Елена Ермолаева
Конспект НОД «Традиции моей семьи» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
в подготовительной группе на тему : «Традиции моей семьи».
Цель: Совершенствование знаний и представлений детей о семейных традициях.
Задачи: • Продолжать учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта, грамотно строить полные предложения. • Побуждать к общению, желанию высказать свое мнение на основе имеющихся представлений и личного опыта. • Совершенствовать умение составлять композиции из геометрических фигур. • Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве • Закреплять умение дифференцировать гласные и согласные звуки и называть слова с определенном звуком. • Совершенствовать умение лепить из целого куска, правильно передавать пропорции тела, делить целое на части. • Развивать коммуникативные навыки в различных видах деятельности. • Развивать мышление, воображение. • Воспитывать познавательный интерес и уважение к семейным традициям, обычаям. • Продолжать вовлекать родителей и законных представителей ребёнка в образовательный процесс.
Публикация «Конспект НОД „Традиции моей семьи“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Темочки
Предварительная работа: Дети приносят в группу фотографии, рисунки или атрибуты своих семейных увлечений. Беседа на тему: «Съедобные и несъедобные грибы. Беседа на тему: «Традиции и обычаи русского народа».
Активизация словаря: традиции, обычаи, потешить, гласит, промысел, оберег.
Оборудование: Мультимедийное оборудование: проектор, ноутбук. Сундучок; наборы геометрических фигур (круги, квадраты, овалы, треугольники, ромбы, трапеции); карточки с гласными и согласными буквами; карточки с изображением съедобных и несъедобных грибов; силуэты рубашек, вырезанных из бумаги; парные картинки с изображением одежды; салфетки, клеёнки, противень.
Ход НОД. Организационный момент. Малоподвижная игра: «Репа»
Дети становятся в круг и начинают водить хоровод. В его центре находится ребенок-«репка», а за кругом «мышка». «Расти репонька!
Расти крепонька!
Ни мала, ни велика,
До мышиного хвоста!» Пока звучит песня, репка постепенно «растет», то есть поднимается. После окончания песни мышка должна постараться проникнуть в круг и поймать репку.
Мотивация. (Дети сидят на стульях). Вдруг слышится плач и на экране появляется царь с плачущей принцессой Несмеяной. Царь обращается к детям: «Ребята, познакомьтесь-это моя дочь принцесса Несмеяна, она целыми днями сидит в своей комнате и ревёт, весь терем затопила своими слезами. Лучшие врачи лечили её, мы с нянюшкой пытались рассмешить, потешить, да всё без толку. Что делать, ума не приложу. Помогите нам пожалуйста!» Воспитатель: «Ребята, что же делать? Как помочь Несмеяне? Как вы думаете, почему она всё время плачет?» (ответы детей).
1 часть.
«Молодцы! Конечно она плачет из-за того, что ей заняться нечем. Ведь как гласит русская пословица: «Скучен день до вечера, коли делать нечего». А чем же увлечь Несмеяну? (ответы детей). Давайте откроем этот старинный сундук. Ведь в него мы сложили все увлечения и традиции ваших семей». Воспитатель достаёт из сундука фотографии, на которых изображены семьи, занимающиеся сбором грибов. Воспитатель: «Осенью в русских семьях делались заготовки из овощей, ягод, грибов, чтобы пережить холодную и голодную зиму. Для этого с древнейших времён на Руси промышляли или, как сейчас говорят-занимались сбором съедобных грибов. Расскажите кто из вас со своей семьёй увлекается сбором грибов? Какие грибы вы собираете? Что интересного в этом занятии? Может какие-то необычные случаи происходили с вами в лесу?»
Рассказы детей из личного опыта. Воспитатель: «Как интересно! Захотелось тоже отправиться за грибами, что мы сейчас и сделаем.
Дидактическая игра: «Назови грибы с нужным звуком». Дети подходят к столу, на котором находятся карточки с гласными и согласными буквами и выбирают по одной карточке. Таким образом делятся на две команды: «Согласных» и «Гласных». Затем подходят к мольберту с картинками грибов. Команда «Согласных» выбирает съедобные грибы, в названии которых есть согласный звук «п», «к» и т. д. Команда «Гласных выбирает картинки с несъедобными грибами, в названии которых есть гласный звук «у», «а» и т. д. Каждый ребёнок объясняет свой выбор. Воспитатель: «Молодцы! Я вижу вы хорошо разбираетесь в грибах. И сейчас, предлагаю всем отдохнуть».
Физминутка: «Улыбнись».
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Упражненье повтори
Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Корпус влево мы вращаем,
Три-четыре, раз-два.
Упражненье повторяем:
Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)
Мы размяться все успели,
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Воспитатель: «Слышите, Несмеяна перестала плакать! (раздаётся плач) Нет не перестала. Попробуем её увлечь чем-нибудь другим».
2 часть.
Воспитатель: «После осени, с наступлением долгой и холодной зимы, русские люди занимались изготовлением одежды. В старые времена не было магазинов одежды, люди шили и вязали её сами, и украшали вышитым орнаментом ворот, рукава, подол. Вышивка служила оберегом, что значит берегла от дурного глаза и других напастей (На экране появляется изображение русской народной рубахи). Я знаю, что в некоторых семьях сохранилась традиция украшать одежду вышивкой.
(Воспитатель открывает сундук и вынимает вышитый платочек). Расскажите кто со своей семьёй занимается вышивкой? Кто вас учит вышивать? Чем вам нравится это занятие? Что вы уже украсили вышивкой?
Рассказы детей из личного опыта. Воспитатель: «Какая полезная и красивая традиция! У нас есть рубахи (воспитатель показывает вырезанные из бумаги рубашки, но на них чего-то не хватает. (Ответы детей). Правильно орнамента. Давайте попробуем украсить их орнаментом. Но, для начала подойдите ко мне и выберите себе картинку».
Дети подходят и выбирают себе картинку, те у кого они совпадают объединяются в пары. (Парные картинки).
Дидактическая игра: «Составь узор».
На столах наборы геометрических фигур, которыми дети украшают рубахи. Работа в парах.
Затем рассказывают, какие геометрические фигуры они использовали.
Воспитатель: «Посмотри Несмеяна, какие красивые рубашки получились, их только на праздник одевать! Как раз о таком мы тебе и расскажем. Но с начала немного отдохнём».
Физминутка: «Моя семья».
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.)
Дети встают полукругом возле сундука.
3 часть.
Воспитатель: «После долгой и холодной зимы люди с нетерпением ждали прихода весны. Чтобы она быстрее наступила, пекли из теста «жаворонков», выходили на улицу и закликали весну. (Достаёт из сундука испечённого «жаворонка»). Его нам принесла Катя и пришла она не одна, а со своей бабушкой Людмилой Сергеевной. Вместе они расскажут о своей семейной традиции.
Дети проходят за столы.
Рассказ Кати и бабушки.
Катя:
Жаворонок, жаворонок,
Улети-ка далеко,
Принеси нам тепло!
Садись на дугу,
Распевай на лугу!
Воспитатель: «Какая чудесная традиция! Спасибо, за рассказ! А Людмила Сергеевна принесла тесто, сделанное по старинному семейному рецепту и научит нас лепить «жаворонков». А чтобы дело спорилось надо размять пальчики».
Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто».
Тесто мнем, мнем, мнем! (руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем! (очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулаки одновременно и поочередно)
Жаворонков испечем. (совершаем движения, как будто раскатываем «колбаску»)
Людмила Сергеевна показывает и рассказывает детям, как вылепить птичек из теста.
Работа детей.
Готовые изделия дети выкладывают на противень.
Воспитатель: «Как здорово получилось. Мы отнесём наших «жаворонков» поварам, чтобы их выпекли и будем закликать весну! А сейчас давайте поблагодарим Людмилу Сергеевну за интересную традицию!»
(Дети благодарят).
Рефлексия.
На экране появляется весёлые царь с Несмеяной.
Голос царя «Спасибо вам, ребята! Принцесса улыбается и больше не плачет!»
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, какая Несмеяна весёлая! Как вы думаете почему? (Ответы детей). Что вы для этого сделали? Интересно какое увлечение она выбрала? А может введёт и свою традицию!