Елена Варварычева
Конспект НОД в подготовительной группе «Уж небо осенью дышало…»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: “ Речевое развитие “, “Познавательное развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”, “ Физическое развитие”
Цель:
1. Углублять и расширять знания о творчестве А. С. Пушкина.
2. Создать у детей поэтический образ осени посредством разных видов искусства;
3. Закрепить знания об осени как о времени года.
4. Развивать слуховое внимание, музыкальную отзывчивость, двигательную активность, творческое воображение.
5. Воспитывать эмоциональное чувство на поэзию, живопись, музыку.
6. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования солью и гуашью.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Уж небо осенью дышало…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа:
• Наблюдение на прогулке за осенней природой;
• Выбор темы проекта
• Беседы об осени;
• Рассматривание книжных иллюстраций с изображением осенних пейзажей;
• Рисование
Материал к занятию: портрет А. С. Пушкина, репродукции картин Левитана,Остроухова, Саврасова, Поленова, аудиозапись из альбома А. Вивальди" Времена года ”, бумага, гуашь, кисти, стаканчики с водой, влажные тряпочки, подносы, соль в солонках.
Ход занятия
В. – Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с ними. Дети здороваются
Но присутствует в группе и еще один гость, а кто он, вы узнаете, если пройдете в книжный уголок.
Работа в книжном уголке
В. (Демонстрируется репродукция с портретом А. С. Пушкина работы О. Кипренского.)
В - Кто же изображен на этой картине? А. С. Пушкин
В - Да, на этом портрете художник изобразил А. С. Пушкина - великого русского поэта, которого знают не только в нашей стране, но и во всем мире. Он писал сказки, стихи о природе.
В – Какое время года больше всего любил А. С. Пушкин? осень
В - Пушкин любил осень, она его восхищала, вдохновляла. Много своих произведений Пушкин написал именно в это время года. Особенно Пушкин любил писать свои стихи, находясь в своем имении, в деревне в Михайловском. (Показать репродукцию Пушкин в Михайловском). Деревня благотворно влияла на Александра Сергеевича, ему нравилась уединенность, чистый воздух, красивая природа. К тому же ему никто не мешал, поэтому писатель творил с раннего утра и до ночи. Александр Сергеевич обычно просыпался в 6 часов утра, принимал ледяной душ, пил кофе и лежа на кровати писал прозу и стихи.
Природа вдохновляла не только писателей, но и художников,и композиторов.
В. – Давайте пройдем в нашу картинную галерею и рассмотрим иллюстрации осенних пейзажей
Рассматривание осенних иллюстраций на мольберте
В-. Здесь художники изобразили осеннюю природу. Но посмотрите, как не похожи эти пейзажи друг на друга. Чем они отличаются? Какие периоды осени вы знаете? Золотая и поздняя осень.
В. - Сейчас я прочитаю вам одно из стихотворений Пушкина.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увядание,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
В. – Как вы думаете, какая картина подходит к этим стихотворным строчкам? Почему?
В. - Какой же период осени изображен на этой картине? Золотая осень
Какое настроение передаёт эта картина? Спокойное, радостное
В. – Какие краски использовали художники, чтобы передать нам красоту золотой осени? Желтую, оранжевую, красную, зеленую
В. – Что мы наблюдаем в этот период осени? листопад
Дыхательная гимнастика.
- Возьмите тот лист, который вам нравится больше всего и тихонечко подуйте на него. А теперь с силой подуем на листочки. Вот какой листопад получился у нас с вами.
В. - Присаживайтесь на стульчики и послушайте еще одно стихотворение А. С Пушкина
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень,
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
В. – Какие картины подходят к этим строчкам?
Какая здесь показана осень? Поздняя осень
А какое настроение передаёт эта картина? Грустное, печальное,скучное
Какие цвета помогают художнику создать настроение грусти, печали? Коричневые, бурые, серые
В. - Пушкин восхищается этой уходящей, последней, “прощальной красотой”. Он своей замечательной поэзией учит нас ценить и любить красоту природы. Мы еще продолжим знакомиться с творчеством А. С. Пушкина его стихами и сказками.
В. – Ребята, так что же такое поздняя осень? это грустная, унылая пора, природа засыпает, готовится к зиме
Но все не так печально, как кажется. Если внимательно оглядеться, то можно увидеть и яркие краски.
Какие деревья радуют нас своими красными красками даже поздней осенью? рябина, калина
Физкульминутка
«Рябинка»
На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку. (Потягивания - руки вверх.)
Ей не просто жить на свете —
Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем вправо и влево.)
Но рябинка только гнётся,
Не печалится — смеётся. (Наклоны в стороны.)
Вольный ветер грозно дует,
На рябинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер)
Практическая изодеятельность
Сейчас мы продолжим рисовать гроздья рябины, которые начали рисовать на предыдущем занятии. Перед вами лежат заготовки, которые мы выполнили заранее. С помощью чего мы их рисовали? (Черенок рисовали кисточкой, а листики – мизинцем)
Сегодня я познакомлю вас с ещё одним способам рисования – это рисование солью и гуашью. Один черенок на рисунке мы оставили специально для ягод. Посмотрите на красные ягоды рябины. Показать картинку
Они собраны в красивую гроздь, по своей форме напоминающую овал, внутри которого собраны ягоды-кружочки. Они практически одного размера, как сестры-близнецы.
Наносим кисточкой капельки краски рядышком, близко друг к другу и пока краска не высохла, посыпаем ягоды густо солью и оставляем сохнуть.
Работаем под музыку из альбома А. Вивальди “ Времена года ”, – Октябрь.
А пока ваша работа подсыхает, промойте кисть и вытрите руки влажной салфеткой.
Пальчиковая гимнастика
Рябиновые бусы
Кисти рябины
Сияют на солнце.
Кисти рук расслабить и держать их кончиками пальцев вниз.
Ветки, качаясь,
Изобразить деревья обеими руками и слегка ими покачивать.
Стучатся в оконце.
Изобразить окошко: сложить ладони домиком, кончики больших пальцев соединить,
Ягодки бережно,
С кисти снимаю,
Крепкую нитку,
Поднять вверх левый указательный палец – это «иголка», а правый указательный палец будет имитировать нитку, вдеваемую в иголку.
В иголку вдеваю.
Ягодку к ягодке я нанижу,
Левой рукой делать «колечки», поочередно соединяя указательный палец со всеми остальными, а правым указательным пальцем «нанизывать» колечки на «нитку».
Яркие бусы друзьям покажу.
А сейчас аккуратно стряхните лишнюю соль на подносы.
Выставка работ, итог
Молодцы, ребята, вы отлично справились. Рябинка у вас получилась, как настоящая! Что можно сказать про ягодки, какие они? Ягодки получились выпуклые и как-будто припорошены инеем. Давайте полюбуемся своими картинами!