Елена Смёткина
Конспект НОД в подготовительной группе День заповедников и национальных природных парков Путешествие в Кавказский заповедник
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представления о заповедных местах, в том числе родного края.
Задачи:
1. Расширить представления детей о Кавказском заповеднике, и его обитателях, познакомить с исчезающими видами животных.
2. Активизировать речевую деятельность, обогащать словарный запас.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание принимать участие в ее охране и защите.
Предварительная работа:
• просмотр презентации «Кавказский заповедник»;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе День заповедников и национальных природных парков Путешествие в Кавказский заповедник» размещена в разделах
- День заповедников, 11 января
- Заповедники и национальные парки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• беседа на экологическую тему «Красная книга России»;
• составление рассказов о животных;
Материал и оборудование: карта заповедника, музыка, иллюстрации растений, животных и птиц обитателей Кавказского заповедника, видеоряд фотографий заповедника
Ход деятельности:
(Звучит песня «Лесной марш» (М. Синявского)
Воспитатель: 11 января, после новогодних праздников в нашей стране отмечается еще один праздник, не такой шумный и веселый, как Новый год, но очень важный. Этот праздник посвящен охране окружающей природы. Он называется «День заповедников и национальных природных парков». Ребята, вы знаете, что такое заповедник?
(ответы детей)
Это большой природный парк, в котором птицы и звери живут не в клетках, а на воле. В заповедниках часто живут редкие животные и птицы, занесенные в Красную книгу. В заповедниках нельзя строить дома, дороги. Только ученые могут приходить в заповедник, чтобы изучать животных и растения. Так хочется попасть в эти красивые природные места и посмотреть на пейзажи, на зверей и птиц.
– Ребята, а вы хотите туда попасть и все посмотреть?
(ответы детей)
- А был ли кто-нибудь из вас в таком парке? ( ответы детей: если были, дети делятся впечатлениями).
В нашем крае таких парков три – Сочинский национальный парк, Кавказский биосферный заповедник и заповедник «Утриш».
- Хотите сходить на экскурсию в этот парк?
- Тогда, предлагаю отправиться вам в Кавказский биосферный заповедник.
- Хотите там очутиться? Тогда давайте вместе произнесём волшебные слова.
(Звучит музыка звуки природы).
Встали. Приготовились…
В заповедник природы попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок-
И вот уж виден и сугроб
И елей тёмные макушки,
В лесу весёлые зверушки.
И вот синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
Воспитатель: Вот мы и очутились в Кавказском заповеднике. Это один из старейших заповедников на территории России и второй по величине в Европе. Он был основан в 1924 году. Сегодня площадь заповедника более 280 тысяч гектар на территории Краснодарского края, Адыгеи и Карачаево-Черкесии.
Ребята, природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. Что же это?
Дети: Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, мед, рыба и т. д.
Воспитатель: Правильно, человек живет в природе, и она отдает человеку всё.
Воспитатель: А, как вы думаете, может ли человек своими поступками губить природу?
Дети: Человек загрязняет реки, воздух, вырубает лес, охотится на животных.
Воспитатель: Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества не раз с лица земли исчезали многие виды животных и растений. Тогда люди стали задумываться, как же сделать так, чтоб сохранить нашу природу, как исправить свои ошибки? И тогда они стали создавать заповедники и национальные парки. Кто знает, что это такое? (Ответы детей).
Воспитатель: Каждый заповедник – природный музей. При посещении заповедных территорий следует все оставлять нетронутым, и ничего с собой не брать. Статус заповедника в нашей стране – самая строжайшая форма охраны природы. Здесь охраняются государством: травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы. И здесь их изучают ученые. В таких местах людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. Сюда приходят люди только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
Воспитатель: Скажите, как называются профессии людей, которые работают в заповедниках? (Ответы детей)
Воспитатель: Там работают ученые-биологи, лесники, лаборанты.
Воспитатель: Как вы думаете, в чём заключается их работа? Что они делают? (Ответы детей)
Воспитатель: Все правильно. Они охраняют природу, ведут учёт численности животных, борются с браконьерами, подкармливают животных и птиц.
Физкультминутка
Здесь не нужно всех ловить. (взяться за руки)
Топать, хлопать, палкой бить. (имитационные движения)
Здесь дружок, ты только гость. (наклон вперед)
Здесь хозяин – дуб и лось. (руки на пояс, ладони подставить к голове
В виде рог лося)
Их покой побереги, (указательный палец поднести ко рту)
Ведь они нам – не враги! (взяться за руки)
Воспитатель: Посмотрите, как много животных нашли здесь свой дом. (показ картинок)
- Вы узнали некоторых из них?
Воспитатель: Сейчас я хочу проверить, кто из вас самый находчивый и сможет угадать какие, животные обитают в Кавказском заповеднике.
1. Я скажу, а ты - поверь. Пробегал по лесу зверь. Нёс на лбу зверь неспроста, Два огромнейших куста, Их ему носить не лень Зверя же зовут?. (олень)
2. Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
3. На суку таится кошка, Но она совсем не крошка,
И нельзя сказать ей: Брысь, Потому что это? (рысь)
4. Когда он в клетке, то приятен, На шкуре много чёрных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко, Как лев и тигр, похож на кошку (леопард)
5. Чем-то на быка похож, Только помощнее,
Обитает он в лесу, Бороду имеет! (Зубр)
6. Роет норы он умело Знает, любит это дело.
Потому кроту и друг, А зовут его (барсук)
7. У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги, а от голода — кора. (Заяц)
8. Эта рыжая плутовка, кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка, а зовут её (лисичка).
Воспитатель: Растительность заповедника насчитывает более 3100 видов. Это цветы, травы, кустарники, деревья. Самое распространенное и долго живущее дерево – ягодный тис. Встречаются деревья возрастом 2500 – 4000 лет и диаметром ствола до 4 м. Семена, хвоя, древесина, кора тиса ядовиты.
Воспитатель: Давайте вспомним еще раз правила охраны природы :
Дети выходят с условными обозначениями и рассказывают правила поведения в природе
1. Не ломать ветки деревьев.
2. Не топтать цветы, травы.
3. Не кричать, не включать громко музыку.
4. Не разорять птичьих гнезд.
5. Не ловить птиц, насекомых и зверей.
6. Не разрушать грибницы.
7. Не ловить мальков и лягушек.
8. Не оставлять на природе мусор.
9. Не разжигать костров.
10. Не разорять муравейники.
Воспитатель: Вот мы и побывали в заповеднике, и познакомились с некоторыми его представителями. А теперь нам пора возвращаться. Встаем со своих мест и идем по кругу.
Мы сегодня не скучали,
В заповеднике гуляли (идут друг за другом по кругу)
Травку трогали руками (присаживаются на корточки и «гладят» травку)
Любовались облаками. (встают и смотрят вверх)
Нам деревья песни пели,
На ветру листвой шумели. (поднимают руки вверх и качаются в стороны)
Птицы часто подлетали,
Все кружились, ворковали. («машут крыльями» и кружатся)
Рыба в озере играла,
Молча хвостиком виляла. (ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой,
делают волнообразные движения)
Звери шли не слышным шагом, (идут по кругу друг за другом на носочках)
И скакали по оврагам. (прыгают на двух ногах друг за другом по кругу)
Мы скакали, мы играли
Наши ноженьки устали. (идут друг за другом по кругу, останавливаются и
гладят ноги)
На прогулке мы с утра
Возвращаться нам пора (ходьба на месте, лицом в круг)
Воспитатель: Наше путешествие получилось очень интересным, вы теперь много знаете. Заповедники и национальные парки - это островки спасения природы oт человека.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (Ответы детей).
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей).
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за внимание. Надеюсь, что путешествие не прошло для вас даром, что вы многое усвоили и не будете засорять берега водоёмов и леса, будете беречь нашу прекрасную природу. Но не забывайте, бережно нужно относиться ко всей природе!