Ангелина Нусс
«Знатоки литературы». Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД для детей подготовительной группы по ознакомлению с художественной литературой «Знатоки литературы»
Цель: Формирование интереса дошкольников к художественной литературе.
Задачи:
1. Закрепить знания о названиях детских произведений, их героев.
2. Развивать умения детей различать основные жанры литературных произведений (стихотворение, сказка, рассказ).
3. Формировать умение анализировать произведения, прививать интерес к детской литературе.
4. Активизировать словарный запас детей.
Дети заходят в зал, в котором на полках стоят книги.
В: Проходите, дети, в зал. У нас сегодня гости, давайте поздороваемся!
Д: Здравствуйте!
Публикация «„Знатоки литературы“, Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Темочки
В: Ребята, куда мы с вами попали, музыкальный зал, но вокруг книги стоят на столах?
Д: В библиотеку.
В: Да, мы попали в ту страну, где живут книги. А где живут книги?
Д: В книжных магазинах, дома на полках, в библиотеках.
В: Сегодня я буду в роли библиотекаря и познакомлю вас с книгами. (Приглашает пройти к столам с книгами). На этом столе стоят книги с русскими народными сказками, а на этом столе расположены книги о животных, а здесь находятся энциклопедии, в которых очень много разной познавательной информации. Для чего нужно читать книги?
Д: Книги нужно читать для того, чтобы быть умными, много знать интересного.
В: Из книг мы узнаём много нового о животных, о том, как люди живут в других странах, знакомимся с интересными произведениями. Книги очень важны и нужны. А знаете ли вы, что все книги можно назвать одним словом, литература.
Даже наш президент, В. В. Путин, говорит о том, как важна литература для жителей нашей многонациональной страны. У нас проходить много литературных мероприятий, конкурсов, выставок. А для детских садов был объявлен конкурс «Знатоки литературы». И нам, как жителям России нельзя оставаться в стороне. Ребята, как же нам быть? (дети предлагают принять участие в конкурсе).
Во все детские сады отправлены конкурсные задания, и в наш сад тоже пришли такие задания (показывает конверт и достаёт из него задания). Задания очень сложные, но мы не должны подвести детский сад, вы готовы участвовать в конкурсе? Итак, первое конкурсное задание, внимательно его послушайте.
Задание 1: Узнай героя литературного произведения.
1. Убежали от грязнули чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт и в дороге слёзы льёт.
Д: Это Федора из сказки «Федорино горе» (на экране появляется иллюстрация из сказки).
2. В какой сказке заяц хвалится перед другими зайцами?
Д: Сказка «Заяц-хваста».
3. В какой сказке у мальчика было ледяное сердце?
Д: сказка «Снежная королева»
Воспитатель: Вы молодцы, ребята, справились с первым заданием, переходим ко второму заданию.
Задание 2. В каждой сказке есть волшебные предметы, которые помогают героям сказки, нужно выбрать эти предметы. Чтобы не было обидно, выбирать предметы будем по порядку.
1. Волшебные предметы, исполняющие любые желания (ребёнок подходит к столу и выбирает картинки волшебную палочку, лепесток). Какие желания могут исполнить эти предметы?
Д: Могут превратить тыкву в карету или склеить сломанную вазочку.
2. Предметы, говорящие правду и рассказывающие, что происходит (ребёнок выбирает зеркало, волшебное блюдечко). Как эти предметы могут рассказать правду?
Д: Зеркало отвечает на вопросы, а блюдечко показывает все как в телевизоре
3. Предметы, выполняющие работу за героя (ребёнок выбирает скатерть - самобранку, горшочек каши). Какую работу выполняют эти предметы?
Д: Скатерть-самобранка сама накрывает, горшочек сам варит
4. Предметы, показывающие дорогу (ребёнок показывает на камень, клубочек). Как эти предметы показывают дорогу?
Д: На камне написано куда идти, а клубочек катится и показывает
5. Предметы, помогающие герою преодолеть трудности, расстояние и время (дети выбирают сапоги-скороходы, ковёр-самолёт). Как эти предметы помогают?
Д: Сапоги-скороходы помогают быстро бежать, а ковёр-самолёт сам летит.
В: Со вторым конкурсным заданием вы тоже справились. А теперь немного отдохнем!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Нас не надо вам лечить (шагают)
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать!
Не болят у нас животики,
Как у бедных бегимотиков. (поглаживают животики)
К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)
А потом к траве присядем (приседают)
Как орлы летим, парим (машут руками)
Вовсе стороны глядим.
Где- же Африка-страна, (глядят из под руки)
Может помощь там нужна.
Всем мы помощь оказали, (показали, какие сильные)
Сами сильными мы стали!
Задание 3. Нужно узнать, из какого произведения отрывок.
1. Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- Дай мне кусочек пирожка. пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
- Горяченького. горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
"Волшебник! Волшебник!" - повторял он про себя, вспоминая старика.
Д: Это отрывок из рассказа «Волшебное слово».
В: Правильно, слушаем следующий отрывок.
2. Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Д: Это отрывок из басни «Стрекоза и муравей»
В: Правильно, слушаем следующий отрывок.
3. Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили.
Пустил стрелу старший брат. Упала стрела на боярский двор, и подняла ее боярская дочь.
Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла ее купеческая дочь.
Пустил стрелу Иван-царевич — полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка…
Д: Это отрывок из сказки «Лягушка-царевна»
В: Молодцы! Справились с заданием.
Задание 4.
Задание 5. Назови жанр произведения (стихотворение, сказка, рассказ).
В: В следующем задании конкурса «Знатоки литературы» предлагается назвать жанры литературных произведений. Назовите жанры литературных произведений.
Д: Сказки, рассказы, стихи
В: Я приглашаю вас встать в круг. Если я зачитываю стихотворение, значит, вы должны хлопать, если я зачитываю сказку, то вы должны топать, если я читаю рассказ, вы начинаете кружиться.
1. Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок.
2. Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
3 Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо синё, бездонно. Глянешь из окошка — что за день чудесный! Прямо весна! Кажется, еще чуть и посыплется с крыши капель.
4. К нам весна шагает, быстрыми шагами
И сугробы тают под ее ногами
Черные проталины на полях видны
Видно очень теплые ноги у весны
5. Вышел Иванушка в поле, лукошко бросил, свистнул три раза и крикнул:
— Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!
Конь бежит — земля дрожит, из ушей пламя, из нозрей дым столбом валит. Прибежал — и стал конь перед Иванушкой как вкопанный.
6. Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный – желтый стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдается…
В: Молодцы! Справились с заданием, переходим к следующему.
Задание 5. Какие бывают сказки?
В: Ребята, скажите, если сказки пишет народ, то они какие?
Д: Если сказки пишет народ, то они народные.
В: А если сказки пишет автор?
Д: Авторские.
В: Назовите каких авторов сказок вы знаете.
Д: Александр Сергеевич Пушкин, Корней Чуковский, Братья Гримм, Шарль Перро, Андерсен.
В: Молодцы! И с этим заданием справились.
Рефлексия: Ребята, в каком конкурсе мы приняли участие? Что особенно вам понравилось? Что вызвало трудности? Ребята, я видела, что вы старались, у вас было большое желание победить, и вы с этим справились. Спасибо вам за работу! Я хочу наградить вас медалями.