Лидия Паймешова
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по коммуникативной деятельности (развитие речи) «Беседа о зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной к школе группе
По коммуникативной деятельности (развитие речи)
Тема: Беседа о зиме.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.
Темочки:
- Беседа. Проведение бесед
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Задачи: закрепить знания детей о зиме, как времени года; знания примет, поговорок, пословиц о зиме и зимних явлениях. Познакомить с новым словом «запорошило».
Упражнять в умении составлять рассказы о зиме, зимних развлечениях. развивать умение отбирать для рассказа из личного опыта самое интересное и существенное; находить целесообразную форму для передачи содержания; включать в повествование описание природы, окружающей действительности; развивать связную речь, умение говорить правильно; Продолжать учить образовывать родственные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже; читать стихотворения по памяти.
Передавать свои впечатления об увиденном в рисунках.
Воспитывать любовь к родной природе, родному краю.
Методы и приемы: практический- физ. Минутка «У леса на опушке…»
Словесный- вопросы, рассказы детей, чтение стихотворений, словесные игры.
Наглядный- показ репродукции картин о зиме, зимних явлений и развлечений.
Материалы: репродукции картин о зиме, зимних явлений и развлечений, календарь природы, альбомные листы, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки, восковые мелки.
Логика образовательной деятельности.
Воспитатель: сегодня у нас открылась выставка картин, а на какую тему вы узнаете из стихотворений. (читаю стихотворение И. Никитина «Здравствуй, гостья-зима»)
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, –
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Продолжает Даша- А. С. Пушкин,
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
Воспитатель: а вы рады зиме? Вот сейчас мы с вами поговорим о зиме. Скажите сколько месяцев длится зима?
Дети: Три. Декабрь, январь и февраль.
Воспитатель: Расскажите о каждом стихами С. Я. Маршака. (дети читают стихи)
Вот уже заканчиваются 2 зимних месяца декабрь и январь. Давайте, рассмотрим с вами календари погоды и расскажем о погоде. Какая была погода в декабре расскажет нам Яна, а о погоде в январе Дима.
Воспитатель: в это время года мы часто говорим слово «Снег». А какой снег зимой? ( Дети называют: белый, холодный, пушистый, легких, хрустящий, серебристый, блестящий, липкий, скрипучий, первый, чистый, грязный, рыхлый, сыпучий, красивый)
Какие явления природы можно наблюдать зимой?
Дети: снегопад, метель, вьюга.
- Тропинки запорошило- как вы понимаете? (Занесло снегом)
«Запорошило»-осыпать тонким слоем снега, порошей. -Давайте, повторим это новое слово (хором и индивидуально).
Воспитатель: Какие слова можно сказать про зиму, какая она?
Дети: Снежная, холодная, долгая, морозная, вьюжная, суровая, лютая, веселая, сказочная, красивая, белая, пушистая, теплая, ранняя, поздняя, злая.
Воспитатель: Данил, прочитай нам стихотворение Е. Трутневой «Первый снег». (читает стихотворение)
- А как вы думаете, как живут зимой звери в лесу? Давайте расскажем о каждом. Дети рассказывают о зайце, лисе, волке, белке, медведе. Воспитатель: Ребята, а птицы все улетели на юг? Какие птицы остались зимовать? Как они называются?
Дети:
Воспитатель: Расскажите, какие птицы зимуют в нашем лесу, чем они питаются? Кто помогает птицам выжить зимой? Есть ли у вас кормушки во дворе дома? (рассказы детей 2-3)
Воспитатель: А насекомые куда подевались? (рассказ ребёнка)
«Темный лес, что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею тихо непробудно.»
- Какие деревья зимой?
Деревья стоят голые, без листьев, только сосна и ель зеленые, стоят в белых шубках. В лесу тихо, но иногда можно услышать, как стучит дятел, по стволу дерева ищет спящих букашек.
Воспитатель: Кто расскажет стихотворение И. Сурикова «Зима» (ребенок читает стихотворение).
- И конечно же зимой, приходит самый весёлый праздник. Какой?
- Что вам больше всего понравилось на празднике? (2-3 рассказа)
Кто прочтет стихотворение Е. Трутневой «Ёлка».
Воспитатель: А какие у вас забавы да игры зимой?
Дети. Кататься на санках, лыжах, коньках. Лепить снежную бабу, снежки и др.
Давайте мы с вами покажем, как мы играем зимой.
Физ. Минутка «У леса на опушке …»
У леса на опушке показ деревьев
Жила зима в избушке.
Она снежки солила показ
В березовой кадушке.
Она сучила пряжу, показ
Она ткала холсты.
Ковала ледяные,
да над речкою мосты. «Тарелочка»
Припев: Потолок ледяной…. – бег по кругу взявшись за руки.
Воспитатель: Давайте нарисуем картинки о зиме. (2 ребенка)
Вот и заканчиваются два зимних месяца, скоро будет последний- февраль. Февраль- вьюговей, месяц дотерпи до весны. Птицам и животным в этом месяце всё труднее найти корм. Все живое будет ждать прихода весны. И народ тоже будет провожать зиму веселым праздником. Каким праздником мы ее проводим?
Дети. Веселой масленицей.
Воспитатель: вспомните, как это было в прошлом году? (1-2 ребенка)
Замечательно, что вы не только вспомнили, но и сумели рассказать об этом празднике. Русский народ сложил очень много о зиме пословицы. Вспомните их.
Дети: зимой снег глубокий — летом хлеб высокий. Зима лето пугает, да всё равно тает.
Как мороз ни скрипуч, да не больно жгуч.
Январь — году начало, зиме середина.
Мороз и метели под февраль налетели.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Береги нос в большой мороз.
В зимний холод всякий молод.
Два друга — мороз да вьюга.
Хороший снежок урожай сбережёт.
Первая пороша — не санный путь.
Спасибо, мороз, что снегу нанёс.
Воспитатель: А приметы?
Дети: если ночью был иней - днем снега не жди.
Дрова горят с треском - к морозу.
Дым из трубы столбом - к морозу.
Иней на деревьях - к морозам, туман - к оттепели.
Кошка крепко и долго спит - к теплу.
Гусь лапку поджимает- к стуже.
Воспитатель: Молодцы, вы много знаете про зиму, значит отгадаете загадки: скатерть бела, всю землю одела. Не зверь, а воет. На дворе горой, а в избе водой.
Наши художники закончили свои рисунки. Расскажите, какую вы зиму нарисовали. (рассказы детей о своих рисунках)
Весёлое и интересное время года – зима! Давайте все вместе споем песню «Кабы не было зимы в городах и селах…»