Елена Евгеньевна Ефимова
Конспект НОД в подготовительной к школе группе. Художественное творчество. Рисование. «Мастерская в селе Дымково»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной к школе логопедической группе.
Художественно- эстетическое развитие. Рисование.
на тему
«Мастерская в селе Дымково»
Цель: приобщение детей к русской культуре, знакомство с народными промыслами.
Задачи:
- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
- Развивать у детей умение свободно пользоваться элементами дымковской росписи для украшения игрушек;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе, Художественное творчество, Рисование, „Мастерская в селе Дымково“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мое село, мой поселок
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.
- Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
- Учить расписывать дымковскими узорами.
- Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
- Формировать знания о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу.
- Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
- Воспитывать самостоятельность, уверенность, желание творить.
Интеграция областей: ОО «Социально – коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Художественное эстетическое развитие. Рисование».
Предварительная работа: знакомство с дымковской игрушкой, историей ее создания, изготовление фигурок дымковской игрушки (дымковский конь, раскрашивание гуашью. Рассматривание таблиц элементов росписи, зарисовка их.
Материалы и оборудование: оригинальные дымковские игрушки для демонстрации, заготовки дымковских игрушек под роспись, изготовлены совместно с детьми заранее, образцы узоров дымковской росписи, краски гуашевые, кисти, баночки с водой, электронные носители со спокойной музыкой.
Ход занятия
В зал входят дети и воспитатель в народных костюмах.
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, где это мы с вами оказались, это же село Дымково! А сколько гостей к нам в село пожаловало, давайте же их поприветствуем.
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нет цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В. Феофанов)
Воспитатель Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?
Ребята присаживайтесь, а я вам расскажу историю о замечательном селе Дымково. (Дети садятся на пол перед экраном полукругом. Воспитатель рассказывает, при этом на экране меняются различные пейзажи).
Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки Вятки стояло большое село (слобода) Дымково. В давние времена жители этой слободы от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода была в дыму от того, что топили печи, обжигали игрушки. В пасмурные дни стелился туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково. Любили люди в этом селе лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска», позже этот праздник – ярмарку стали называть «Свистунья». Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
Воспитатель: Ребята давайте сейчас с вами поиграем. Подходите все скорой ко мне.
Физминутка «Конь меня в дорогу ждёт».
Конь меня в дорогу ждёт,
Бьёт копытом у ворот,
На ветру играет гривой,
Пышной, сказочной, красивой.
Быстро на седло вскочу,
Не поеду – полечу.
Цок, цок, цок, цок.
Цок, цок, цок, цок.
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой. Руки за спиной сцеплены в замок, ритмичные поочерёдные поднимания согнутых в колене ног; покачивание головой; подскоки на месте, руки полусогнуты в локтях перед собой.
Воспитатель: Друзья, сегодня и мы с вами в нашей художественной мастерской, будем украшать наши любимые игрушки, чтобы они получились, как настоящие дымковские. Но сначала давайте вспомним особенности дымковской росписи. (Дети подходят к мольберту)
Чем вас привлекает дымковская игрушка? (Дети рассматривают первую картинку с изображением дымковских игрушек)
Дети: Узором, простотой, яркостью, праздничностью.
Воспитатель: Из каких элементов состоит дымковский орнамент? Назовите их. (вторая картинка с изображением элементов орнамента)
Дети: Точка, волнистая линия, круг, клетка.
Воспитатель: Какие цвета чаще используют художники? (третья картинка)
Дети: Желтый, синий, оранжевый, зеленый, а фон у игрушек белый.
- Какого цвета бывают дымковские игрушки?
(Всегда только белые)
- А какие узоры на дымковских игрушках?
(Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)
- Какого цвета больше? Какие цвета использованы?
Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?
Дети Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!
Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?
Дети: Потому что они делались к празднику…
- Посмотрите на эти дымковские игрушки : чем они друг на друга похожи?
(Они все очень яркие, красиво разукрашены)
Давайте поможем нашим лошадкам, разрисуем их. Пусть они тоже гордятся и радуются, что их тоже нарядили красивыми красками. Постарайтесь сделать наши поделки яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов. Старайтесь аккуратно выполнять работу, набирая краску на кончик кисточки. Не забывайте, что сначала надо нарисовать крупные элементы одним цветом, кистью толще, затем мелкие элементы другого цвета тонкой кистью. При наложении одного цвета на другой подождите, чтобы первая краска высохла. А теперь, подумайте, каким узором вы распишите свои игрушки. Можно пользоваться образцами.
Во время деятельности детей тихо звучит спокойная народная музыка.
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
Через 10 минут самостоятельной работы «Гимнастика для пальчиков»
Вот помощники мои, их как хочешь, поверни: (Вращаем кисти рук)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)
Мы старались, рисовали,
Наши пальчики устали. (Сжимаем-разжимаем кисти рук)
А теперь мы отдохнем (Встряхиваем кистями)
Рисовать опять начнем. (Потираем руками)
Постучали. (Стучим кончиками пальцев по парте)
Повертели. (Круговые вращения кистью)
И работать захотели. (Потираем руками)
- А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры.
Подводя итог, воспитатель хвалит детей, отмечает особенности их работы.
Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Наша художественная мастерская закрывается. Вот сколько ярких, веселых игрушек получилось!
Ой, вы гости дорогие!
У нас игрушки расписные: веселы и ярки, словно подарки.
Отдохнули все по - праву?
Мастерам воздали славу?
Что ж теперь домой пойдем.
Что узнали, не забудем, долго - долго помнить будем!
Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям.
Пришло время расставаться, до свиданья!
Дети: До свиданья!