Светлана Романова
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по познавательно-исследовательской деятельности «Планеты Солнечной системы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной к школе комбинированной группе
по познавательно-исследовательской деятельности
«Планеты Солнечной системы».
Светлана Леонидовна Романова
Воспитатель
МДОБУ «Детский сад № 21 «Звездочка» комбинированного вида»
г. Минусинск, Красноярский край
Цель:
• Продолжать обогащать знания детей и расширять представление о космосе;
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе по познавательно-исследовательской деятельности „Планеты Солнечной системы“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Планеты солнечной системы
- Подготовительная группа
- Темочки
• Формировать элементарные представления о Вселенной и закрепить знания о планетах Солнечной системы (их особенностях, расположении относительно Солнца, орбитах движения) и о первом космонавте – Ю. А. Гагарине.
• Формировать умение отвечать развёрнутым ответом на поставленный вопрос;
• Закреплять умение сочетать движения и речь.
• Обогащать словарный запас детей названиями планет, космических объектов;
• Формировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, как воздействует магнит на различные материалы;
Воспитательные:
• Формировать у детей интерес к профессии космонавта, любознательность.
• Совершенствовать умение слушать товарища и не перебивать.
Развивающие:
• Побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний; развитие связной речи, развивать интерес и стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность
• Способствовать развитию: навыка чтения слогов и слов, мышления, внимания, памяти, артикуляционного аппарата, творческого воображения, умения анализировать.
Активизировать словарь: космос, космическое пространство, Солнечная система, орбита, метеорит, магнетизм, магнитное поле.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный – иллюстрация Солнечной системы, видео «Какие есть планеты»
Раздаточный – магниты, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы в тарелочках, рабочие листы с изображением орбит. Цветные карандаши, фигуры ракет из картона
Методические приё мы: проблемная ситуация, работа с алгоритмами, беседа, опыты, вопрос-ответ, логическая задача, художественное слово.
Ход занятия.
1. Социоигра для создания рабочего настроя «Настроение»
Цель: настроить детей на общение друг с другом, создать радостное настроение от взаимодействия в коллективе.
Ход игры:
Воспитатель читает стихотворение, дети дополняют чтение жестами. Чтобы день прошел замечательно, нужно утро начинать с хорошим настроением.
Поэтому быстро-быстро поморгали глазами, надули щечки, Проверили язычком наличие зубов, покатали язычок на качелях верх – вниз, верх – вниз, легонько подергали уши – все на месте и не отваливается.
Чудесно! Можно вставать! Можно играть!
2. Актуализация знаний. Педагог загадывает загадки
Загадка про Землю:
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…
Загадка про Солнце :
Голубой платок, алый колобок,
По небу катается, людям улыбается.
Загадка про космос:
Океан бездонный,
Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный,
И необычайный.
В нём живут Вселенные,
Звезды и кометы,
Есть и обитаемые,
Может быть, планеты.
Итак,
Давайте, вспомним, как это было.
- Какое животное первым полетело в космос? (собаки Белка и стрелка)
- Кто был первым космонавтом на планете? (ответы детей)
- Как назывался корабль, на котором отправился в космос Ю. А. Гагарин? («Восток»)
Я приготовила для вас, ребята, карты Солнечной системы и вот такие фигурки ракет. Воспитатель показывает детям пустые карты с орбитами. Ребята, у меня потерялись карты СС, только остались чистые. Что же делать?
Дети говорят, что не хватает на картах, карты надо заполнить самим.
Воспитатель: Как нам это узнать? Где добыть знания?
Дети: В книге, в компьютере.
Воспитатель: Хорошо, посмотрим, что же у меня есть, проходите к монитору.
Дети проходят на ковер к телевизору. Демонстрация видео о Солнечной системе 1 и 2.
3. Создание макета солнечной системы : на ковре на ватмане совместно с детьми.
Повторение материала, по ходу беседы Воспитатель размещает на макете планеты, а дети рисуют их на листах с орбитами :
Ребята, а как вы думаете, что это за круги вокруг Солнца? Вокруг Солнца вращаются 8 планет. Звезда - Солнце и 8 планет называются Солнечной системой — это наш дом в космосе. Самая близкая к Солнцу планета — Меркурий. Это самая маленькая планета Солнечной системы. Затем идет Венера. Земля — третья от Солнца планета. За ней — Марс, потом Юпитер — самая большая планета Солнечной системы. Наш дом — это Солнечная система : звезда-Солнце и 8 планет, которые вращаются вокруг Солнца. Планеты вращаются вокруг себя, вокруг своей оси. У каждой планеты свой путь, своя орбита, по которой они вращаются вокруг Солнца.
Далее удивительная планета, окружившая себя кольцами — Сатурн. И самые дальние планеты от Солнца — Уран и Нептун. Макет закрепляется на демонстрационной раме.
1. Деление на команды по эмблемам.
Ребята, у меня есть вот такая фигурка ракеты, попробуем ее закрепить так, чтобы она не падала и могла двигаться. Для этого мы станем исследователями-изобретателями и вспомним правила поведения в исследовательских лабораториях, для этого нам надо объединиться в группы. Воспитатель обращает внимание детей на мнемосхемы по правилам безопасности при проведении экспериментов.
Обсуждение детьми всех вариантов, в том числе закрепление с помощью магнита.
Воспитатель раздает детям карточки: Ребята, обратите внимание на ваши карточки, они различаются цветом и буквами. Объединитесь в команды и узнайте название вашего исследовательского отдела. Дети объединяются в группы по цвету карточки и составляют слова - название команды (отдела) : ЛУНА, МАРС, ЗЕМЛЯ, СОЛНЦЕ.
Опыт «Все ли притягивает магнит?»
- Перед вами находится поднос с различными предметами из разного материала.
- По очереди поднесите магнит к этим предметам. Те предметы, которые притянутся к магниту, положите в желтый поднос, а которые не притянутся – в зелёный поднос.
Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, оказывает индивидуальную помощь.
- Молодцы, справились с заданием.
- А теперь перечислите те предметы, которые притягиваются к магниту. (скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы, шурупы, железные пластинки).
- Из какого материала сделаны эти предметы? (металл).
- Перечислите те предметы, которые не притягиваются к магниту. (лоскуток ткани, ластик, листок бумаги, карандаш)
- Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются к магниту? (резина, бумага, ткань).
Вывод: к магниту притягиваются только металлические предметы. Значит какой предмет нам надо закрепить на ракете, чтобы закрепить его магнитом на нашей Солнечной системе? - Ребята, молодцы, можете отодвинуть подносы на край стола.
Дети выбирают скрепки, прикрепляют их на фигурку ракеты.
Проверка теории: будет ли держаться ракета.
Дети самостоятельно на своих картах производят опыт.
Подведение итогов: ребята, посмотрите, какая схема Солнечной системы у нас получилась, давайте подведем итог: что такое Солнечная система? Что такое орбита? Какие планеты есть в Солнечной системе?
Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
Физминутка.
«Полёт к звёздам»
Отправляется в полёт
Наш волшебный звездолёт. (Дети маршируют со словами)
Надевай скорей скафандры! (Останавливаются, имитируют движения)
Занимай скорей места! (Присаживаются)
С космодрома мы взлетаем, (Встают, поднимают руки через стороны вверх и соединяют
Прямо к звёздам улетаем! их над головой. Подпрыгивают)
Список использованной литературы:
1. Воз и маленькая тележка чудес. Эксперименты и опыты для детей от 3 до 7 лет. Зубкова М. Н. -СПб. : Речь, 2006.
2. Эксперименты, опыты, наблюдения. К. С. Аниашвил, Л. Д. Вайткене. –М. :АСТ,2021
3. Картотеки по экспериментально-исследовательской деятельности для подготовительной к школе группы.