Майя Петрова
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Кладовая Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №24" г. Чебоксары. Разработала воспитатель Петрова Майя Валентиновна
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" в подготовительной к школе группе на тему "Кладовая Земли"
Цель: Расширить и обогатить знания детей о природных богатствах нашей Родины
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе „Кладовая Земли“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи : образовательные - познакомить детей с полезным ископаемым (гранитом и его составными частями (кварцем, полевым шпатом, слюдой,расширить знания о таких полезных ископаемых- соль, уголь, песок, глина), с их значением и применением в жизни человека, расширить знания детей о профессии взрослых на примере труда шахтера
Обучающие: закрепить и расширить знания о свойствах веществ на примере полезных ископаемых. Закрепить понятие «агрегатное состояние веществ (жидкое, твердое, газообразное», упражнять в умении различать, сравнивать и описывать свойства веществ.
Воспитательные: вызвать интерес к полезным ископаемым, воспитывать бережное отношение к природным богатствам, воспитывать уважение к нелегкому и опасному труду шахтеров, любовь и чувство гордости за свою Родину.
Словарная работа: «шахта», шахтер, «буровая скважина», «керамика», «коллекция», озера Баскунчак и Эльтон, «соляные шахты»
Материалы: коллекция полезных ископаемых (гранит, соль, мел, уголь, песок, глина, известняк); магнитная доска, и набор картинок (король, остров, дом, корабль), проектор, экран, загадки.
Предварительная работа: изучение некоторых полезных ископаемых, их свойства, применение; чтение сказки П. Бажова «Каменный цветок»; сбор коллекции камней вместе с детьми; работа с глобусом, картой; изучение некоторых природных зон России; изучение поверхности земной коры;
Ход НОД:
Воспитатель начинает рассказ. В одной стране жил-был король (на магнитной доске появляется фигурка короля). Все его любили, заботились о нем. Он ни в чем не знал нужды. И самому ему ничего не приходилось делать. Но однажды с ним приключилась невероятная история… Он оказался на необитаемом острове (на магнитной доске появляется остров). Он был совсем один. Не было ни слуг, которые позаботились бы о нем, ни крыши над головой, чтобы укрыться от непогоды. Король был в отчаянии: «Что же я буду делать? Как буду жить? Где возьму все необходимое?». И вдруг он услышал легкий шепот, словно дуновение ветерка: «Приложи немного старания, и у тебя все будет. Ведь остров сказочно богат, богат полезными ископаемыми». Король задумался…
Воспитатель: Что стало с королем, я вам расскажу чуть позже. Мне интересно, а знаете ли вы, что такое полезные ископаемые. Почему они так называются?
Дети: Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.
Воспитатель: А какие полезные ископаемые вы знаете?
Дети: (уголь, руды, мел, соль, глина, песок).
Воспитатель: А теперь давайте поближе познакомимся с ними. Предлагаю посмотреть, какие богатства хранит наша Земля.
Просмотр презентации
Воспитатель: Что такое кладовая земли?
Дети: Это богатства, которые хранит в себе наша Земля.
Детям предлагается просмотр презентации «Полезные ископаемые»
Воспитатель: Как вы думаете, кто это человек и чем он занят? (просмотр слайда)
Дети: Этот человек шахтер, он добывает под землей каменный уголь
Воспитатель: Для чего добывают каменный уголь?
Дети: Уголь – один из важнейших видов топлива, он используется в металлургической, химической промышленности, используется людьми для отопления помещений.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это за вещество? (просмотр слайда)
Дети: Это - нефть.
Воспитатель: Правильно. Нефть - жидкое полезное ископаемое. Наша страна занимает первое место по добыче нефти. Экспортирует нефть в другие страны. Нефть, ребята, называют черным золотом. Почему? Она очень ценна и дорога, и необходима в народном хозяйстве. Вы знаете, что получают из нефти?
Дети: Нефть очень ценна и дорога, и необходима в народном хозяйстве. Она черного цвета. Из нефти получают бензин, керосин, солярку, дизтопливо.
Воспитатель: Ребята, кто знает, что это такое? Это еще одно ценное полезное ископаемое - гранит. Его используют как отделочный материал в строительстве домов и зданий, кроме того гранит используют при изготовлении памятников
Воспитатель. Что вам известно об этих полезных веществах (просмотр слайда)
Дети: Это песок и глина
Воспитатель: В отличие от каменного угля и нефти песок и глина лежат либо на поверхности, либо на небольшой глубине. Где их используют?
Дети: в строительстве домов, дорог,
Воспитатель: Кроме этого их используют в производстве посуды. Посмотрите, какую красивую посуду изготавливают из глины. Ее называют керамической. От греческого слова керамика.
Воспитатель. Посмотрите, пожалуйста, на эту картину. Как вы думаете, что это такое? (просмотр слайда)
Дети. Это соль.
Воспитатель: Как ее добывают? Прямо с поверхности земли. Или же под землей. Имеются подземные месторождения соли. В нашей стране имеются соленые озера. Самые соленые – это Баскунчак и Эльтон. Они еще интересны тем, что в них невозможно утонуть. Они очень плотные. Ребята, как используют соль?
Дети: Используют при приготовлении еды, солят, дают животным.
Воспитатель. А это ребята – соляные шахты. Там добывают каменную соль, кроме того соляные шахты используют для лечения заболеваний органов дыхания.
Воспитатель. Мы с вами познакомились со множеством полезных ископаемых. Побывали в местах, где добывают полезные ископаемые. Какие же ископаемые мы увидели в кладовой земли?
Дети: Каменный уголь, нефть, гранит, соль, глина, песок
Воспитатель: А теперь мы с вами немного отдохнем.
Физкультминутка.
А теперь давайте поиграем в игру “Твердое, жидкое, газообразное”
Если воспитатель называет твердое вещество - дети становятся в круг, взявшись за руки, жидкое - двигаются друг за другом – ручейки, газообразное – кружитесь.
Воспитатель: Я хочу вам показать коллекцию полезных ископаемых
Дети: Рассматривают вместе с воспитателем коллекцию полезных ископаемых.
Воспитатель: Поиграем в игру «Найди знакомые полезные ископаемые и опиши свойства» Что это такое?
Дети: Это-уголь
Воспитатель: Что вы можете сказать о нем?
Дети: Уголь-вещество черного цвета, хрупкое, твердое, блестящее на сломе
Воспитатель: Для чего человеку нужен уголь?
Дети: (он, сгорая, дает тепло).
Затем дети рассматривают гранит. Замечают вкрапления трех цветов (белый, черный, розовый).
Воспитатель объясняет, что это составные части гранита: кварц, слюда, полевой шпат. Оттенок камня зависит от того, какого составляющего больше. Дети определяют свойства гранита: окраска неоднородная, твердый, прочный.
Воспитатель. Как используется гранит человеком?
Дети: Изготавливают облицовочные плитки для отделки зданий, памятники и т. д.
Воспитатель: Этот минерал называется известняк. Он используется в производстве цемента, соды, минеральных удобрений, известкуют почву, в строительстве зданий, дорог.
Воспитатель продолжает рассказ. Вам интересно узнать продолжение истории о короле? Как вы думаете, что с ним дальше произошло? Он смог выжить на необитаемом острове? Он смог построить себе дом?
Дети: Да. Из песка и глины он построил дом. Отделал гранитом. И в нем он укрывался от дождя и диких зверей. Показ картины на доске.
Воспитатель: как вы думаете, в его доме было тепло или нет?
Дети: она нашел каменный уголь и использовал его в качестве топлива
Воспитатель: что он мог сделать из глины
Дети: он из глины смог сделать себе посуду.
Воспитатель: он нашел соль
Дети: и использовал ее при приготовлении пищи.
Воспитатель. Так король прожил несколько лет на острове. И в одно прекрасное солнечное утро на горизонте появился корабль (на магнитной доске появляется корабль). Король вернулся домой. Эта невероятная история благополучно завершилась. Но король никогда не забывал о том, что ему помогло выжить, и он издал указ (воспитатель разворачивает свиток).
«Дети мои, любите и берегите Землю-матушку. И она ответит вам щедростью и заботой о вас!».
Воспитатель: Ребята, вам понравилась история про короля.
Дети: Да!
Воспитатель: Какие полезные ископаемые помогли выжить королю на необитаемом острове?
Дети: каменный уголь, гранит, известняк, соль, нефть, глина.
Воспитатель: Вы запомнили, какой наказ он нам всем оставил?
Дети: Чтоб нам всем жилось счастливо и хорошо, нужно беречь и любить свою землю
Воспитатель: чтобы все мы жили хорошо, ребята, нужно бережно относиться к своей земле, к природе и природным богатствам.