4 детский сад «Ласточка» г. Кувандык
Руководитель: Михеева Елена Владимировна,
к. п. н., доцент кафедры
Публикация «Конспект НОД „В поисках Весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
педагогики и психологии
ИПК и ППРО ОГПУ
Оренбург
2014
СОДЕРЖАНИЕ
№ Раздел Стр.
I. Пояснительная записка 3
II. Конспект образовательной деятельности 5
III. Список литературы 11
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом планирование работы по музыкальному воспитанию детей в нашем дошкольном учреждении строится с учетом интеграции областей.
Составляя конспект непосредственно образовательной деятельности, я опиралась на задачи Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. При планировании НОД были учтены возрастные физиологические способности, индивидуальные возможности, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Для реализации содержания занятия были использованы методы активизации, основополагания, мотивации, рефлексии.
Характер образовательной деятельности: развивающий, обучающий, воспитательный соответствует поставленным задачам.
Данная структура НОД предполагает взаимное сотрудничество музыкального руководителя, воспитателя и детей и направлена на решение проблемы развития музыкальных способностей, в частности пения.
Пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу ребёнка, на умственное развитие, а также совершенствует основные психические функции растущего организма; помогает расслабиться, облегчает общение со сверстниками, избавляет от стрессов.
Пение рассматривают как средство укрепления организма дошкольников. Нельзя забывать, что пение – это психофизиологический процесс, связанный с различными эмоциональными состояниями ребёнка и значительными изменениями жизненно важных актов организма, таких как дыхание, артериальное давление, сердечный ритм, работа эндокринной системы, кровообращение и т. п. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Оно увеличивает амплитуду дыхания, лёгочную вентиляцию, поднимает эмоциональный тонус, улучшает работоспособность организма.
Песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо путём «подстройки» ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки, либо с помощью пальцев: на каждую строчку песни-считалочки загибается один палец. Это может выражаться пальцами и руками: движение пальцев или рук может означать определённые слова или общее настроение песни. Это могут быть и целые танцы-постановки.
Если педагоги не могут правильно организовать вокальную деятельность дошкольников, упускается благоприятный период для развития музыкальных способностей в пении. А ведь развитие музыкальных способностей в пении – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Именно это определило тему и цель моей работы.
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
I. Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту)
1.1 Доминирующая образовательная область Художественно-эстетическое развитие
1.2 Вид деятельности детей Игровая.
Коммуникативная.
Познавательная.
Музыкально-художественная.
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «В поисках Весны»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия 1. Постановка целей и мотивация деятельности детей: создание игровой ситуации.
2. Активизации деятельности детей в процессе НОД: создание развивающей среды, сюрпризный момент, загадывание загадок.
3. Организации практической деятельности детей: совершенствовать умение петь хором, передавая интонацией образ персонажа песни; совершенствовать игру в оркестре.
4. Поддержания интереса у детей: пение всей группой, пение по подгруппам, сольное пение, ситуация выбора, музыкальное сопровождение, чередование видов деятельности.
5. Оценка и самооценка: поощрение, совместная с педагогом и детьми деятельность, определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.
3. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное развитие практические действия с музыкальными инструментами, вызывать чувства сопереживания к попавшим в беду. Отвечать на вопросы, закреплять умение чередовать речь и отстукивание ритма на кубиках. Ритмическая игра. Познавательное развитие развивать воображение и творческую активность в выборе музыкальных инструментов
Речевое развитие исполнение попевок, песен, музыкальной считалки в муз. игре; речевая игра «Весенняя телеграмма»; рассказывание стихов
Художественно-эстетическое развитие развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.
Физическое развитие хоровод «Здравствуй, Веснушка-весна!»;
муз. игра «Ловушка».
4. Возрастная группа: старшая
5. Цель: Совершенствование песенных навыков детей через виды музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, игру на д. м. и)
6. Задачи:
6.1 Закрепить умение сочетать пение и движение, пение и игру на д. м. и. Формировать исполнительские навыки: правильное звукообразование, чистоту интонации, выразительность движений под музыку, точность приемов игры на д. м. и.
6.2 Развивать музыкальное восприятие, звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, творческую активность в инсценировании песни, хоровода.
Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера.
6.3 Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию на тему оказание помощи в трудной ситуации.
7. Планируемые результаты:
7. 1 Сформированы исполнительские навыки: чисто интонирует мелодию в песне, хороводе, распевании, обращая внимание на правильное звукообразование; выразительно выполняет движения под музыку; точно передает ритмический рисунок в игре на д. м. и., сохраняя общий темп и характер музыки.
7.2 Способен самостоятельно сочетать пение и движение, пение и игру на д. м. и; проявляет творческую активность в инсценировании песни, в хороводе; чувствует тембровые и динамические изменения в музыке выражает положительные эмоции (радость, восхищение) к музыке различного характера.
7.3 Испытывает потребность включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию на тему оказания помощи в трудной ситуации.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) •Оформление музыкального зала под лесную полянку
•Письмо
•Нотки-указатели
•Весенние иллюстрации, шапочки кукушки, медведя
•Музыкальные кубики, металлофоны, треугольник, колокольчики
•Цветные платочки, детали костюма для Весны, воздушные шарики
ТСО:
•Музыкальный центр
•Телевизор
•баян
9 Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты 1. Беседы с детьми о времени года «Весна», традициях, народных обрядах встречи весны с использованием иллюстративного материала.
2. Проведение дыхательных упражнений, а так же музыкального приветствия «Доброе утро» с элементами игрового массажа.
3. Разучивание попевок - распеваний для подготовки голосового и артикуляционного аппарата «Эхо», «Солнышко».
4. Разучивание хоровода «Здравствуй, Веснушка-весна!» (текст, мелодия, движения)
5. Проводилась индивидуальная работа с солистами (разучивание песни по ролям, закреплялось умение каждого ребенка передавать не только голосом, но и движениями музыкального образа медведя и кукушки)
6. Индивидуальная работа с каждым ребенком группы по обучению исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах, четко передавая ритмический рисунок.
7. Разучивание ритмической игры проводилось сначала с помощью деревянных палочек, а затем для поддержания интереса детей с деревянными кубиками.
8. В музыкальной игре отрабатывалось умение менять движения в соответствии 3-х частной формой музыки, а также ловкость и выдержка.
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Музыкальный руководитель (М. Р.) приходит в групповую комнату, говорит, что пришла пригласить в музыкальный зал, обращает внимание на внешний вид детей. Замечает висящий на окне конверт. Спрашивает у детей интересно ли им узнать что это за конверт и кто его прислал? Вскрывают, читают, выясняют, что кого-то заколдовала сестрица Зима и нужна помощь детей снять колдовские чары. А для этого детям нужно показать как они умеют петь, водить хороводы, играть на музыкальных инструментах. А самое главное должны показать какие они дружные.
М,Р, загадывает загадку и которой дети узнают, что помочь надо Весне.
1.2 Мотивация деятельности детей М. Р. хвалит детей за правильный ответ. Предлагает отправиться в путь, выручать Весну-красавицу. Дети вместе с воспитателем и муз. руководителем отправляются в муз. зал.
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) По дороге в муз. зал М. Р. уточняет у детей кому нужно помочь.
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний В муз. зале М. Р. обращает внимание детей на превращение муз. зала в лесную полянку и предлагает поприветствовать всех лесных жителей с помощью муз. приветствия с элементами игрового массажа «Доброе утро»
Дети выполняют массажные движения по тексту, сочетая пение и движения.
М. Р. говорит что весной в лесу очень громкое эхо и предлагает детям встать в круг и проверить как звучит эхо у девочек, затем у мальчиков, а потом у всех вместе, при этом просит детей напомнить ей «Как отвечает эхо - громче или тише, чем голос того кто его позвал?»
Распевание «Эхо».
М. Р. говорит, что звонкое эхо детей разбудило всех местных жителей. Только солнышко что-то не видно. И предлагает его позвать с помощью попевки «Солнышко»
Дети закликают солнышко, при этом разогревают голосовой аппарат.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания М. Р. показывает детям макет солнца, дети проявляют положительные эмоции, улыбаются, приветливо машут ему.
М. Р. интересуется у детей о том, что происходит с перелетными птицами весной. Дети отвечают, что перелётные птицы возвращаются с юга.
М. Р. показывает слайд с изображением дятла и предлагает детям взять кубики и помочь ему передать по быстрее телеграмму птицам для того, чтобы они быстрее вернулись.
Речевая ритмическая игра «Весенняя телеграмма».
Дети вместе с М. Р. проговаривают текст, отстукивая ритм с помощью деревянных кубиков
М. Р. благодарит детей за помощь дятлу и, показывая слайд с изображением кукушки, просит детей назвать птицу, которая первой услышала весеннюю телеграмму.
Дети называют птицу.
М. Р. предлагает посмотреть инсценировку песни «Зовет зверей Кукушка» с солистами.
Мальчик в роли медведя и девочка в роли кукушки инсценируют песню, передавая голосом, движениями, мимикой характер каждого из музыкальных образов.
М. Р. показывает слайды с весенней тематикой и предлагает рассказать стихи о весне.
Дети рассказывают стихи.
М. Р. говорит, что у каждого времени года свой черед. Раздается «ворчливое» тиканье часов в записи.
М. Р. просит детей по звучанию определить какое настроение у часов? Подводит разговор и ответы детей к тому,что нужно сделать, чтобы настроение у часов из ворчливого, недовольного, обиженного стало более доброжелательным, хорошим (сыграть для часов на музыкальных инструментах) Предлагает выбрать из нескольких видов музыкальных инструментов наиболее подходящие. Дети выбирают металлофоны, колокольчики, треугольник, проявляя при этом фантазию, воображение, творчество и, аргументируя свой выбор.
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Дети исполняют «Песенку часов», аккомпанируя себе на музыкальных инструментах. Этот момент НОД можно реализовать в свободной деятельности детей.
Раздается в записи тиканье часов
М. Р. в стихотворной форме обращает внимание детей на другое настроение у часов.
Выходит воспитатель в роли Весны, в стихотворной форме приветствует детей, благодарит детей за свое освобождение.
М. Р. предлагает детям встать в круг и завести хоровод, порадовать Весну своим пением!
Хоровод «Здравствуй, Веснушка-весна!»
Дети водят с Весной хоровод, который исполняется в форме диалога между детьми и Весной. Происходит закрепление умения сочетать пение и танцевальные движения, чисто интонируя мелодию, соблюдая правильное звукообразование и, передавая плавный, лирический, нежный характер музыки.
После исполнения хоровода, дети предлагают Весне поиграть с ними в музыкальную игру «Ловушка», в которой дети закрепляют умение чисто интонировать музыкальную считалку, самостоятельно менять движения в соответствии с 3-х частной формой музыки, проявлять дружеское и доброжелательное отношение друг к другу.
После музыкальной игры Весна в знак благодарности и для того, чтобы дети быстрей смогли вернуться в группу, дарит им воздушные шарики-облачка, желает им счастливого пути, прощается и уходит.
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Весь процесс НОД был построен в увлекательной игровой форме. Дети шли к достижению намеченной цели помочь освободить Весну от колдовских чар, выполняя различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса НОД и позволила предотвратить утомляемость детей и перенасыщенность одним видом деятельности.
Применение технических средств обучения способствовало поддержанию внимания и интереса у детей к образовательной деятельности.
Данная структура НОД предполагала взаимное сотрудничество музыкального руководителя, воспитателя и детей и направлено на решение поставленных задач.
Совокупность интегральных компонентов и образовательных областей способствовали повышению активности детей, качеству освоения знаний, предупреждению усталости.
Образовательная деятельность получилась насыщенной, интересной, так как детям всегда нравится путешествовать, выполнять поручения, оказывать помощь, благодаря этому, у них развивается чувство ответственности, повышается самооценка.
Рефлексия:
- Кому помогли?
- Какое чувство вы испытали когда смогли кому-то помочь?
- Что понравилось делать больше всего?
- Какими мы были?
IV. Дальнейшая разработка темы
4.1 Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т. д., вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т. п.) Папка передвижка для родителей с фотографиями детей в процессе НОД «Как дети Весну выручали» с текстовым комментарием. В родительский уголок группы
4.2 Музыкальный материал (хоровод, песня, музыкальная игра, игра на д. м. и.) может использоваться на прогулке; как музыкальные подарки в дни рождения детей; как номера концертной программы для младших групп; в театрализованной деятельности. В ДОУ
4.3 Детский опыт в рассказывании детьми стихов, исполнении музыкального материала может быть востребован педагогами ДОУ при планировании и проведении комплексных НОД. в ДОУ
4.4 Дети могут исполнить музыкальный материал на семейных праздниках. в семье
Примечание: длительность НОД 25 минут; Кацер О. В. «Игровая методика обучения детей пению» — yчебно-методическое пособие. Авторская методика музыкального воспитания детей.
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ О. Н. Арсеневская. - Волгоград: Учитель, 2011. – 204с.
2. Бейлино А. Музыкально - ритмические пальчиковые игры/ А. Бейлино // Дошкольное воспитание. - 1993.- № 9. С. 114.
3. Бекина С. И. Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение // из опыта работы музыкальных руководителей детских садов/С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. – М. : Просвещение, 1983. – 286с.
4. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению: учебно-методическое пособие/ О. В. Кацер. - Издательство: Музыкальная палитра, 2005. – 48с.
5. Радынова О. Дошкольный возраст - задачки музыкального воспитания/ О. Радынова // Дошкольное воспитание. – 1994.- № 2.- С. 24 - 30.