Нина Ивановна Григорова
Конспект НОД в подготовительной группе «Сравнительное наблюдение веток ели и сосны»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Закрепить умение детей различать ель и сосну (у ели ветки растут по всему стволу, опущены вниз; у сосны – расположены наверху ствола, растут вверх; у сосны хвоя длиннее, у ели короче; у сосны хвоя растет по 2 вместе, у ели – по одной, шишки ели – продолговатые, у сосны – короткие, округлые, внутри - семена).
• Уточнить знания о том, что сосна и ель – хвойные, вечнозеленые деревья.
• Развивать умение сравнивать, находить признаки различия и сходства, подбирать плоды и листья к хвойным и лиственным деревьям.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Сравнительное наблюдение веток ели и сосны“» размещена в разделах
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Ель, сосна. Наблюдения за хвойными деревьями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
• Вызывать интерес к исследовательской деятельности.
Оборудование: веточки сосны и ели, их шишки, картинки с изображением сосны и ели, игра «С чьей ветки эти детки».
Предшествующая работа: Ходили на экскурсию в лес.
Ход занятия:
Воспитатель: Какие деревья вы рассматривали вчера в лесу?
Ребенок: Сосна и ель.
Воспитатель: Какие деревья вы видите на картинке?
Ребенок: Справа сосна, а слева ель.
Воспитатель: Как вы узнали эти деревья?
Ребенок: У сосны ветки во все стороны растут, а у елки - вверх.
Ребенок: У сосны ствол толще.
Ребенок: У сосны ствол гладкий, внизу нет веток и не растут иголки.
Ребенок: У елки ветки растут до самого низа.
Ребенок: Цвет коры у сосны светлее, у ели намного темнее.
Воспитатель: Подумайте, почему у сосен ветки растут всегда в верхней части ствола, а у елей – до самого низа? На экскурсии в лес я вам показывала, в каком месте любят расти ель и сосна.
Ребенок: Сосна любит солнышко.
Ребенок: А елочка нет.
Воспитатель: Верно. Сосна любит расти на солнце, поэтому все ветки она подставляет солнышку. Если сосна растет в лесу, она всеми ветками и хвоинками тянется к солнцу. Нижние ветки, оставшись в тени, без солнца, погибают, елочка же наоборот, любит расти в тени, ветки у нее расположены по всему дереву, чем ниже – тем они длиннее.
У вас на столах ветки сосны и ели. Покажите мне сосновую ветку (дети поднимают ветку сосны). А теперь покажите еловую (дети показывают). Рассмотрите обе ветки внимательнее и скажите, как вы узнали их.
Ребенок: Сосну я узнала по длинным иголкам.
Ребенок: И веточка у сосны толще, чем у ели.
Ребенок: У сосны иголки растут пучками, а у елки вокруг веточки.
Ребенок: Иголки у сосны растут по 2 из одного места, а у елки – по одной.
Ребенок: А на нашей ветке сосны иголки растут по 2 из каждого гнездышка.
Ребенок: У сосны иголки длиннее, а у ели – короче.
Ребенок: Ветка елочки колючая.
Ребенок: Почки на конце сосновой ветки растут, у елки тоже есть.
Ребенок: У сосны почки большие, их сразу видно, а у елки почки маленькие.
Воспитатель: Вы правильно отметили отличительные признаки. А похожи ли эти ветки между собой?
Дети: Похожи.
Воспитатель: В чем их сходство?
Ребенок: У сосны и ели одинакового цвета иголки (зеленые, но у сосны светлее, а у елки темнее.
Воспитатель: (показывает ветки сосны и ели с шишками. У детей на столах лежат сосновые и еловые шишки). Сравните шишки сосны и ели.
Ребенок: Еловая большая, сосновая – маленькая.
Ребенок: Сосновая шишка колючая, еловая – нет.
Ребенок: Шишка еловая овальной формы, сосновая – круглой.
Воспитатель: Посмотрите, дети, есть ли в ваших шишках семена.
Ребенок: Нет, семена высыпались, потому что шишки старые.
Воспитатель: Дети, вы хорошо рассмотрели и правильно рассказали о ветках ели и сосны. Сказали, чем ветки похожи и в чем их различие. Сосна и ель не похожи на другие деревья, такие как береза, липа и др. Как вы думаете, чем сосна и ель отличаются от них?
Дети: У сосны и ели нет листьев.
Воспитатель: Кто с этим не согласен?
Ребенок: Иголки – это их листики.
Воспитатель: Правильно, иголки – это листья. Кто знает, как правильно называются иголки сосны и ели?
Ребенок: Хвоя.
Воспитатель: Верно, листья сосны и ели называют хвоей. Поэтому эти деревья называют хвойными. А теперь ребята, давайте поиграем в игру. Она называется «С чьей ветки детки?». Вы должны подобрать плоды и листья на картинках к изображениям деревьев.
Затем предлагаю детям одеться и выйти на прогулку. Подвожу детей к ели и сосне, спрашиваю: «Как вы думаете, растут ли листья на хвойных деревьях?» Организую исследование на участке за ростом иголок на ели и сосне. Объясняю ребятам, чтобы это узнать, надо пометить краской несколько молодых и старых хвоинок.
Краску наносим тонкой ниткой, прикладывая ее поперек иголочки недалеко от острия. Дети должны заметить, что на старых листьях метка остается на прежнем месте, а на молодых переместится по мере роста листа.