Елена Никитина
Конспект НОД в подготовительной группе «В гости к Деду — Краеведу»
▼ Скачать + Заказать документы
В гости к Деду — Краеведу
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 98»
г. Чебоксары
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
Тема: «В гости к Деду - краеведу»
Подготовила :
Петрова Елена Витальевна
воспитатель первой
квалификационной категории
г. Чебоксары 2015
Программное содержание:
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „В гости к Деду — Краеведу“» размещена в разделах
Образовательная область «Познавательное развитие» - совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности;
Формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (легенды народов мира, игру и продуктивные виды деятельности.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» - продолжать воспитывать интерес к историческому прошлому чувашского народа, его культуре, любовь к своему народу, понимание своей национальной принадлежности. Развивать представления детей о культуре чувашского народа.
На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические чувства, любовь к малой родине.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» -
Развивать детское музыкально – художественное творчество. Формировать интерес к народному искусству, музыке, изобразительному искусству, литературе. Прививать интерес к чувашским народным инструментам, поддерживать желание играть на них, исполнять народные песни и танцы. Поддерживать и развивать интерес к процессу создания образов – символов чувашских узоров. Воспитывать интерес к музыкально – художественной деятельности.
Образовательная область «Речевое развитие» - на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать интерес к чувашской речи и активизировать словарь. Формировать положительное отношение к чувашскому языку – слышать его поэтичность и выразительность. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения.
Образовательная область «Физическое развитие» - воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
Словарная работа: пурт, кмака, спка, масмак, ама, тухъя, хушпу, сар, сурпан, кат, пчеловодство, земледелие, животноводство, рыболовство, вышивание, ткачество, резьба по дереву.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций из книг, комплектов открыток «Чувашия», «Чебоксары», чтение чувашских сказок и легенд, рисование чувашских узоров, экскурсия в чувашский мини – музей.
Материал: ноутбук, экран, проектор для мультимедийной презентации, книга с чувашскими легендами, иллюстрации с убранством чувашской избы, кулечек с зерном, кувшин с молоком и вязанные шерстяные носки или нитки, лук со стрелами, удочка, баночка меда, посуда, украшенная резьбой, вышивка, детский ткацкий станок, полоски бумаги, краски гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки, мольберты, столы для рисования, народные музыкальные инструменты, диск с записью народной мелодии.
Ход деятельности:
Под чувашскую мелодию дети в чувашских национальных костюмах входят в зал, становятся перед экраном полукругом.
В: Сывлх сунатп, ачасем! Ыр кун пултр! Сегодня по электронной почте я получила письмо.
На экране появляется Дед – краевед.
Д. К: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дед – краевед. Я работаю на телеканале «Бибигон». В своих передачах я знакомлю детей с жизнью разных народов нашей страны. В следующей передаче я бы хотел рассказать детям о жизни и быте народа, проживающего в вашей республике и надеюсь на вашу помощь.»
В: Ребята, как называется наша республика? (Чувашская Республика, Чувашия). Как звучит название нашей Республики на чувашском языке? (Чавашъен). Какие народы проживают в нашей республике? (чуваши, русские, татары, мордва).
В Чувашии дружно живут люди разных национальностей, но основное население Чувашии - чуваши. Что мы хотим рассказать Деду – краеведу о чувашах?
(Кто такие чуваши? Как жили чуваши раньше? Чем они занимались? Какую одежду носили)
(Где мы сможем найти информацию о жизни чувашей в давние времена) (Почитать в книге, посмотреть в компьютере, сходить в музей, и т. д.)
В: Сначала мы должны узнать, откуда произошел чувашский народ? В нашей книге есть одна интересная чувашская легенда, называется она «Откуда пошел чувашский народ?». Присаживайтесь поудобнее вокруг меня.
(Чтение легенды «Откуда пошел чувашский народ?»).
«Говорят, в глубокую старину жил один человек по имени Чуваш. Он очень метко стрелял из лука. Однажды он отправился на охоту в горы. Шел долго и увидел на вершине горы прекрасную птицу. «Подстрелю-ка ее», - говорит Чуваш и вынимает остроконечную стрелу. В это время птица человечьим голосом произносит: «Не стреляй в меня, Чуваш. Возьми с собой домой, пригожусь при случае». Чуваш согласился и принес птицу домой. Как стемнело, лег на постель спать. Ночью проснулся от шума-гама. Вскочил и выходит из избы.
Ему навстречу вбегает в избу красивый парень (йёкёт) в серебряной одежде, а медная шапка блестит при свете луны. За ним прибежали жители деревни и рассказали, что на деревню совершили нападение разбойники, а храбрый парень прогнал разбойников. Чуваш заходит в избу и видит: кроме птицы никого нет. «Куда делся парень?» - думает он. Трогает птицу, и она перевоплощается в очень красивую девушку. Догадался Чуваш: разбойников отразила она. «А теперь я стану твоей женой», - молвит девушка. Так и зажили они.
Но о ней узнал царь и решил сделать ее своей женой — царицей. Царь направляет своих солдат к Чувашу, чтобы захватить его жену. Чуваш из лука перестрелял всех солдат. После этого Чуваш с женой впрягли к избе лошадь, забрали весь свой скот, уехали на берег большой реки, которую назвали Атал – Волга и начали там жить. После смерти Чуваша с женой их детей стали звать чувашами. Так произошел чувашский народ».
В: Следующее, что мы должны узнать, это как жили чуваши раньше? Об этом нам помогут узнать эти картинки.
(Рассматривание картин)
В: В давние времена Чуваши жили в деревнях (ял).
В деревне было много домов, которые были расположены в ряд, образуя улицы.
У каждой семьи была своя изба, по – чувашски «пурт», которая огорожена забором. Во двор заходили через большие ворота.
Центральное место в избе занимала печка – кмака. Как вы думаете, почему печке было отведено центральное место? Для чего она была нужна? (С помощью нее отапливали избу и готовили еду). В избе вдоль стен были расположены деревянные скамейки, которые использовались еще и как кровати. На пол стелили самотканые дорожки – половики.
Посуду чуваши изготавливали из глины и дерева.
Если в семье был новорожденный ребенок, чуваши вешали колыбельку – зыбку, по – чувашски «спка», в которой укачивали малыша. Мама пела ребенку колыбельную песню. Хотите послушать старинную чувашскую колыбельную песню?
Слушание колыбельной песни на чувашском языке?
Под эту убаюкивающую песенку малыш засыпал и мама могла заняться домашними делами.
В: Ребята, посмотрев на эти предметы, о чем мы сможем узнать? О чем нам говорят эти предметы? (Чем чуваши занимались раньше). Подумайте и скажите, чем же чуваши занимались?
Показываю кулечек с зерном – земледелием, кувшин с молоком и вязанные шерстяные носки или нитки – животноводством, лук – охотой, удочка –рыболовствому, баночка меда – пчеловодством, посуда, украшенная резьбой –резьбой по дереву; вышивка – вышиванием, детский ткацкий станок – ткачеством,
В: Чувашский народ издавна считался очень трудолюбивым народом. Люди занимались земледелием: сеяли рожь, овёс, ячмень; держали домашних животных: коров, свиней, овец, лошадей; ходили на охоту и ловили рыбу.
Еще чуваши занимались пчеловодством, очень любили украшать резьбой мебель, деревянную посуду, ворота, ткали, вышивали.
Чувашские девочки с детства учились шить и вышивать и поэтому становились искусными мастерицами. В чувашской вышивке знаки имели огромное значение. Прочитав узор, можно было понять, что хотела сказать вышивальщица. Мы с вами уже умеем читать некоторые узоры на вышивке. Чтобы Дед – краевед в своей передаче смог рассказать детям о значении чувашской вышивки, мы изготовим для него игру «Нарисуй узор».
Игра «Нарисуй узор».
В: После тяжелого трудового дня за околицей вечером собирался и стар, и млад для отдыха. Там люди пели, плясали, играли в разные игры. И мы с ребятами знаем очень интересную чувашскую игру, которая называется «Шыра».
(Музыкальная игра «Шыра»)
В: О чем мы еще хотим рассказать Деду – краеведу? Какую одежду носили чуваши раньше? Откуда мы это можем узнать? Где может храниться старинная одежда? Правильно, нам нужно посетить музей одежды. Здесь нас встречает хозяйка музея Анюк (подготовленный ребенок).
( Презентация на тему: «Одежда чувашей в старину).
Анюк: В старину у каждого народа была своя, особенная одежда, отличающаяся от одежды других народов. Народные костюмы были изумительны по красоте.
(слайд) Мужчины носили холщовую рубаху и штаны. Летом мужчины носили черную войлочную шляпу.
(слайд) Женщины надевали платье с нагрудными украшениями (ама, передник (сапун, поясной наряд (сар, головные уборы - украшенные монетами и бисером хушпу с головной повязкой сурпан и налобной повязкой масмак.
(слайд) У девушек на голове была тухъя.
(слайд) Простые рабочие рубашки и платья ничем не украшались, праздничные украшались вышивкой. Украшения, как считали чуваши, защищали их от злых духов и других опасностей.
(слайд) Обувью в старину служили лапти, которые носили с шерстяными носками или онучами и мужчины, и женщины. Богатые чувашки надевали особые женские сапоги - "с гармошкой".
(слайд) Зимней одеждой чувашей были кафтаны из сукна или шуба из овчины. На ноги надевали валенки (кат). На голове у женщин была шаль, у мужчины барашковая шапка.
Мы с вами тоже сегодня нарядились в праздничную национальную одежду. Самое время устроить себе праздник и познакомить Деда – краеведа чувашскими песнями и танцами.
Исполнение песни «Тух – ха, Ванюк пирен ума» в сопровождении детского оркестра
Дед – краевед : Спасибо вам, ребята! С вашей помощью я узнал много нового и интересного о жизни чувашского народа. Жду вас на канале «Бибигон».
Подведение итогов занятия.
В: О чем мы сегодня рассказали Деду – краеведу? (Откуда произошел чувашский народ, как они раньше жили, чем занимались,какую одежду носили, в какие игры играли) Как вы думаете, что больше всего из нашего рассказа заинтересовало Деда – Краеведа? О чем нам еще хотелось бы ему рассказать? Я хочу вам предложить подготовить выступление вместе с родителями в виде презентации, книжки – малышки, газеты, детского устного журнала и поделиться собранной информацией со всеми детьми. Чей рассказ будет самым интересным, тот сможет выступить в передаче Деда – краеведа. Желаю вам успеха.